|
|||
Рождественский курс. Лекция четвёртая (Дорнах, 5 января 1924 года).Рождественский курс. Лекция четвёртая (Дорнах, 5 января 1924 года).
Мои дорогие друзья! В трех предыдущих лекциях мы попытались создать общую картину, своего рода эскиз того знания, которым вы должны обладать как основой знаний врача и которое за столь короткое время можно было обрисовать лишь в общих чертах. Но, как вы убедились, для того, чтобы дать подробные пояснения к этим наброскам, необходимо длительное время. И вы будете располагать им на наших медицинских занятиях. Настоящее медицинское обучение должно быть построено таким образом, чтобы первый курс длился по меньшей мере год, а по возможности — еще дольше и чтобы в течение этого срока обучающиеся могли усвоить подобные сведения как основу медицинских знаний. Я могу вам предложить лишь краткое описание того, как это должно происходить. И поэтому я хотел бы, чтобы то, о чем я говорил в течение прошедших трех лекций, вы рассматривали как нечто наподобие рисунка углем, то есть как набросок того, что должен усвоить врач. Я бы обозначил эту область медицинских знаний как экзотерическую. За ней на медицинских курсах должна следовать эзотерическая часть медицинского знания, о которой мы сейчас и будем говорить. Эзотерическая часть знания должна строиться на основе экзотерических рассмотрений. И в ходе своих занятий медициной вы нисколько не должны пренебрегать ее экзотерической частью, стремясь со всею серьезностью и в первую очередь овладеть ею — теми знаниями, которые могут быть в ней почерпнуты. В настоящее время сделать это нелегко. Но, как мы увидим из последующих лекций, именно действуя в этом направлении можно достичь очень многого благодаря основанию медицинской секции в нашей Высшей школе в Дорнахе. Ведь сегодня уже стало возможным развивать и углублять все то, что до сих пор намечалось в общих чертах, принимая при этом во внимание аспекты знания, содержащиеся в моих циклах и книгах. Пока что эта работа продвинулась ненамного, но уже в ближайшем будущем, когда будет обнародован труд, который я подготавливаю при участии доктора фрау Вегман*,она получит соответствующее продолжение в плане создания антропософской медицины. Тогда станет ясным, какой импульс может дать антропософия медицине и, в частности, медицинскому обучению. Однако необходимо уяснить себе, что изучение медицины носит совершенно особый характер и имеет совершенно особые предпосылки; здесь невозможно обойтись без результатов духовной науки. Невозможно преподавать медицину, игнорируя при этом результаты духовной науки. До сих пор встречающийся в этой области хаос происходит оттого, что направление в вопросах изучения и познания задастся людьми, не имеющими с медициной ничего общего. Сегодня дела обстоят так, что имеющееся естествознание (равно как и теология) может служить нам лишь в технических целях и не может быть использовано в познавательных целях в отношении человека. В вопросах, касающихся познания человека, оно неприменимо. И действительно, истинное медицинское знание нуждается в чем-то особенном, и для вас это станет ясным, когда я буду говорить о том, как, собственно, возник человек. Я хотел бы и сегодня, и на последующих лекциях найти переход к эзотерическому рассмотрению тех вещей, на которые я обратил ваше внимание уже вчера: речь идет о том, что внешние субстанции являются, собственно говоря, процессами. Соль — это всего лишь осадок, возникший в результате некоего процесса. Процесс магния, процесс железа — все это процессы, совершающиеся вовне, в природе. Процесс свинца, процесс ртути — это процессы, которые человек не может нести в себе. Они совершаются вовне, в природе. Но тот факт, что человек не несет в себе этих процессов, является лишь кажущимся. Как возникает человек? Вначале создается физический зачаток посредством оплодотворения, затем этот зачаток должен соединиться с эфирным телом человека. Но эфирное тело человека возникает не посредством оплодотворения, оно образуется вокруг того, что позднее становится Я-организацией и астральной организацией, вокруг того духовно-душевного, которое нисходит из духовных миров, где оно