Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проверка понимания. Закрепление материала.. Домашнее задание.. Подведение итогов урока. Рефлексия. Приложения. Мхи, плауны, хвощи, папоротники». Внимательно прочитай статью о мхах.. Найдите органы мхов на гербарии кукушкина льна, сделайте подписи к рисунк



5. Проверка понимания

1. Организация фронтального опроса с использованием приема «Ромашка Блума».   Отвечают на вопросы. Устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, характеризовать. Строить высказывания, приводить аргументы, слушать. Оценивать ответы, дополнять, уточнять, исправлять ошибки.

6. Закрепление материала.

Организация групповой работы по выполнению задания из рабочей тетради (задание №1 урока 22 «Высшие споровые растения» Выполнение задания по классификации систематических групп растений. Классифицировать, распознавать. Слушать, выражать свои мысли, приводить аргументы, быть готовым корректировать свою точку зрения. Определять степень успешности работы.

7. Домашнее задание.

Параграф 16 (обязательное), подготовить сочинение – рассуждение на тему «Освоение суши – нелегкая задача» (дополнительное).          

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

1) Совместное формулирование вывода: В отличие от водных растений части наземных растений находятся в разных условиях. Подземные части держатся за грунт и впитывают влагу. Надземная часть участвует в питании, фотосинтезирует. Это привело к формированию органов и тканей у растений при освоении суши.   1) Помощь в подведении итогов урока. 2) Рефлексия деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи. Оформлять свои мысли в устной и письменной формах. Оценка степени достижения поставленных целей, постановка новых целей.

 

Приложения

 

         
 

 


Ромашка Блума

Инструктивная карточка по работе с темой

 «Мхи, плауны, хвощи, папоротники»

1. Внимательно прочитай статью о мхах.

Мхи

Мхи – многолетние наземные растения. Лучше всего мхам живется во влажных местах: на болотах, в сырых лесах и на берегах. Мхи способны впитывать и удерживать воду всей поверхностью тела. Например, обитатель болот мох сфагнум способен таким образом поглощать воды в 20-25 раз больше своего веса.

Сфагновые мхи, сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который используется как топливо, удобрение и сырье для промышленности.

Один из самых известных зеленых мхов – кукушкин лен. Его стройные коричневатыестебли покрыты маленькими темно-зелеными листьями и похожи на миниатюрные растения льна. Подняв листья на стеблях, мхи усваивают света больше, чем пленка водорослей, распластанных по грунту. Настоящих корней нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На женских растениях развиваются коробочки на ножках, покрытые волосистыми заостренными колпачками. Они напоминают сидячую кукушку. Отсюда и название мха – кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

Стоит отметить, что ткани, из которых состоят органы мхов, развиты слабо, поэтому они не могут достигать больших размеров.

Ответь на вопросы (письменно), составьте из них сообщение (устно):

1. К какой группе (низшие или высшие растения) относятся мхи и почему?______________________________________________________________________________

2. Какие органы есть у мхов? Какие функции они выполняют?_______________________________________

____________________________________________________________________________________________

Найдите органы мхов на гербарии кукушкина льна, сделайте подписи к рисунку.                                                                                                                                                               

3. Для чего мхам необходима коробочка на ножке?

____________________________________________________________________________________________

4. В чем примитивность строения мхов?

_____________________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка по работе с темой

«Мхи, плауны, хвощи, папоротники»

1. Внимательно прочитай статью о папоротниках.

Папоротники

Папоротники- это одни из древнейших высших растений. Гигантские древовидные папоротники во многом определяли облик планеты  еще во времена динозавров.

Сейчас это в основном травянистые многолетние растения, но в тропических областях имеются и древовидные. Размеры папоротников разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой.

Сильно рассеченные листья папоротников называются вайями. У большинства папоротников под землей расположены корневища (подземные стебли), от которых отходят корни. Вайи растут прямо от корневищ.

Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи папоротника, то можно увидеть маленькие бурые бугорки. Это сорусы - группы спорангиев, в которых созревают споры.

Ответь на вопросы (письменно), составьте из них сообщение (устно):

1. Докажите, что папоротники – высшие споровые растения.

_______________________________________________________________________

Сделай подписи к рисунку.

2. Рассмотри вайи папоротника на гербарии. Найди спорангии. Рассмотри  Как ты думаешь, почему у папоротника споры созревают именно на нижней стороне листа? ________________________________________________________________________________

3. У папоротников наших лесов имеется стебель. Однако мало кто из людей видел его. Почему? _______________________________________________________________________________

4. Если заметить в лесу какой-либо папоротник, то можно надеяться увидеть его тут же в следующем году. Как это можно объяснить?________________________________________________________

 

 

Инструктивная карточка по работе с темой

«Мхи, плауны, хвощи, папоротники»

1. Внимательно прочитай статью о плаунах.

