Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Материал № 5



Материал № 5

В 1480 г. была ликвидирована зависимость Московского государства от

Золотой Орды, распалось и само огромное монгольское государство. Казалось

бы, влияние восточного типа на русские земли должно ослабеть. Действительно, внешнее влияние ослабло. Но в самом русском обществе восточные черты приобрели определенность и свою социальную базу. Поэтому в XVI в. наблюдалась наибольшая близость Московского государства к восточному типу развития. Наиболее близко к типу восточной деспотии Московское государство подошло в эпоху Ивана IV Грозного.

В 1547 г. 17-летний Иван IV венчался на царство. С этого времени великий князь как глава государства уступил место царю. До этого времени царем

на Руси звали золотоордынских ханов. Теперь это - титул Московского государя. Однако не только внешне высказывал Иван IV симпатии к восточной организации общества. Его политические взгляды свидетельствовали, что он категорически не принимал европейский тип светского государства. Для него идеалом являлась неограниченная монархия, в которой власть царя санкционирована церковью. Полное подчинение всех подданных, независимо от положения, божественной воле монарха было обязательным. Монарх, по мнению Ивана IV, не светский государь, а проводник Божьего провидения на Земле.

Ивана IV преследовал кошмарный, в его представлении, призрак европейского парламентаризма. На Западе, где шло становление прогрессивного типа развития, он видел те формы государственного устройства, которые он категорически хотел избежать в своей стране. Его возмущало, что английская королева должна обсуждать государственные дела в парламенте, что от воли парламента во многих важнейших вопросах, таких, как финансы, объявление войны и заключение мира, зависели и французские короли.

Иван IV считал, что только сильная единоличная власть самодержца может сплотить общество и спасти от раздоров. Индивидуализм, права личности категорически отвергались.

Террор был направлен против разных категорий: против "старого" боярства, которое блюло традиции Киевской Руси и Новгородской республики и

выступало за автономию земель от власти; против служилых людей, которые

хотели в стране "шляхетского", то есть западного устройства; против тех эле-

ментов, которые существовали независимо от власти (в том числе свободные

крестьяне).

Крепостное право в Западной Европе было гораздо мягче, так как регулировалось правовыми нормами. В Московском государстве власть господ над крестьянами была ничем не ограничена, их покупали и продавали как рабов.

Общество строилось по корпоративно-общинному принципу на основе

вертикальных связей : община - власть. Этот принцип, сложившийся в период

Московского царства, оказал существенное влияние на последующее развитие

общества. По характеру Московское государство приблизилось к восточной

деспотии: единоличная власть царя, колоссальная роль бюрократии, вертикальный характер связей, корпоративность. Но все же - это не Восток в чистом виде. Прямая, непоследственная демократия сохранилась на уровне общины, корпорации. С демократией в повседневной жизни было связано большинство населения : крестьянская, посадская, казачья община и даже община крепостных.

Однако демократия не развивалась, она как бы законсервировалась на низком

уровне.

Земские соборы сейчас часто представляют аналогом западного парламента, органом представительной власти в России. Это не соответствует действительности. Собор был порожден общинной демократией и является ее отражением со всеми недостатками. Земские соборы юридически никаких прав не имели. Собирали их по мере надобности: для выяснения настроения в обществе, а главное, финансовых возможностей населения для финансирования войн, для одобрения налогов и т.п.

Власть царя Собором не была ограничена, он мог расправиться с ним, как

и с остальными подданными.

(Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -

М.:Интерпракс,1994, с. 139 - 140, 143,149,150,151) .

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

Карамзин Н.М. История государства российского. Ростов. 1989.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт.М.,1988.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х тт. Ростов-на-Дону.1997.

Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры в 3-х тт.

Платонов С.Ф. Иван Грозный. Петербург,1923.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18

                кн.,М.1989.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.