пребывало в доземной жизни. Итак, здесь мы сталкиваемся с истинной сущностью человека как с наличествующим духовно-душевным существом, которое пришло, во-первых, из прежних инкарнаций и, во-вторых, из времени, проведенного человеком между смертью и новым рождением задолго до момента оплодотворения. Духовно-душевное ядро человека соединяется прежде всего с эфирным телом; это происходит еще до того, как оно соединится с тем, что возникает в результате оплодотворения как физическая зародышевая клетка. И эта возникшая трехчленность — Я, астральная организация и эфирная организация — соединяется с тем, что возникает посредством оплодотворения. Вы должны рассматривать эфирное тело как нечто, образованное Космосом. Но в тот момент, когда это образованное силами Космоса эфирное тело соединяется с физической организацией, оно еще содержит в себе силы, которые для самой физической организации уже не нужны, — силы свинца и силы олова. Многим кажется, что человек не является микрокосмом, поскольку он не содержит в себе тех или иных веществ, однако субстанции, которые человек не несет в своем физическом теле, очень важны для построения эфирного тела, и они действуют в эфирном теле вплоть до того момента, когда оно соединится с физическим телом. Это относится к процессам свинца, олова, ртути и так далее. Итак, эфирное тело соединяется с телом физическим. Другие члены, естественно, тоже. И вот в течение эмбрионального периода и в значительно большей степени далее, с появлением дыхания, то есть с первым вдохом новорожденного, происходит следующее: все силы, которые эфирное тело получило от веществ, не перешедших в физическое тело, переходят в тело астральное, и эфирное тело принимает форму тех сил (Kraftformen), которые перерабатываются телом физическим. Таким образом, эфирное тело претерпевает значительнейшую метаморфозу, при которой оно перенимает содержание, конституцию физического тела, а свою собственную конституцию, свое сродство с окружением человека передает астральному телу. Теперь уже астральное тело находится во внутреннем сродстве с тем, что человеку может открыться как знание. И в тот момент, дорогие друзья, когда вы начинаете воспринимать не только теоретическое, но и подлинное, внутренне переработанное медицинское знание, в этот момент вы оживляете в себе то знание относительно вашей связи с окружающей вас действительностью, которое ваше астральное тело уже несло в себе, но которое до сих пор оставалось неосознанным. Я хотел бы рассмотреть несколько особый случай. Представьте себе унылую местность, — унылую по той причине, что в ее почве в соответствии с сегодняшним строением Земли содержится много гнейса. В гнейсе, в свою очередь, содержится слюда, известная вам в качестве минерала. Слюда оказывает исключительно сильное воздействие на физическую локальную конституцию человека, всегда складывающуюся под влиянием определенной местности. Если человек родился в местности, богатой слюдой, это скажется на его физическом теле. Слюда воздействует на его физическое тело со стороны почвы. Вы можете обнаружить, что в местности, где имеется много слюды, в изобилии растет рододендрон — растение, часто встречающееся в Альпах, в Сибири и так далее. Субстанция рододендрона имела внутреннее сродство с эфирным телом задолго до того, как последнее в данной местности соединилось с телом физическим. Это сродство с рододендроном эфирное тело передает телу астральному. И если у жителей подобной местности встречаются болезни, которые возникают именно вследствие преобладающего воздействия слюды, передающегося через грунтовые воды, то это значит, что эфирное тело передает астральному телу то, что оно получило от рододендрона. Но ведь все это есть и вовне, в самом рододендроне. Из этого можно заключить, что в рододендроне содержится сок, который целителен при этой болезни. Так можно прийти к выводу, что в тех местностях, где встречаются специфические болезни, часто обнаруживаются и особые целебные средства, помогающие при этих болезнях. Теперь вам необходимо все это продумать, и, если вы являетесь медиком, то каждую ночь во время сна, вы, находясь в своем астральном