|
|||
Материал № 5 ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Материал № 5 В 1480 г. была ликвидирована зависимость Московского государства от Золотой Орды, распалось и само огромное монгольское государство. Казалось бы, влияние восточного типа на русские земли должно ослабеть. Действительно, внешнее влияние ослабло. Но в самом русском обществе восточные черты приобрели определенность и свою социальную базу. Поэтому в XVI в. наблюдалась наибольшая близость Московского государства к восточному типу развития. Наиболее близко к типу восточной деспотии Московское государство подошло в эпоху Ивана IV Грозного. В 1547 г. 17-летний Иван IV венчался на царство. С этого времени великий князь как глава государства уступил место царю. До этого времени царем на Руси звали золотоордынских ханов. Теперь это - титул Московского государя. Однако не только внешне высказывал Иван IV симпатии к восточной организации общества. Его политические взгляды свидетельствовали, что он категорически не принимал европейский тип светского государства. Для него идеалом являлась неограниченная монархия, в которой власть царя санкционирована церковью. Полное подчинение всех подданных, независимо от положения, божественной воле монарха было обязательным. Монарх, по мнению Ивана IV, не светский государь, а проводник Божьего провидения на Земле. Ивана IV преследовал кошмарный, в его представлении, призрак европейского парламентаризма. На Западе, где шло становление прогрессивного типа развития, он видел те формы государственного устройства, которые он категорически хотел избежать в своей стране. Его возмущало, что английская королева должна обсуждать государственные дела в парламенте, что от воли парламента во многих важнейших вопросах, таких, как финансы, объявление войны и заключение мира, зависели и французские короли. Иван IV считал, что только сильная единоличная власть самодержца может сплотить общество и спасти от раздоров. Индивидуализм, права личности категорически отвергались. Террор был направлен против разных категорий: против "старого" боярства, которое блюло традиции Киевской Руси и Новгородской республики и выступало за автономию земель от власти; против служилых людей, которые хотели в стране "шляхетского", то есть западного устройства; против тех эле- ментов, которые существовали независимо от власти (в том числе свободные крестьяне). Крепостное право в Западной Европе было гораздо мягче, так как регулировалось правовыми нормами. В Московском государстве власть господ над крестьянами была ничем не ограничена, их покупали и продавали как рабов. Общество строилось по корпоративно-общинному принципу на основе вертикальных связей : община - власть. Этот принцип, сложившийся в период Московского царства, оказал существенное влияние на последующее развитие общества. По характеру Московское государство приблизилось к восточной деспотии: единоличная власть царя, колоссальная роль бюрократии, вертикальный характер связей, корпоративность. Но все же - это не Восток в чистом виде. Прямая, непоследственная демократия сохранилась на уровне общины, корпорации. С демократией в повседневной жизни было связано большинство населения : крестьянская, посадская, казачья община и даже община крепостных. Однако демократия не развивалась, она как бы законсервировалась на низком уровне. Земские соборы сейчас часто представляют аналогом западного парламента, органом представительной власти в России. Это не соответствует действительности. Собор был порожден общинной демократией и является ее отражением со всеми недостатками. Земские соборы юридически никаких прав не имели. Собирали их по мере надобности: для выяснения настроения в обществе, а главное, финансовых возможностей населения для финансирования войн, для одобрения налогов и т.п. Власть царя Собором не была ограничена, он мог расправиться с ним, как и с остальными подданными. (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.:Интерпракс,1994, с. 139 - 140, 143,149,150,151) .
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Карамзин Н.М. История государства российского. Ростов. 1989. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт.М.,1988. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х тт. Ростов-на-Дону.1997. Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры в 3-х тт. Платонов С.Ф. Иван Грозный. Петербург,1923. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн.,М.1989.
|
|||
|