Плауны

Плауны очень древние растения, они появились раньше хвощей и папоротников. За древность их иногда называют живыми ископаемыми.

Плаун – растение космополит. Он встречается практически в любом из уголков земного шара.
Плауны можно встретить в наших сосновых лесах. Расти плауны могут лишь там, где зимой скапливается много снега, защищающего растения от мороза.

Стебли растения стелятся по земле и могут достигнуть длины до 1-го метра. От него отходят множество веток, покрытых мелкими листьями. От побегов корни растения крепятся к земле, создавая красивый зеленый ковер больших размеров. Летом у плаунов на прямостоячих побегах в спороносных колосках развиваются мелкие желтые споры, необходимые для размножения.

Плауны внесли свою лепту в медицинуспоры некоторых из них используются в качестве детской присыпки, причем она считается лучшей из всех присыпок для малышей, так как не только подсушивает кожу, но и обладает противовоспалительным действием. В фармацевтике споры плауна используют для обсыпки пилюль. Споры некоторых плаунов продолжают использовать при литье металлов – при соприкосновении с жидким металлом споры, покрывающие поверхность формы, вспыхивают, и образовавшийся газ способствует получению гладкой поверхности детали.

Ответь на вопросы (письменно), составьте из них сообщение (устно):

1.  Почему плауны называют живыми ископаемыми? ____________________________________________

2. Определите органы, с помощью которых растения плауна:

А) тянутся к свету____________________;

Б) всасывают воду из почвы ______________;   В) осуществляют фотосинтез _______________.

Обозначьте эти органы на рисунке.

 3. Как размножаются плауны? ________________________________________________________

4. Как человек использует споры плаунов?

________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка по работе с темой

«Мхи, плауны, хвощи, папоротники»

1. Внимательно прочитай статью о хвощах.

 

Хвощи

 Хвощи по внешнему виду похожи на маленькие елочки. Растут на болотах, в лесах и полях.

В настоящее время большинство из современных хвощей — невысокие жесткие травы. Это многолетние растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. От них отходят корни.

Весной появляются бурые побеги, состоящие из стеблей и листьев,  на верхушках которых расположены спороносные колоски. В них созревают споры.

Зеленые летние побеги содержат хлорофилл.

Люди издавна обратили внимание на жесткость побегов хвоща. Ими даже можно чистить металлическую посуду. От такого корма у травоядных животных сильно снашиваются зубы, и они мудро стараются избегать его. А кроме того, многие хвощи ядовиты.

Хвощи служат показателем кислой почвы, которая нуждается в известковании.

Ответь на вопросы (письменно), составьте из них сообщение (устно):

1. Чем летние побеги хвощей отличаются от весенних? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обозначьте летние и весенние побеги на рисунке.

2. Какая часть хвоща помогает им перенести зиму? ______________________________________________________________________________________

3. Благодаря чему хвощи использовали для шлифовки металлов?

______________________________________________________________________________________

4. Что можно сказать о почве, на которой растут хвощи?

_____________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка по работе с темой

 «Мхи, плауны, хвощи, папоротники»

1. Внимательно прочитай статью о каменном угле.

                                           Каменный уголь

Ответь на вопросы (письменно), составьте из них сообщение (устно):

1. В каких условиях развивались древние плауны, хвощи и папоротники?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________

2. Каких размеров они достигали?

________________________________________

3. Что образовывали древовидные папоротники, хвощи и плауны, отмирая и спрессовываясь без доступа воздуха?

________________________________________________________________________________

4) Что находят в пластах каменного угля?

________________________________________________________________________________

 

Определение систематических групп высших споровых растений по описанию

 (этап первичного усвоения новых знаний):

Папоротники

В сырых тенистых местах ранней весной можно увидеть это растение с зелеными завитками на тонких черешках. К лету эти завитки развиваются в красивые темно-зеленые листья, похожие на листья пальм.

Вопреки древним легендам, никогда не цветут.

Мхи

Издали эти растения напоминают ковер или мех зеленого, красного или бурого цвета. Они способны переносить большие морозы и сильное нагревание, но растут и размножаются только в условиях влажности.

Они способны создать болото на ровном месте, удерживая влагу, как губка.

Ими раньше конопатили стены и утепляли потолки изб, использовали как дезодорант и поглотитель в деревенских туалетах.

Хвощи

Обитают в лесах, на полях, болотах и на обочинах дорог.

У них развиты подземные побеги - корневища, способные переживать засуху и лесные пожары.

Многие из них ядовиты. Сеном, в которое они попали, может отравиться скот.

Плауны

Обитатели сосновых лесов.

Их стелющиеся травянистые побеги очень декоративны. Из них делают венки, гирлянды для украшения зданий.

В настоящее время стали редкими, нуждающимися в охране растениями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.