теле, должны погружаться в местность которая была родственна вашему эфирному телу и теперь уж родственна вашему астральному телу. Если благодаря нашим занятиям медициной вы уже знаете, что в окружающей человека среде имеются целительные силы, то во время сна вы сможете постоянно переживать их действие. Во сне, в переживаниях сна, вы всегда найдете подтверждение тому, что можно изучить внешним образом, через диалектику. И потому в процессе изучения медицины необходимо считаться с этим, поскольку все внешнее диалектическое изучение медицины никогда и ни к чему не приводит. Если каждый раз во время сна вы не будете находить этого так необходимого подтверждения вашим знаниям в вашем астральном теле и в окружающей вас среде, то у вас наступит разлад и беспорядок. Если в результате медицинского обучения астральное тело в своем разговоре с окружающей средой не скажет врачу «да» относительно приобретенных им знаний, то это похоже на ситуацию, когда он слышит что-то, чего понять он не может и что только сбивает его с толку. Таким образом, медицинское знание внутренне связано с тем, что в ходе жизни человека проникает в него во время сна. И теперь вы видите, что именно из подобных вещей должна сложиться убежденность, что в изучении медицины должен принимать участие весь человек, а именно человек живой и чувствующий. Ибо во время этого ночного общения с целебными элементами появляется еще и нечто другое, чего никогда нельзя было бы достичь через диалектику: стремление к действительному оказанию помощи. Без этой устремленности, без чувства врача, без сочувствия к людям, которых он лечит, без этого стремления к личному оказанию помощи, собственно, нет и исцеления. Теперь я должен сказать вам о том, что, возможно, произведет на вас странное и парадоксальное впечатление, но ведь здесь вы стремитесь изучить именно то, чего сегодня недостает и что должно прийти. Следовательно, я должен сказать и об этом — ведь здесь, в Дорнахе, мы работаем, основываясь на эзотерических импульсах. Мне часто говорили, что средства, которые мы изготовляем в нашей фармацевтической лаборатории — это вам покажется парадоксальным, но иногда вам следует считаться и с парадоксами, — необходимо тщательно оберегать, чтобы никто кроме нас не смог их изготовить. Я как-то возразил им по этому поводу, что, собственно, я не испытывал бы в этой связи никакого особого беспокойства, если бы нам действительно удалось привнести в наше течение эзотерические импульсы. В дальнейшем будет видно, что эти средства изготовляются на эзотерической основе и что вовсе небезразлично, изготовлено ли средство здесь с использованием всего того, что приходит из области эзотерического знания, или же оно подделано на какой-либо фабрике. Это может показаться парадоксальным, но это так. Наши действия ведут к чему-то большему, чем может привести утаивание этих средств, носящее формальный характер. Они должны способствовать появлению определенного настроя, который помог бы людям задуматься: здесь скрыто нечто такое, что придает вещам целительную силу, имеющую духовное происхождение. Дело тут не в суевериях. Наш подход — вы еще будете иметь возможность в этом убедиться — опирается на строгую духовнонаучную основу. Рассуждая подобным образом, многим удастся осознать, что с признанием лекарственных средств, изготовляемых именно здесь, уже кладется начало тому, что с необходимостью должно быть осуществлено. Возражения, с которыми мне довелось столкнуться, объяснимы. Ведь люди сегодня не представляют себе, что именно в области медицины с гораздо большей серьезностью нужно относиться к тому, что является эзотерической, духовной жизнью. Только осмыслив это, вы можете увидеть, какую реальную, а вовсе не формальную цель — как это часто случается — преследовало в деле изучения медицины основание Высшей школы. Вы поймете также, что за первым экзотерическим медицинским курсом непременно должно следовать продолжение в виде второго курса, который будет с достаточной степенью эзотеризма подходить к рассмотрению человека, отчего медицинское знание, преобразившись, станет в человеке образом мысли, подлинно медицинским образом мысли. Всегда