|
|||
Рождественский курс. Лекция третья (Дорнах, 4 января 1924 года).Рождественский курс. Лекция третья (Дорнах, 4 января 1924 года).
Мои дорогие друзья! Я уже говорил, что начиная с завтрашнего дня мы с вами договоримся так: вы, обдумав возникающие у вас вопросы, зададите их или передадите их мне в виде записок. Таким образом, выявив для себя ваши пожелания, я смогу учесть их в ходе лекции. Итак, сегодня я хотел бы кое-что добавить к тому, что непосредственно касается наших вчерашних и позавчерашних рассмотрений человека и его отношения к миру. Если в ходе антропософского рассмотрения человека мы позволим, так сказать, смутить нас тем людям, которые, основываясь на принципах сегодняшней науки, имеют самые различных точки зрения в этом вопросе, что, собственно, равносильно отсутствию какой-либо точки зрения, и будем придерживаться общепринятого, то мы этим ничего не приобретем. Ведь то, чем мы обладаем и истинность чего является для нас великим и значительным фактом, сильно разнится с тем, что сегодня является общепринятым. Истина чрезвычайно далека от общепринятых взглядов на мир. И потому тот, кто сегодня стремится к истине, должен набраться мужества, чтобы суметь заглянуть в область, являющуюся для современной науки полнейшим абсурдом. Но все же становится необходимым — если вы действительно хотите лечить — чтобы вы общались также и с теми (не здесь, а вообще), кто лечит, сообразуясь при этом только с внешним миром, чтобы вы некоторым образом (об этом я еще скажу) занялись сегодняшней внешней наукой. Иначе на фоне сегодняшних заблуждений вы будете довольно неумелы в обращении с истиной. Вещи, о которых мы здесь говорим, люди сегодня рассматривают так, будто им приходится иметь дело с семью-восемью десятками встречающихся на Земле веществ*, а также с теми силами, которым подчинены эти вещества: силами притяжения, отталкивания и так далее — силами, действие которых проявляется через определенную эквивалентность, атомный вес и так далее. Они приходят к известным так называемым законам природы, с помощью которых они и пытаются создать представление о том, как в полном согласии с этими законами эти вещества образуются, после чего они выстраивают фантасмагорический образ человека, обязанного своим происхождением различным силам, источник которых видят опять же в веществах, и так далее. Но все это не так. Как строение человека, так и силы, поддерживающие его питательные процессы и процессы роста, вовсе не находятся под одним лишь влиянием, исходящим из земных веществ. При рассмотрении эфирного тела мы уже видели, что оно полностью находится под влиянием сил, притекающих с периферии, из Космоса. Рассмотрев эти два рода сил — силы, исходящие из веществ Земли, и силы, приходящие из периферии, из Космоса, вы обнаружите, что для каждого органа необходимо уравновешивание, равновесие, гармонизация этих двух видов сил. По способу достижения этого равновесия отдельные человеческие системы органов значительно отличаются друг от друга. Рассмотрим с этой точки зрения человеческую голову. Прежде всего необходимо обратить внимание на то — я уже часто в ходе лекций, там, где было возможно, обращал на это ваше внимание, — что в отношении каждого земного тела в первую очередь должна приниматься во внимание сила тяжести, вес тела, и в связи с этим нужно учитывать, что вес человеческого мозга, то есть собственно основная масса человеческой головы в значительной мере элиминируется благодаря тому, что имеющий твердые очертания мозг плавает в мозговой жидкости. Так что можно сказать: мозг плавает в мозговой жидкости, циркулирующей по спинномозговому каналу. Когда мозг взвешивают, он весит от 1300 до 1500 граммов. Но в человеке он весит не так много, не более двадцати граммов. Почему это так? А потому, что он погружен в мозговую жидкость, и, согласно закону Архимеда, каждое тело теряет в весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость. На мозг со стороны жидкости действует сила выталкивания, так что от его веса, собственно, остается лишь двадцать — двадцать пять граммов. И с этой силой мозг давит вниз. Если бы он давил вниз всей своей тяжестью, то ниже мозга не могло бы быть венозной системы. Все бы просто расплющилось. Поэтому можно сказать, что мозг