Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие. Организация жизнедеятельности



Практическое занятие. Организация жизнедеятельности

 в детском оздоровительном лагере

Цель занятия: создание условий для овладения студентами навыками проектирования игровой деятельности.

Основные понятия: игра, игровая деятельность, виды детской игры.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ. Виды и классификации игр.

2. Картотека игр в детском оздоровительном лагере.

Практическое задание:

1. Изучите предложенный материал и составьте кластер на тему «Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ».

Игровая деятельность представляет собой воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Она направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его как личности. Кроме того, игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не результат, а процесс.

Под игрой понимается определенный вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

В игре существуют цели трех уровней:

1) установка, определяющая готовность к игровой активности;

2) решение игровой задачи, выполнение правил игры;

3) решение творческой задачи.

В социально-педагогической практике игра может выполнять следующие функции:

¾ развлекательную;

¾ коммуникативную (освоение диалектики общения);

¾ игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

¾ диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

¾ корректирующую (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

¾ социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Основные характерные черты детских игр (по С. А. Шмакову) заключаются в следующем:

¾ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности (процедурное удовольствие);

¾ импровизационный и творческий характер данной деятельности («поле творчества»);

¾ эмоциональная приподнятость деятельности («эмоциональное напряжение»);

¾ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структурную композицию детской игры можно рассматривать в двух вариантах: игры как деятельности, игры как процесса.

В структуру игры как деятельности входят такие компоненты:

¾ целеполагание;

¾ планирование;

¾ реализация цели;

¾ анализ результатов.

Структуру игры как процесса составляют:

¾ роли, взятые на себя играющими;

¾ игровые действия как средство реализации этих ролей;

¾ игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

¾ реальные отношения между играющими;

¾ сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно оценить рекреативно-развлекательными возможностями. Особенность детской игры состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в воспитание, обучение, творчество, реабилитационную операцию, профилактическое действие, модель коммуникативных отношений.

Классификация детских игр. Существует множество видов детской игры: манипулятивная (первоначальные формы игры с предметом), предметная (овладение различными способами употребления окружающих предметов), ролевая (выполнение роли взрослого в специально создаваемых самим ребенком игровых условиях), подвижная (спортивная), умственная (используемая для развития познавательной активности ребенка). Для социального развития ребенка наибольшую ценность представляют символические и коммуникативные игры.

Наиболее обширная классификация детских игр, содержащая в себе девять параметров, представлена С. А. Шмаковым:

1) содержательность (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

2) место проведения (игры в помещении, походе, на улице, воде, с эстрады);

3) количество участников (индивидуальная игра, парная, командная, массовая);

4) временной параметр (игры сезонные, длительные, кратковременные, игры-минутки);

5) двигательная активность (активно-подвижные, малоподвижные, «сидячие», «стоячие» игры);

6) половозрастной параметр (игры для мальчиков, девочек, малышей, дошкольников, младших школьников, подростков, юношей и девушек, смешанные игры);

7) использование атрибутики (отсутствие или наличие в игре специального игрового материала);

8) правила игры (игры с фиксированными открытыми правилами и игры со скрытыми правилами);

9) степень участия взрослых (игры стихийные и управляемые).

Также классифицируют игры по следующим основаниям:

По содержанию поставленных задач:

- на знакомство

- на сплочение

- розыгрыши

- на выявление лидеров

- на выявление способностей

- познавательные

- развлекательные

По жанровости:

- дидактические

- познавательные

- трудовые

- музыкальные

- спортивные

 - игры-развлечения

- игры-шутки и т.д.

По форме:

- танцы

- эстафеты

- тренинги

По месту проведения:

- на местности

- на природе

- в воде

- в помещении

- за столом

По количеству участников:

- индивидуальные

- командные

По скорости и времени проведения:

- сезонные

- игры-минутки

- кратковременные

- длительные

По степени активности:

- малоподвижные

- подвижные

- «сидячие»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.