встречались люди, инстинктивно проявлявшие неустанное стремление к приобретению подобного медицинского образа мысли. Также и на примере последней трети девятнадцатого столетия, когда мало что способствовало его рождению и когда он действительно проявлялся лишь у отдельных людей, слывших чудаками, можно увидеть, насколько спорадический характер носило его появление. В сущности, призыв Венской медицинской школы**, вместе с которой я, собственно говоря, и вырос, нашел такой широкий отклик именно потому, что эта медицинская школа основывалась на методе лечения того заболевания, в котором терапия нужна меньше всего, а именно — воспаления легких. Отсюда и возник — вы еще услышите об этом — так называемый нигилизм. Не иначе как вполне сознательно известные венские медики защищали позиции медицинского нигилизма, придерживаясь следующей точки зрения: ни одно лекарство лечить не может! К ней в известном отношении примыкал также и Вирхов, утверждавший, что для пятидесяти из ста так называемых излеченных больных не имело значения: давали им лекарства или нет — они бы выздоровели и без них. Относительно тридцати процентов больных можно с уверенностью утверждать, что лекарства им попросту навредили. Что же касается всех остальных то не исключено, что им помогли как раз те лекарства, которые были для них отобраны. Это говорю не я, а Вирхов***, медицинская знаменитость последнего столетия. Мне и сегодня известны знаменитости, определенно придерживающиеся подобного взгляда невзирая на то, что, возможно, они как раз и являются сторонниками терапии. Здесь явно отсутствует медицинский образ мысли, но он часто отсутствует и тогда, когда о нем говорят как о некой формальности. Он должен войти в действительность, и потому так необходим именно второй медицинский курс, фундаментом которому служит экзотерическое знание. Подобный медицинский образ мыслей присущ людям, обладающим истинными человеческими качествами. Такие люди, даже применяя изжившие себя методы, иногда приводят нас в восхищение своим величием, как это было в случае с Парацельсом. Конечно, ему можно предъявить много возражений по тем или иным вопросам, и все же медицинский образ мысли проявлялся в нем самым величественным образом. Придя в какую-нибудь местность, он уже знал, где на поверхность выходят пласты мертвого красного лежня. Ему было известно, что некоторые болезни — а именно болезни крови — происходят оттого, что мертвый красный лежень выходит на поверхность земли. Развитие процесса болезни сопровождается характерными признаками. Находясь в местности, где много красного лежня, можно заметить, что населяющие ее люди привыкли к нему и это проявляется в особенности их темперамента. Например выясняется, что у этих людей очень хорошо действует селезенка. И если к ним приходит посторонний, то они не вызывают в нем особых симпатий. Как правило они ужасно своенравны, неуступчивы и ограниченны; если кому-то поступки их покажутся лишенными здравого смысла, они примут его за глупца. Люди, населяющие эту местность, привыкают к мертвому красному лежню. Но человек со стороны, желающий основать там дело, не сможет перенести присутствия красного лежня, а также воду этой местности. У него появятся болезненные симптомы. Парацельс говорил, что у жителей подобной местности эти болезни передаются по наследству. Он утверждал, что причиной этого является нечто такое, что находится в области эфирного тела. Он назвал это нечто «археем» (Archaus). Конечно, с этим археем должно что-то произойти, прежде чем он попадет в эмбрион. Нетрудно заметить, что в подобной местности в изобилии произрастает золотой дождь, ракитник. В этом растении, в его цветках и листьях, а иногда также и в корнях содержится сок, который можно применять как хорошее лечебное средство, с учетом, конечно, конституции того или иного человека. Здесь, фактически, речь идет о том, что благодаря подобному медицинскому образу мысли человек приобретает совершенно новый взгляд на природу. Так, еще будучи юношей я познакомился с одним врачом. Его часто видели в полях, на нивах, лугах, где он общался с растениями, цветами, насекомыми, ну и так далее. В том месте, где