лишен своего земного свойства — тяжести. Со своим мозгом мы можем жить не благодаря земному свойству тяжести, а как раз благодаря тому, что отдаляет его от земли, благодаря подъемной силе, противостоящей земному тяготению. Лишь на двадцать граммов подвержен мозг земному тяготению. Поэтому можно сказать: что касается нашей головы, то в этой части мы притягиваемся Землей лишь с очень незначительной силой. Это первое. Отсюда мы можем видеть, что земная природа мозга практически теряется благодаря человеческой организации. Устройство человеческого организма таково, что земные силы просто исчезают. Это лишь один пример, взятый из большого количества подобных случаев. О существовании силы выталкивания, подъемной силы человек знает из принципа Архимеда, но даже в области техники она учитывается не всегда. Иначе не происходило бы таких вещей, как высыхание крупного водохранилища в Италии, где из-за незнания Архимедова принципа во всей его полноте был допущен технический просчет. Я не знаю, осознает ли это человечество, но из приведенных примеров можно сделать очень точный вывод: за верные принимаются здесь те законы, которые подходят к одному случаю, и при этом игнорируются законы, к данному случаю не подходящие. Что же касается человеческой головы, то здесь не только теряется вся ее внутренняя организация и тяжесть, но происходит и нечто другое благодаря особой организации человеческого процесса дыхания, благодаря статическим отношениям, складывающимся между вдохом и выдохом. Побуждение к выдоху, возникающее на кульминационной точке вдоха, некоторым образом иссякает в тот момент, когда наступает очередь вдоха, и побуждение к вдоху, следующее за выдохом, происходит подобным же образом. Они ведут себя подобно тяжести и подъемной силе. Самым неправдоподобным является здесь то, что при ходьбе картина присущих нашей голове статических связей остается неизменной. Наша голова, наш мозг пребывают в покое. И если мозг благодаря подъемной силе мозговой жидкости не становится тяжелым, то в процессе ходьбы так же дело обстоит и с его собственными внутренними связями, внутренними связями самого мозга. И это происходит не только при нашей ходьбе, но странным образом и в случае движения, которое мы совершаем вместе с Землей. В нем мы участвуем всем своим телом за исключением мозга. Для мозга оно постоянно нейтрализуется. Стало быть, в случае, когда мозг весит 1500 граммов, от его веса всегда реально остается только 20 граммов. Кроме того, если мы совершаем головой столь же быстрое движение, как и всем остальным телом, то на самом деле она остается в покое. Конечно, представить себе, что нечто, находящееся для внешнего наблюдателя в движении, на самом деле покоится, труднее, чем то, что нечто подвластное тяжести, собственно, не является тяжелым. Но тем не менее это так. Относительно внутренней организации человека голова, таким образом, пребывает в постоянном покое. Все силы взаимно уравновешены, лишь по направлению вниз действует незначительная сила тяжести, выступающая в отношении 20 к 1500, и по направлению вперед существует небольшая сила поступательного движения. Но в целом все движение уравновешивается. Следовательно, можно сказать, что человеческая голова, взятая в своем отношении ко всему остальному организму — в плане своего внутреннего переживания, — похожа на человека, спокойно и неподвижно сидящего в автомобиле; автомобиль движется, и человек также движется вместе с ним. Переживания человеческой головы таковы, какими они были бы, если бы она не была тяжелой. Она нейтрализует свою способность к движению, когда движется человек и когда вместе с человеком движется и Земля. Таким образом, человеческая голова как орган есть нечто совершенно особое, поскольку она отстраняет, изолирует себя от всего происходящего на Земле. Лишь в незначительной степени участвует Земля в головной деятельности человека. Человеческая голова есть как бы подражание Космосу. Фактически то, чем является человеческая голова, — это некое подражание Космосу, это действительное отражение Космоса, и по своей сути она совершенно не связана с силами Земли. Итак, внутреннее строение мозга, его форма основаны на подражании силам Космоса, и мы сможем понять их, исходя не из чего-либо