|
|||
Приложение. Письмо в связи с Рождественским курсом (Гётеанум, 11 марта 1924 года).Приложение. Письмо в связи с Рождественским курсом (Гётеанум, 11 марта 1924 года).
Дорогие друзья! Во исполнение своих обещаний, касающихся деятельности медицинской секции в Гетеануме, открытие которой мы приурочили ко времени Рождественского собрания, всем тем, кто вместе с нами заботится о медицине, посылаем мы наше первое письмо. Оно порождено убеждением, объединившим нас на курсах по медицине в новом году. Мы хотели бы, чтобы каждое слово было исполнено сочувствия страждущему человечеству, сочувствия, единственно из которого и должны проистекать не только самоотверженность в искусстве врачевания, но и действенная целебная сила. Es war in alten Zeiten, В далекие эпохи Хорошо, если эти исполненные силы мысли, извлеченные из воззрений древней инстинктивной мудрости, предстанут перед душой человека, желающего через правильную внутреннюю сосредоточенность подготовить ее к пониманию целебных воздействий. Не будем забывать, что в процессе врачевания должна участвовать и душа, ибо процесс этот должен быть направлен не только на тело, но и на душу. Чем больше молодые врачи будут проникаться подобными мыслями, тем активнее станет влиять на жизнь в медицине то начало, к которому всем своим существом стремится всякий разумный врач, поскольку ощущает, что его искусство сегодня заключено в некие границы и всякий больной, который ощущает это начало как некую благодать, пережитую им в процессе исцеления. Дорогие друзья! С открытым сердцем приняли вы во время январского собрания то, что само пожелало выйти к вам навстречу из подобных раздумий. Об этом говорили ваши глаза, это выражали ваши теплые слова — и это забыть невозможно. Все это время наши мысли были с вами, сегодня же мы впервые сообщаем их вам в виде ответов на ваши вопросы. Мы посылаем нижеследующее письмо по нескольким адресам и просим тех, кто получит послание из первых рук, позаботиться о том, чтобы оно было отправлено дальше по указанным нами адресам. Гетеанум, 11 марта 1924 года Ответы на вопросы I. На вопрос о трудностях, которые сегодня ожидают начинающего врача в процессе изучения общей медицины и на медицинских курсах, проводимых антропософским движением, мы можем только ответить, что мы прилагаем усилия именно к тому, чтобы наши сообщения с течением времени устранили эти трудности. Медитация, приложенная к письму, уже может быть сообщена всем, кто имеет в ней потребность, доктором Итой Вегман II. Относительно занятий в Гетеануме. Разумеется, мы по возможности позаботимся о практических занятиях, но в связи с этим просим проявить терпение. В наших письмах будет указано время, начиная с которого можно будет ждать объявлений. III. Относительно вопроса об обсуждении определенных тем с коллегами на собрании медицинской секции духовной науки мы можем ответить, что с радостью работали бы в этом направлении. Но эти темы лучше обсуждать не в подобном документе, а, скорее, в личной переписке. Здесь мы также просим о терпении: мы все более приближаемся к нашей цели, но можем продвигаться вперед только постепенно. Мы хотели бы добавить, что впредь мы не будем отвечать на вопросы из области терапии, связанные с какими-то особыми случаями. Но мы, разумеется, будем приветствовать вопросы общего характера, возникающие в связи с состоявшимся медицинским курсом, равно как и вопросы, касающиеся физиологических и анатомических проблем, организации учебного процесса, человеческой, моральной настроенности врача. IV. Тем, кто спрашивал у нас, могут ли они в ближайшее время или после сдачи экзаменов принять участие в работе Высшей школы, мы сообщаем, что непосредственно вслед за пасхальными лекциями 19-22 апреля состоится от трех до пяти лекций, на которых упомянутые лица могут получить общее представление о направлениях своей дальнейшей работы. Тема: «Существо человека и ориентация в мире с точки зрения воспитания и лечения, а также с точки зрения первоочередных задач человечества в этой области». V. Укомплектование домашних аптек нашими средствами несомненно было бы желательно, но пока еще не может быть осуществлено, поскольку согласно правилам гомеопатические средства могут отпускаться только официально практикующими врачами в их собственном изготовлении. Когда мы обретем тот же статус, что и эти врачи-гомеопаты (речь идет, таким образом, о признании законом), мы сможем делать то же самое. Но пока мы должны довольствоваться тем, чтобы получать эти средства через аптеку. VI. В ответ на вопрос, следует ли сообщать пациенту о том как воздействует лечебное средство, мы можем сказать что этому воздействию в любом случае наносится ущерб, если знание о нем становится предметом размышлений. Этот ущерб не столь силен, если мысли имеют чисто интеллектуальный характер; он сильнее, если они образны, и является наиболее сильным, если пациент в состоянии проследить на самом себе весь ход лечения. Но это не должно стать поводом для отказа пациенту в объяснениях, касающихся характера воздействий лечебного средства, или же утаивания от знающего пациента сути лечения. Ибо то, что утрачивается благодаря знанию, может быть целиком восполнено почтительным отношением пациента к лечебному методу. Давая разъяснения, следует позаботиться об этом. VII. Вопрос о видах