он слыл скромным, непритязательным врачом, жили также трое-четверо корифеев. Можно сказать, что деятельность этого скромного врача, так любившего полевые цветы, была несравненно более плодотворной для больных, чем деятельность окружных врачей и прочих столпов медицины, поскольку свою мудрость последние получили из школы и из того, что к ней примыкает. Он же свою мудрость в области целебных средств приобрел в непосредственном общении с природой, которое только тогда ведет к медицинским знаниям, если уметь любить природу во всех ее проявлениях. Рассматривая природу в микроскоп, перестаешь ее любить. Но ее нужно именно любить, нужно быть в состоянии ее «макроскопировать». Этим примером я хотел вам показать, сколь необходимо для достижения медицинских знаний пробудить подсознательно протекающую жизнь астрального тела. Я не пытаюсь сбыть вам залежавшийся медицинский товар, но хочу лишь предложить то, что получено из непосредственного рассмотрения действительности. Но поскольку современный язык, а также и сегодняшняя медицинская терминология не располагают подходящими выразительными средствами, мы просто должны прибегнуть к имеющейся терминологии, поскольку в противном случае пришлось бы изобрести новую. Это, возможно, и благоприятствовало бы распространению наших воззрений, но пока, в течение, вероятно, долгих лет, нам придется пользоваться уже существующей терминологией. И сейчас вы можете увидеть, как по-разному я буду использовать старые выражения. Было бы правильно обратить внимание сначала на растительный мир. Я говорю это не в связи с тем, что хотел бы рекомендовать растительные лечебные средства в качестве универсальных, просто таким образом можно очень многому научиться и, главное, приобрести очень многое для эзотерического углубления. Основополагающую роль в деле передачи медицинских знаний играет то обстоятельство, что рассмотрения проводятся в трех различных направлениях. Однако они не имеют ничего общего с сегодняшним подходом к приобретению знаний и навыков. Ведь как это выглядит сегодня? Если студент что-либо выучил, то считается, что он это уже знает, и дальше он думает так: теперь я это хорошо знаю и могу уже применять на практике. В противоположность этому религиозно настроенный человек, ежедневно читающий молитву «Отче наш», вовсе не считает, что ее достаточно «знать». Он не устает повторять ее изо дня в день. Он пропускает через свою душу то, что он «знает». Здесь мы имеем дело с совершенно иным, в корне иным постижением вещей. Или возьмем, к примеру, посвященного. Вы можете быть совершенно уверены в том, что элементы оккультного знания ему известны. Однако он не останавливается на том, что он знает это, что когда-то он воспринял это. Для него гораздо важнее время от времени с верой проводить через свою душу как первоначальные, так и следующие за ними элементы знания, отчего его душа постоянно получает новые, несущие ей вдохновение силы. Религиозно настроенный человек обладает совершенно иным опытом, нежели тот, чье восприятие природы ограничивается лишь физическим миром. Мы должны вновь и вновь находить себя в природных ритмах, если мы ищем живого, а не мертвого знания. Как знание, так и основанная на нем деятельность должны все снова и снова ритмически повторяться. Именно это я имею в виду, говоря, что основой для медицинского знания должен служить медицинский образ мысли. Черпать медицинское знание из самой природы человека и его окружения — вот что имеет первостепенное значение для терапии. И здесь исключительно важно, чтобы вы сумели понять, как в своей душе вы вновь и вновь даете возродиться растению. В растении особую значимость имеют три вещи. Во первых, это встречающийся у некоторых особых растений и проявляющийся совершенно особым образом аромат растения, связанный с действующими в нем маслами. Аромат растения — это то, что является притягательным для определенных элементарных духов, стремящихся погрузиться в растение. И поскольку то, что как деятельность (но не как субстанция) лежит в основе запаха, в минеральном царстве в наиболее концентрированном виде содержится в сере, то этот действенный в запахе растений их