земного, но исходя из Космоса. Действие Земли в том, что она — я скажу грубо, но вы поймете меня — прорывает по направлению вниз космическое образование и вкладывает в человека все то, что тянется к Земле. Вы это легко увидите, рассматривая скелет. Если удалить череп, являющийся отображением Космоса, то все оставшееся будет являться космическим в лучшем случае лишь наполовину, как, например, схема расположения ребер, находящаяся по влиянием также и земных сил. В трубчатых же костях ног и рук вы можете видеть уже чисто земные образования. Взгляните на позвонки, на бугристые позвонки спинного хребта, на которых сидят ребра. Вы поймете, что они возникли из равновесия между космическим и земным. И теперь взглянув на голову, в черепном своде вы обнаружите форму, в которой Космос лишил земное возможности самому образовывать формы; форма черепного свода является отображением Космоса. Отсюда следует необходимость изучения человеческих форм. Только изучив человеческие формы и к тому же зная, что голова со всеми своими мягкими и текучими образованиями находится в покое, обеспечивая человеку возможность иметь внутренние переживания, то есть подражает в этом отношении Космосу, вы признаетесь себе, что, собственно, вся анатомия и физиология в том виде, в каком они сегодня существуют, суть нечто такое, об истинности чего говорить и не приходится, поскольку здесь отсутствует понимание того, что речь идет о вещах, находящихся под влиянием Космоса. Я сказал, что исходящие и действующие из периферии силы проникают в человеческую голову как бы со всех сторон. Но существует огромное различие между тем, задерживаются ли эти силы Луной, Солнцем или Сатурном. Благодаря наличию определенных звезд эти периферические силы модифицируются, и, следовательно, вовсе не безразлично из какого места и в каком направлении они действуют. Их воздействие существенно преобразуется той областью, где мы обнаруживаем то или иное звездное образование. Сегодня это понимается на дилетантском уровне, между тем как в очень отдаленные времена это воззрение, являясь интуитивной мудростью, лежало в основе древней астрономии. Сегодня на основе имеющихся фактов никто уже не может составить представления о том, каковы же веши в действительности. Сказанное мною очень важно для понимания того, каким же, собственно, является строение человека. Ибо в том, что человек в области своей головы полностью подчинен Космосу, в то время как благодаря трубчатым костям ног он подпадает действию сугубо земных сил, находит свое выражение (вплоть до субстанционального уровня) нечто, лежащее в основе образующих сил. Вы, конечно, знаете, что в костном составе человека есть нечто, выступающее как углекислая известь. Но там содержится также и фосфорнокислая известь, и обе они имеют огромное значение в процессе образования костей. Благодаря углекислой извести кости обладают свойством подчиняться Земле. Если бы костная субстанция не была пропитана углекислой известью, то Земля не могла бы воздействовать на нее. Углекислая известь образует для Земли материальную, вещественную точку приложения с тем, чтобы в согласии с ее образующими силами формировать кости. Фосфорнокислая известь при формировании костей образует точку приложения сил для Космоса. Таким образом, если вы возьмете трубчатую кость, к примеру, бедренную кость, то она не смогла бы достичь своей длины, если бы этому не способствовала углекислая известь. И она не имела бы шейки бедра, если бы этому, с другой стороны, не содействовала фосфорнокислая известь. При этом ничего не меняет тот приводимый анатомами в качестве возражения факт, что количество фосфорнокислой и углекислой извести в трубчатой части кости и в шейке бедра примерно одинаково. Но, во-первых, при более точном исследовании это не совсем верно — оно все же различно, — а во-вторых, в подобных случаях необходимо учитывать еще и то, что весь человеческий организм основан на наличии в нем созидательных и разрушительных процессов. То есть процессов, в результате которых нечто создается, и процессов, посредством которых выводится то, что не было использовано при созидательных процессах. Огромное различие между этими созидательными и разрушительными силами вы можете проследить на самих веществах. Возьмем, к