инъекций. Инъекции, как правило, должны делаться подкожно; только если пациент при повторных попытках не реагирует на них, инъекции следует делать внутривенно, применяя высокопотенцированные дозы. В этом случае необходимо дождаться результата действия первой инъекции. VIII. В одном из писем говорилось о двух линиях, одна из которых проходит в направлении позвоночного столба, а другая — от головы вниз и очерчивает подъязычную кость, дугу нижней челюсти, щитовидный хрящ и боковые части ребер. Вопрос состоит в том, какое значение имеют направления этих линий. Последняя линия соответствует тому, что сформировалось у животных из самых твердых субстанций благодаря астральному телу. У человека эта линия в силу вертикального положения тела оказалась под острым углом к вертикали. Последняя ориентирована посредством Я-организации, и именно таким образом, что земное Я действует вдоль позвоночника как бы гипертрофирующим образом, в то время как формирующееся Я, то Я, которое сохраняется после смерти, ориентировано гипертрофически по отношению к хрящевой части ребер и грудине. И поскольку такое духовное существо, как Люцифер, перескочило через человеческую стадию развития, то у него должен был отпасть как позвоночный столб, так и хрящевая часть ребер с грудиной. Поэтому задающий нам этот вопрос увидел в скульптуре Люцифера заостренную форму груди и латеральную тенденцию в строении ребер. IX. По поводу вопроса о полостях головы и их значении мы должны сказать следующее: физические и эфирные части головы расположены таким образом, что в одних местах преобладает физическая субстанция, в других — эфирная, в которой и обнаруживаются полости. Они и являются, собственно, носителями мыслей, в то время как места, заполненные физически, являются носителями жизни в голове и подавляют жизнь мыслей. Если их деятельность слишком интенсивна, наступает потеря сознания, галлюцинации и т.п. X. По поводу вопроса о медиумической предрасположенности. Медиумические склонности человека объясняются тем, что в состоянии транса астральное тело и Я не полностью включены в нижнюю часть, в систему конечностей физического и эфирного тела. Поэтому конечности и нижняя часть тела незакономерным образом включаются в эфирную и астральную среду как бы в качестве органов чувств. Вследствие этого и возникают духовные восприятия; при этом, однако, выключаются те импульсы — в том числе и моральные, — которые обычно действуют через эти органы, подобно тому, как это происходит в случае с обычными органами чувств. Глаз видит синее, но он не может видеть клеветы. Физического исцеления медиума добиться очень трудно. Оно может наступить благодаря высокопотенцированным инъекциям табака в определенную область органа чувств, например, во внутреннюю часть евстахиевой трубы или в роговицу глаза, что, конечно же, очень опасно. Физическое исцеление может наступить только в том случае если врач обладает более сильной волей, чем медиум, не пребывающий в состоянии транса, и если на пациента он может воздействовать посредством бодрственного внушения (Wachsuggestion). XI. На вопрос, не происходит ли вторжения в карму матери и ребенка при прерывании беременности с целью спасения жизни матери, следует ответить: хотя и та и другая карма на короткое время отклоняются от своего пути, но вскоре они сами собой находят соответствующее направление, так что говорить здесь о вмешательстве в карму едва ли возможно. Напротив, в этом случае происходит мощнейшее вмешательство в карму оперирующего врача. Последнему следует спросить себя, с полным ли сознанием берет он на себя последствия, наступающие для него в кармических связях, которые не имели бы места без этого вмешательства. На вопросы подобного рода, однако, не существует общих ответов, здесь все зависит от особенностей конкретного случая — как и во многом другом, что в чисто душевной культурной жизни означает вмешательство в карму и может привести к глубоким, трагическим жизненным конфликтам. XII. Вопрос касается рыбьего жира. Применения рыбьего жира можно избежать, если в диагнозе учитывается причина болезни, и назначается одно из указываемых нами средств: XIII. При ранениях, сопровождавшихся контактом с почвой, помогает Belladonna Д 30 в сочетании с Hyoscyamus Д 15, даже если сделана всего одна инъекция. XIV. Случай, касающийся больного диабетом 35-и лет. Для этого диабетика, несомненно, самым лучшим был бы курс лечения розмарином. Можно было бы усилить его действие, предложив больному кремниевую кислоту в 10-децимальной потенции. XV. Вопрос о лечении больных, жалующихся на шум в ушах. Общетерапевтическое средство при шуме в ушах — прием 6-децимального макового сока. Лечение на душевном уровне состоит в том, что больной прилагает достаточные усилия к превращению пассивного восприятия шумов в активное представление о том, будто производит их он сам. Через некоторое время может наступить улучшение. Причина шума в ушах заключается в ослаблении астрального тела в отношении эфирного в области мочевого пузыря. XVI. Вопрос о случае мозгового гриппа с его последствиями. 38-летнему пациенту с последствиями гриппа, не реагирующему на другие средства, можно назначить инъекции мухомора Д 30 и при этом позаботиться о том, чтобы после инъекции у него было бодрое, радостное настроение. Р. Штайнер
|
|||
|