Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Электронные издания (электронные ресурсы)



Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.

          Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731

Тема:Сложное предложение с разными видами связи.

План занятия:

 

1. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2. Порядок разбора сложного предложения с разными видами связи.

 

Задание:

Изучите материал (§§ 176 - 178). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 803.

 

 

§ 176. Сложное предложение с различными видами связи.

Ведущая связь

Сложное предложение с различными видами связи можно назвать предложением усложненной структуры, поскольку в нем имеется более двух частей и представлено или сочинение и подчинение, или сочинение и бессоюзие, или бессоюзие и подчинение, или все три вида связи.

   В сложном предложении с различными видами связи всегда можно выделить основную связь, которая и является ведущей. Она бывает следующих типов (на примерах отдельных предложений):

                                                                                          I                                                                                                       II

1) бессоюзная: [ Под стенами Гассан- Кале течет речка Мургул], [берега ее покрыты железными источника, которые бьют из-под камней и стекают в реку] (П. ) - перечислительные отношения передаются с помощью интонации; вторая структурно-смысловая часть представляет собой сложноподчиненное предложение с определительными отношениями, придаточная часть присоединяется союзным словом которые;

                                                                                I                                                                                                      

2) сочинительная: [Северный уездный городок, где осталась моя семья, разорившаяся помещичья

     II

семья, был от меня далеко], и [я не понимал тогда, что потерял последнюю связь с родиной] (Б.) — она передается сочинительным союзом м; первая часть представляет собой сложноподчиненное предложение с определительными отношениями, придаточная часть присоединяется к главной союзным словом где; вторая структурно-смысловая часть — сложноподчиненное предложение с изъяснительными отношени­ями, придаточная часть присоединяется к главной подчинитель­ным союзом что;

 

                                                                                             I                                                                          II

3)  бессоюзная: [Уж было поздно и темно]; [сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя] (П.) — перечислительные отношения передаются интонацией; вторая структурно-смысловая часть представляет собой сложносочиненное предложение с пере­числительными отношениями, которые выражаются союзом и;

                                          I                                                                     II

3)  бессоюзная: [Старик Гранде ярко напомнил мне деда], [было обидно, что книжка так мала, и удивляло, как много в ней правды] (М. Г.) — первая структурно-смысловая часть — это про­стое предложение, а вторая — сложноподчиненное предложение с подчинением. Первое придаточное — подлежащное, присоеди­няется к главной части подчинительным союзом что, вторая часть также подлежащная, присоединяется союзом как.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.