примеру, фтор. Обычный анатом сказал бы: фтор играет определенную роль при образовании зубов, но он имеется также и в моче. Таким образом, фтор имеется и здесь, и там. Но дело не в этом. При построении зубов фтор играет позитивную роль; зубы не могут быть построены без фтора. В моче находится уже отработанный фтор, его необходимо вывести из организма. Главное здесь — уметь различать, находится ли нечто в этом месте потому, что оно попало сюда как продукт выделения, или же потому, что оно абсолютно необходимо в процессе созидания. Это действительно так. Если, к примеру, какая-то кость образована в основном силами Космоса, то это значит, что здесь принимает участие фосфорнокислая известь. В какой-либо другой кости фосфорнокислая известь присутствует как продукт выделения. И наоборот: в трубчатых костях углекислая известь является строительным материалом, и она же, как продукт выделения, подлежит удалению из костей, образованных Космосом. Нужно сказать, что вопрос вовсе не в том, в каком месте находится то или иное вещество, а в том, какой путь оно проделывает и какую роль играет в том или ином месте организма. Однажды я попытался все это наглядно представить нашим друзьям, сказав им: допустим, я, выходя на прогулку в девять часов утра, замечаю на скамейке двух людей, спокойно сидящих рядом. После обеда, в три часа я вновь прохожу тем же местом. Эти же люди вновь спокойно сидят друг возле друга. Констатируя эти факты, я, собственно, ни к чему прийти не могу. Ведь все это могло происходить и так: один из них запасся бутербродом и потому с девяти до трех часов оставался на том же месте, другой же ушел, проделал какой-то путь и вернулся к трем часам пополудни. Первый человек хорошо отдохнул, второй же сильно устал. Внутренняя конституция этих людей совершенно различна. Здесь важен не сам факт присутствия того или иного человека, а то, что он совершил: важно знать, каким был его жизненный путь, чтобы достичь этого места. И, в сущности говоря, для понимания человека совершенно необязательно знать, какое конкретное вещество находится в том или ином его органе. Человека можно понять, только зная, какую роль оно там выполняет, участвует ли оно в созидании, или же является продуктом выделения. Невозможно выбрать лечебное средство, основываясь только на качестве какого-либо вещества, необходимого человеческому организму. Для этого нужно хорошо представлять себе весь упомянутый процесс. Только таким образом можно прийти к пониманию того, что в действительности распределение веществ в Космосе совершенно не таково, каким его обычно видят. Обращает на себя внимание факт, о котором люди в последние пять-шесть столетий уже не задумываются. Речь идет о том, что при наблюдении определенных аналитических процессов, происходящих в человеческом организме, можно указать на присутствие в них железа. Все эти процессы таковы, что можно сказать: в человеческом организме, в крови содержится железо. В то же время все попытки обнаружить в человеке свинец, если, конечно, организм в нормальном состоянии, будут напрасны. Обычно свинец можно найти только в свинцовой руде, где он пребывает в грубом состоянии. Но ведь все металлы, которые мы в нашей земной субстанции обнаруживаем в грубом виде, находились когда-то в своих первообразах на Сатурне, Солнце и так далее в совершенно летучем, даже теплоэфирном состоянии. Они там присутствовали как растворенные, летучие, теплоэфирные состояния. Человек же, само существо человека уже присутствовало на древнем Сатурне, хотя, конечно, в совершенно иной форме. Он переживал все эти процессы, и в том числе такие, как, например, превращение железа из полностью летучего, тонко распыленного теплоэфирного состояния в то, чем оно стало сегодня. Он переживал процессы развития мира, и так далее. Примечательным здесь является то, что человек в отношении железа, в отношении магния повел себя следующим образом: он принял эти вещества в свою собственную организацию. Свинец же он преодолел. Итак, по отношению к магнию он повел себя так, что в результате процесс магния соединился с процессом, происходящим в нем самом. По отношению же к свинцу он повел себя иначе: ему удалось избежать свинцового процесса, он отделил, исключил его. Итак, в случае с