духовный экстракт, вызывающий в элементарных духах своего рода непреодолимую тоску, непреодолимое стремление, можно вместе со старой медициной назвать «серным» (das Sulfurige) в растении. Можно сказать, что уже в самом духовном видении этого «серного» растений приобретается истинное понимание их запаха, понимание того, что здесь разыгрывается нечто между духовными верхами и низами, отчего растение и пахнет. Это первое. Второе, чего можно достичь, есть внутреннее ощущение того, что становится листом. Не составит особого труда провести параллель между цветком и ароматом растения с одной стороны — и листьями и формой растения с другой. Ведь листья так разнообразны! Среди них встречаются пилообразные, округлые, острые, притупленные, расчлененные и так далее. Не правда ли, относительно листьев в растении необходимо приобрести тонкое чувство, ведь этим оживляются те духовные существа, которые благодаря аромату погружаются в растение. Повсюду из космической периферии в растение излучается стремление к образованию каплевидных форм. Видите ли, здесь присутствует нечто такое, благодаря чему в вас может родиться удивительное чувство по отношению к тому, что, собственно, любовно образовано из Космоса и содержится в листьях — если, конечно, вам удастся проявить любовь к созерцанию листьев, когда они по утрам усеяны сверкающими каплями росы. Ведь капли росы по самой своей сути отражают стремление периферии, Космоса, порождать в растительном округлое, каплеобразное. Капля является тем, что целиком и полностью лежит в основе листа как такового. И если бы в растении духовно деятельным было только периферийное, космическое начало, то растения всегда образовывали бы округлые формы. Вы видите, что округлый элемент в растениях встречается особенно часто в тех случаях, когда в них преобладает космическое, а именно в формах некоторых ягод, в строении некоторых листьев и так далее, но эти каплевидные формы тотчас же подпадают под воздействие земных сил. Капля растягивается в разные стороны, отчего и возникает многообразие форм. Это стремление к каплевидности в минеральной сфере мы в концентрированном виде находим в ртути. И поэтому в старой медицине это «стремление к капле» называли меркуриальным. В старой медицине название «меркурий» (Merkur) применялось для обозначения не ртути (Quecksilber), а «стремления к капле», динамического стремления к капле. Повсюду, где это стремление проявляется, присутствует меркуриальное начало. Ртуть — это металл, имеющий на Земле форму капли, поскольку для этого существуют необходимые условия. Ртуть имеет на Земле имеет ту же каплевидную форму, которую серебро имело бы на Луне. Здесь речь идет о том, что старая медицина все каплевидное называла «Меркурием». Для старой медицины также и все металлы были «Меркурием». Нужно отметить, что старая медицина отличалась подвижностью, живостью. И мы должны вновь прийти к этому. Затем вам необходимо приобрести чувство, что вы настолько открыты для восприятия всего подвижного и живого, что можете сказать: когда я, находясь утром в поле, замечаю на листьях серебристые жемчужины росы, они открывают мне то, что в самих листьях живет в духе, — стремление к космической округлости. Чтобы понять растение, вам необходимо это почувствовать. Вы должны научиться понимать растения в их округлости. Затем вы научитесь понимать растения настолько глубоко, что у вас появится внутреннее отношение вначале к живущему в них стремлению к образованию каплевидных форм, затем к их аромату, и так вы постепенно придете к тонкому пониманию всех действующих в человеке центробежных сил. Их проявление можно найти в том, что человек стрижет ногти и они вновь отрастают — так действуют центробежные силы, пронизывающие человека. В течение первых семи лет жизни они непрерывно проходят сквозь человека, что находит свое завершение с появлением коренных зубов. Наиболее ярко их действие проявляется в потообразовании. То, что в запахе растений устремлено ввысь, где оно привлекает духов природы, живет также и в запахе пота, имеющего центробежную направленность. Если вы действительно хотите обнаружить в человеке проявления растительного