|
|||
Образовательная программа. Весёлые буквы. Пояснительная записка.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Образовательная программа Весёлые буквы Дополнительная программа по письму для детей 6-7 лет Пояснительная записка.
«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л.С.Выготский. Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько: - недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой); - однообразие, монотонность организации обучения; - маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др. Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребёнка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у шестилетних детей основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв. Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие задачи: Образовательные: - Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки. - Формировать правильную посадку при письме. - Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию. - Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами. - Ознакомить с прописным письмом. - Освоить элементы русского прописного письма. Развивающие: - Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д. - Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами. - Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику. Аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности. Воспитательные задачи: - Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность. - Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе. - Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно». Технология обучения письму определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы: - поэлементного изучения; - одновариантного (стабильного) начертания элементов букв и их сочетаний; - принципы логической группировки буквенных знаков - строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности. - учёт индивидуального уровня и темпа развития ( количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей) - ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию элемента буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этого элемента, т.е. он должен ясно представить себе, из каких зрительных частей элемент состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти части находятся в нём. Научить воспринимать в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки. Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил накопить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, т.е. структурных единиц: - прямая линия; - линия с закруглением с одной стороны; - линия с закруглением с двух сторон; - линия с пётлёй; - линия с четвертным овалом; - плавная линия; - овал; - полуовал. Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Формирование навыков пространственного положения элементов достигается путём выполнения упражнений по заполнению рисунка основными элементами. Принцип одновариантного (стабильного) начертания печатных и письменных букв обусловлен закономерными движениями руки при письме. Это, прежде всего пронация – круговые замкнутые движения руки. Направленность внутрь, к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Широкое использование орнаментов усиливает действие данного принципа. Методические приёмы обучения письму: 1. Аналитическое восприятие. 2. Практическое конструирование элементов букв с помощью элементов шаблонов. 3. Копирование или воспроизведение по вспомогательным (точечным) линиям элемента. 4. Тактирование – написание элемента буквы под определённый счёт. 5. Алгоритмизация процесса выполнения элементов букв и орнамента. 6. Паралельное изучение букв по программе «Азбука» и выполнение основных элементов букв. 7. Использование творческих и конкурсных заданий. Работа детей на занятиях по письму предусматривает работу в течении первого полугодия в тетрадях в клеточку и введении во втором полугодии работу в тетрадях в косую линию. В течении первых двух месяцев обучения дети работают карандашом, остальное время шариковой ручкой. Задания записываются преподавателем в тетради и поясняются устно. Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.
|
|||
|