магнием мы видим, что в человеке действуют те же силы, которые вовне действуют в магнии. Человеку необходимо внутренне преодолеть их. Что касается процесса свинца, то его он преодолел еще будучи существом не облаченным в кожу, еще являя собой метаморфизирующий образ, состоящий в единстве с Космосом. Он еще и сегодня несет в себе это преодоление, отделение свинцового процесса. Итак, он несет в себе созидательные силы магния, а также и силы, необходимые для выделения свинцового процесса. Но что, собственно, это означает? Чтобы это понять, вам нужно только изучить, что происходит с человеческим организмом при отравлении свинцом. Он делается хрупким, склеротичным. Поэтому можно сказать: человеческий организм не выносит наличия свинца. Но если свинец все же попадает в организм, наступает отравление. Организм, конечно, начинает бороться с этим процессом — субстанции всегда являются процессами, — лежащим в основе субстанции свинца. Свинец включается в органический процесс, организм же мобилизуется и пытается изгнать его. Если это удается, он выздоравливает. Если же свинец оказывается сильнее, то вместо выздоровления начинается процесс разложения, сопутствующий отравлению свинцом, поскольку человеческий организм в состоянии переносить только процессы, преодолевающие свинцовый процесс. Он не может нести в себе сил, образующих субстанцию свинца. Если теперь исследовать, что дает человеку его неспособность выносить присутствие свинца, то можно прийти к следующему. Человек, как известно, прежде всего является чувственным существом (Sinneswesen). Он воспринимает окружающие его предметы и затем размышляет о них. Ему необходимо как одно, так и другое. Он должен воспринимать вещи, что позволяет ему вступать в связь с миром. Ему необходимо также размышлять, сдерживая и подавляя при этом свою восприимчивость, благодаря чему растет его самостоятельность. Если мы только воспринимаем, то мы целиком уходим во внешнее созерцание. И напротив, отдаляясь от вещей, размышляя о них, мы лишь тогда выступаем как личность, индивидуальность. Благодаря этому мы не растворяемся в вещах. И если изучить человеческое эфирное тело, то в нем обнаружится некий центр, являющийся средоточием сил, отвергающих свинец. Он расположен примерно в том месте, где находится темя. Отсюда излучаются силы, преодолевающие свинец. Они пронизывают весь организм с тем, чтобы в него не смогли проникнуть образующие свинец силы. Выработанные телом противоборствующие свинцу силы имеют огромное значение, поскольку именно благодаря им я, к примеру, глядя на этот мел, не остаюсь полностью захваченным тем, что я вижу. Ведь в этом случае я просто отождествился бы с созерцаемым предметом. Прекращая наблюдение, я обретаю самостоятельность, что достигается мною с помощью тех же сил, которые преодолевают действие свинца. Итак, благодаря этим противодействующим свинцу силам человек может быть внутренне замкнутой личностью. Тем, что он в состоянии обособиться от мира, он обязан силам, преодолевающим свинец. Эти силы, которые имеются в человеке и присутствие которых — учитывая определенные обстоятельства, о которых я хотел бы упомянуть, — можно обнаружить, имеют не только физически-эфирную, но и совершенно определенную душевно-моральную значимость. Я хочу сказать следующее: человек принимает в себя некоторые металлические субстанции, соединяя их с собственным телесным организмом, другие же он отвергает; он несет их в себе лишь в форме отвергающих, преодолевающих их процессов. Почему же человек в течение своего длительного развития, начиная с эпохи Сатурна, Солнца и так далее, одни субстанции, возникшие во внешнем мире, отвергает, в то время как другие принимает в себя? Причина подобной избирательности в том, что человек может принять в себя независимые моральные силы. Если бы человек был предрасположен к силам, образующим свинец, то можно было бы сделать вывод, что теперешний его организм, пусть и не испытывая необходимости в свинце, несет в себе те силы, которые его образуют, то есть он несет в себе свинец совершенно в том же смысле, в каком говорится, что он содержит в себе железо. В этом случае — как раз со свинцом это именно так — он нес бы в себе обусловленные наличием свинца свойства, обладающие наполовину