начала, то вам необходимо направить свой взгляд именно на это, и вы сможете увидеть его в его глубокой устремленности изнутри наружу. Вы приобретете глубокое и непосредственное знание существующей взаимосвязи между тем, что находится вне человека, и тем, что есть в нем самом. Но посмотрите, поскольку эфирное тело передает свои характерные свойства телу астральному, дело принимает совершенно иной оборот. Эфирное тело хотело бы все, взятое им из его окружения, развить по направлению вверх. Но поскольку оно передает это астральному телу, то все это развивается центробежно, вовне [вниз?], так что растительное начало в человеке действительно проявляется в этой направленности наружу. Посмотрите на растение, на то, как оно корнями погружено в землю, как оно с помощью корней вступает во внутреннюю связь с солями почвы в самом широком смысле. Здесь имеет место процесс, который противоположен сопутствующим явлениям чувственных процессов, являющихся процессами соли. Возьмите, к примеру, поваренную соль, имеющую в растворе соленый вкус, и затем представьте себе этот процесс полярно обращенным, то есть растворение прекращается, происходит агломерация, причем и запах и вкус принимают латентный характер. В этом процессе вы можете увидеть то, что разыгрывается между почвой и корнями растений и что в старой медицине называли «процессом соли». В старой медицине солью называлось не то, что называется солью сегодня, то есть углекислая соль и так далее. Солью называлось то, что у растений в тонких окончаниях их корней вступает в связь с субстанцией Земли. Это и есть соль (Salzige). Продолжая ритмично направлять внимание на эти чудесные тайны природы, вы на практике сумеете оживить свои медицинские знания. Итак, если вы попытаетесь подобным образом оживить свои медицинские познания, вы сможете природу и человека увидеть с такой стороны, что из сильных импульсов к оказанию помощи, о которых я уже говорил, к вам придет и способность исцелять. Разумеется, подобное может произойти только на предлагаемой мною основе, то есть совершенно конкретно. В основе должно лежать конкретное побуждение пройти через прилежное, усердное, живое экзотерическое изучение, потому что в противном случае могут возникнуть конфузы. Однако необходимо помнить, что именно через ритмическое самопогружение в природную среду — но вовсе не через теоретическое изучение медицины — приобретаются действительные основы медицинских знаний. Я попытался их охарактеризовать, и теперь вы можете их ритмически пережить. То, что я сейчас напишу на доске, нужно не для того, чтобы вы это «знали», а для того, чтобы это снова и снова будило и оживляло в вас чувство медицины. Примерно это выглядит так: Ihr heilenden Geister Ihr belebet euch Ihr machet Halt Вы, духи-целители, Вы обретаете жизнь Вы создаете опору себе Это является как бы тем, что приобретает душа, всматриваясь в окружающий ее мир и пробуждая внутреннее чувство для этого мира. Человек тогда может ответить: Ich will mein Seelenwissen Ich will mein Seelenwissen Ich will mein Seelenwissen Я хочу знание моей души Я хочу жизнь моей души Я хочу бытие моей души Дорогие друзья, то, что можно приобрести таким образом, то есть относясь к этому так, как верующие относятся к молитве, вновь и вновь оживляя ее в себе, может вызвать в душе силы, которые будут действовать в духе медицины. Ибо обычные силы, взращиваемые сегодня в школе, не могут пробудить медицинское знание. Поэтому во главу эзотерических рассмотрений, к которым мы так стремимся, я ставлю следующее: как оживить силы души, чтобы в ней стало деятельным то, что может привести человека к медицинскому знанию? __________ * ...труд, который я подготавливаю при участии доктора фрау Вегман... — Р. Штайнер, И. Вегман «Основы духовнонаучной медицины для углубления искусства врачевания». Библ. 27. ** Венская медицинская школа. — Основана прибл. в 1840 году. *** Рудольф Вирхов, (1821-1902). Немецкий ученый и политический деятель, основатель современной патологической анатомии. Занимался также вопросами антропологии, этнографии и археологии. В последний период жизни выступал как ярый противник учения Дарвина.
|
|||
|