Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образовательная программа. Весёлые буквы. Пояснительная записка.



Образовательная программа

Весёлые буквы

Дополнительная программа по письму для детей 6-7 лет

Пояснительная записка.

Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А.Сухомлинский

«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л.С.Выготский.

 Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.

  Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной.

Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

  Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);

- однообразие, монотонность организации обучения;

- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребёнка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

 

Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у шестилетних детей основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.

Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие задачи:

Образовательные:

- Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

- Формировать правильную посадку при письме.

- Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию.

- Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами.

- Ознакомить с прописным письмом.

- Освоить элементы русского прописного письма.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.

- Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.

- Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику. Аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

- Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.

- Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».

Технология обучения письму определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы:

- поэлементного изучения;

- одновариантного (стабильного) начертания элементов букв и их сочетаний;

- принципы логической группировки буквенных знаков

- строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности.

- учёт индивидуального уровня и темпа развития ( количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей)

- ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию элемента буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этого элемента, т.е. он должен ясно представить себе, из каких зрительных частей элемент состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти части находятся в нём.

Научить воспринимать в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

    Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил накопить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, т.е. структурных единиц:

- прямая линия;

- линия с закруглением с одной стороны;

- линия с закруглением с двух сторон;

- линия с пётлёй;

- линия с четвертным овалом;

- плавная линия;

- овал;

- полуовал.

Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Формирование навыков пространственного положения элементов достигается путём выполнения упражнений по заполнению рисунка основными элементами.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания печатных и письменных букв обусловлен закономерными движениями руки при письме. Это, прежде всего пронация – круговые замкнутые движения руки. Направленность внутрь, к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Широкое использование орнаментов усиливает действие данного принципа.

Методические приёмы обучения письму:

1. Аналитическое восприятие.

2. Практическое конструирование элементов букв с помощью элементов шаблонов.

3. Копирование или воспроизведение по вспомогательным (точечным) линиям элемента.

4. Тактирование – написание элемента буквы под определённый счёт.

5. Алгоритмизация процесса выполнения элементов букв и орнамента.

6. Паралельное изучение букв по программе «Азбука» и выполнение основных элементов букв.

7. Использование творческих и конкурсных заданий.

Работа детей на занятиях по письму предусматривает работу в течении первого полугодия в тетрадях в клеточку и введении во втором полугодии работу в тетрадях в косую линию. В течении первых двух месяцев обучения дети работают карандашом, остальное время шариковой ручкой. Задания записываются преподавателем в тетради и поясняются устно.

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.