моральным характером. Тогда человек обладал бы патологическим сродством (это явление сегодня мы должны характеризовать именно так) с имеющимися в мире нечистотами. Человек с большим удовольствием находил бы дурно пахнущие вещества, чтобы, вдыхая их запах, полностью уйти, раствориться в них. И наблюдая за детьми, можно заметить, что некоторые из них имеют подобные извращенные наклонности. Они проявляют пристрастие ко всему дурно пахнущему, например, им нравится смаковать запах бензина. Все это говорит об отсутствии у них в крови свойств, противодействующих свинцу. Здесь нужно попытаться с помощью клинического или даже медикаментозного воздействия вызвать эти силы. Сделать это помогут способы лечения, о которых будет сказано ниже. Рассмотрим вещество, которое в человеческом организме играет определенную роль, а именно — магний. Мы имеем дело с исключительно интересным предметом. Занимаясь педагогикой, я постоянно подчеркивал, что первым жизненным периодом, который мы должны резко отграничить от последующих, является период, предшествующий смене зубов. Следующим является период, предшествующий наступлению половой зрелости. Здесь дело в том, что для образования зубов необходимы как фтор, так и магний. Однако процесс образования зубов затрагивает не только область рта, он сосредоточен не только в верхней и нижней челюстях. В нем участвует весь организм. Процесс магния разворачивается во всем человеческом организме. И вплоть до момента смены зубов это имеет для человека важнейшее значение. После этого, после смены зубов магний уже не играет столь значительной роли, так как силы магния огрубляют организм. Они замыкают его в себе самом, и такое укрепление человеческого организма, такая локализация (In-sich-Gliedern) сил и веществ находит свое окончательное выражение в смене молочных и образовании вторых зубов. Вплоть до этого периода участие магния имеет важнейшее значение для человеческого организма. Человеческий организм в плане своего развития во времени являет собой нечто целое. Ему необходимо вырабатывать, нести в своем составе магний, без которого он не может иметь в себе укрепляющих его организм сил. Но прекратить выработку сил магния он не может. Она происходит как до смены зубов, так и после нее. Силы эти должны перерабатываться в организме, а после смены зубов наиболее важным является то, что магний преодолевается и выделяется из организма. В наибольшей мере это относится к молочной секреции, поскольку магний в особенности выделяется вместе с молоком. Во взаимосвязи молочной секреции с достижением половой зрелости вы можете видеть особый взаимообусловленный процесс, являющийся периодическим. Вернемся снова к магнию: до смены зубов он, так сказать, потребляется человеческим организмом, но после этого и по достижении половой зрелости он выделяется, и при действии сил, являющихся силами молока, магний полностью превращается в продукт выделения. После чего начинается спад, длящийся до наступления двадцатилетнего возраста. Затем сила магния находит применение в процессе укрепления мышц. Вещества являются, собственно, лишь соединением, совмещением процессов, хотя на первый взгляд свинец — это грубое вещество серого цвета. Но утверждать, что этот кусок грубого вещества и есть свинец, нелепо. Свинец — это процесс, протекающий внутри границ, обозначенных областью его распространения; все является процессом! Здесь можно сказать, что субстанциональные процессы в человеке не всегда таковы, что одни из них могут перерабатываться в человеке, а другие — отвергаться им (как, к примеру, процесс свинца, который никогда не может быть нам полезен и при котором мы всегда должны иметь в себе силы, отторгающие его); существуют также и другие процессы, такие, как процесс магния, который в согласии с ритмами человеческой жизни претерпевает изменение. В течение каких-то периодов нашей жизни мы в отношении сил магния фактически развиваем процессы потребления, между тем как в остальное время — процессы его выделения. Это нам опять же должно показать, что если кто-то только на основании анализов будет утверждать, что в человеческом организме содержится магний, то это не говорит практически ни о чем. Ни о чем не говорит также и то, что для человека в возрасте