|
||||||||||||||||||||||
Японский счёт. Об искусстве айкидоЯпонский счёт Практически во всех школах восточных единоборств принято отдавать команды на японском языке. В японском языке можно считать по-разному: быстро или медленно.
Об искусстве айкидо Само название этого боевого искусства появилось в 1942 году. Оно состоит из трёх иероглифов: «ай», «ки» и «до». Иероглиф «ай» означает любовь, гармонию; «до» можно перевести как Путь, философский принцип. Что же касается иероглифа «ки», то его перевести очень непросто. Перевод его может быть различным и зависит от того, какой аспект этого понятия мы хотим выразить. Таких аспектов может быть несколько. В частности - духовный или эмоциональный. «Ки» можно переводить как «душа», как «чувство». Все это будет правильным, но не будет полностью отражать всё многогранное значение этого иероглифа. Обычно его переводят так: жизненная энергия, духовная сила. При этом различают собственное ки и ки Вселенной. Каждый практикующий боевые искусства самостоятельно приходит к пониманию ки. Все практикующие по разному начинают понимать ощущать ки в процессе занятий, но в конце приходит не только «опытное», но и философское понимание ки. Вот что говорил о ки О’сэнсэй Морихеи Уэсиба: «Небольшие изменения в дыхании вызывают малозаметные движения ки в пустоте. Иногда эти движения яростны и сильны, иногда медленны и бесстрастны. Благодаря этим изменениям человек может оценить степень концентрации или объединения ума и тела. Когда концентрация овладевает умом и телом, энергия дыхания сливается со Вселенной, спокойно и естественно распространяясь до её крайних пределов, - человек становится самодостаточным и независимым. Таким образом, когда дыхание работает вместе со Вселенной, невидимая духовная субстанция пробуждается к реальности в глубинах человеческого существа, окутывая, охраняя и защищая «Я». Это вступление к глубинной сути ай-ки». Таким образом, сущность и цель айкидо выражается в единстве ки-ум-тело. Все движения в айкидо следуют потоку ки, что делает их естественными. Руки человека, когда по ним течёт ки и выходит из кончиков пальцев, становятся оружием сами по себе. При этом рука получает название тегатана – «рука-меч». Когда человек стоит спокойно и прямо, его ки находится в хара – жизненном центре, расположенном чуть ниже пупка. В процессе тренировки единство ки-ум-тела достигается непроизвольно. При правильном выполнении техники говорят, что ки изливается свободно. Особенностью айкидо является больший акцент на овладении принципами ки, нежели технике как таковой. Тем не менее, техника важна для правильного излияния ки. При выполнении техники важно, чтобы движения соответствовали принципам сферического вращения. Практически все приёмы в айкидо выполняются не «по прямой линии», а как бы по сферической поверхности или спирали. Этот принцип можно выразить правилом: «Когда тебя толкают, повернись вокруг своей оси и уйди по кругу, когда тебя тянут, входи, двигаясь по окружности». Этот принцип помогает выиграть время при смене направления движения или в выведении из равновесия нападающего. Принципы айкидо, в полном соответствии со сферическим вращением, наиболее ярко отражает техника ирими-нагэ – бросок вхождением. Защищающийся вводит нападающего в процесс своего движения, выводит из равновесия и бросает. Техника айкидо – ваза (переводится как «техника боевого искусства», это не только техника айкидо) – может быть поделена на: Тачи Ваза – приёмы выполняются стоя, Сувари Ваза – противники сидят, Ханми-хатати Ваза - один сидит, другой стоит. Для освоения техники айкидо нужен как минимум один партнёр. При выполнении приёмов нападающий называется укэ, защищающийся – нагэ. Приём начинается с соблюдения гармоничной дистанции – ма-ай (буквально это значит «время-пространство»), которая зависит от роста партнёров и применяемого оружия (если оно используется). Стойки делятся на одноимённые (впереди у партнёров стоят одноимённые ноги, например правые) – ай-ханми и разноимённые – гьяку-ханми. Приёмы могут выполняться в двух формах – ирими и тэнкан. Ирими – это внутреннее начало, основанное на активном действии. Нагэ отклоняет направленную против него силу и уводит по другому направлению. Принцип ирими называется также положительным. В отличие от него тэнкан – уклоняющееся, внутреннее начало. Нагэ как бы подхватывает движение укэ и, вовлекая его в своё сферическое движение, выводит укэ из равновесия. Это отрицательный принцип айкидо. Приёмы защиты могут быть выполнены в форме омотэ (вперёд) или ура (назад). Грубо говоря, в случае омотэ, нагэ действует прямо, а в случае ура – уходит в спину противника. Принципы омотэ и ура основаны на концепциях 5-ти первоэлементов и инь-ян, с которыми связано ки Вселенной. Таким образом, осваивая технику, айкидоист одновременно идёт по пути духовного совершенствования, которому, как уже было сказано выше, в айкидо уделяется первостепенное значение. Большое внимание уделяется технике страховки при падении – укеми, технике бросков – нагэ-ваза и технике удержаний – катамэ-ваза. Золотое правило айкидо звучит так: «Убереги себя от ударов, и удержи противника от их нанесения». О технике и философии айкидо можно было бы сказать ещё очень много, однако, как сказал его Основатель: «Только тот, кто занимается айкидо, может познать всё его значение».
|
||||||||||||||||||||||
|