двенадцати лет те или иные вещества имеют совершенно иное значение, чем когда ему пять или четыре года. Человека можно познать, только зная, когда именно определенные вещественные процессы, то есть субстанции, играют ту или иную роль в его организме. Знание о том, как субстанции, находящиеся вовне, в природе, действуют, попадая в человеческий организм, изучение их химических свойств не имеет большого значения. Необходимо изучить нечто иное, то, что сегодня почти не изучается. Если исследовать тот подход к изучению веществ, который практиковался в период до тринадцатого-четырнадцатого столетия, то мы обнаружим зачатки сегодняшней химии. Они содержались в тогдашних часто кажущихся нам бессмысленными алхимических опытах. Но там имело место и нечто другое, то, что сегодня вовсе не получило продолжения и что сейчас назвали бы учением о сигнатуре, которое особенно широко применялось к растениям и к минералам и которое, как я уже сказал, дальнейшего развития не получило. Взгляните на такое вещество, как сурьма, или руда антимонита. Ее особенностью является то, что она обладает необычной волокнистой структурой. Если ее подвергнуть металлургической обработке, в результате которой испаряющаяся сурьма будет осаждаться на холодной поверхности, то получится сурьмовое зеркало. Руда антимонита повсюду обнаруживает тенденцию образовывать формы, в которых отчетливо прослеживаются формы эфирного тела. То, что при этом образуется, очень напоминает формы простых растений, формы, «облегающие» эфирное тело. Когда имеешь дело с субстанцией сурьмы, возникает непосредственное ощущение, что она сильно восприимчива к действию эфирных сил. Она действительно «облегает» эфирные силы. Каждый может убедиться в этом, подвергая сурьму электролитической обработке при определенных условиях: происходит ряд взрывов, свидетельствующих о связи сурьмы с эфирными силами. Этот случай поразителен, но в свое время люди в подобных вопросах проявляли исключительную сообразительность, которую сегодня уже не встретишь. Подобные рассмотрения больше не пользуются уважением, равно как и те, которые я вам предлагал. Это привело к тому, что человек беспомощен перед столь значительными восприятиями. Посмотрите, вот перед нами алмаз, графит, антрацит и каменный уголь: все это уголь, но каким он может быть разным! В чем причина этого? Если бы люди сумели изучить не одни только химические свойства, но и сигнатуру в ее древнем значении, то они пришли бы к пониманию разницы между каменным углем и графитом. Каменный уголь образовался в эпоху земных процессов. Графит — при процессах Луны, предшествовавших земным, а алмаз — в эпоху солнечных процессов. Рассматривая вещи космически, вы сумеете убедиться, что дело здесь не в самой субстанции, а в том, при каких обстоятельствах и в какое время эта субстанция приобрела ту или иную, в данном случае — твердую форму. Ведь согласитесь, что если нечто вещественное, физически реальное подчиняется времени, то следовательно время имеет определенную значимость. Поразмыслив над тем, что я сказал, и приняв это, вы сможете сказать: каменный уголь — это еще невыросшее дитя. Графит уже постарше, это юноша. Алмаз же — это если и не старик, то уже по меньшей мере зрелый мужчина. Если вы хотите предложить задачу, решение которой доступно только человеку зрелого возраста, то вы не можете дать ее ребенку. Здесь важен возраст. Аналогично этому вы можете увидеть, что повсюду, где есть уголь, он, в силу своего космического возраста, имеет иную задачу, чем графит, более «зрелый». Чтобы понять отношение людей к тому, что происходит вовне, в Космосе, необходимо изучать космические процессы. Поскольку эфирное тело особо восприимчиво к сурьме и вы вводите ее в человеческий организм как лекарство, то желая понять, что посредством этого вызывается в эфирном теле человека, вы должны выяснить, какую роль играет сурьма вне человека. Стремясь разобраться в том, какие лекарственные средства человеку необходимы, вам следует подробно изучать тонкие процессы, происходящие в самой природе. __________ * ... с семью-восемью десятками встречающихся на Земле веществ... — в «Handworterbuch der Naturwissenschaft» (естественнонаучный словарь) 1912 года приведен 71 элемент периодической системы.
|
|||
|