|
|||
Практическое занятие. Организация жизнедеятельностиСтр 1 из 3Следующая ⇒ Практическое занятие. Организация жизнедеятельности в детском оздоровительном лагере Цель занятия: создание условий для овладения студентами навыками проектирования игровой деятельности. Основные понятия: игра, игровая деятельность, виды детской игры. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ. Виды и классификации игр. 2. Картотека игр в детском оздоровительном лагере. Практическое задание: 1. Изучите предложенный материал и составьте кластер на тему «Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ». Игровая деятельность представляет собой воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Она направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его как личности. Кроме того, игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не результат, а процесс. Под игрой понимается определенный вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. В игре существуют цели трех уровней: 1) установка, определяющая готовность к игровой активности; 2) решение игровой задачи, выполнение правил игры; 3) решение творческой задачи. В социально-педагогической практике игра может выполнять следующие функции: ¾ развлекательную; ¾ коммуникативную (освоение диалектики общения); ¾ игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); ¾ диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); ¾ корректирующую (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); ¾ социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития). Основные характерные черты детских игр (по С. А. Шмакову) заключаются в следующем: ¾ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности (процедурное удовольствие); ¾ импровизационный и творческий характер данной деятельности («поле творчества»); ¾ эмоциональная приподнятость деятельности («эмоциональное напряжение»); ¾ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Структурную композицию детской игры можно рассматривать в двух вариантах: игры как деятельности, игры как процесса. В структуру игры как деятельности входят такие компоненты: ¾ целеполагание; ¾ планирование; ¾ реализация цели; ¾ анализ результатов. Структуру игры как процесса составляют: ¾ роли, взятые на себя играющими; ¾ игровые действия как средство реализации этих ролей; ¾ игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; ¾ реальные отношения между играющими; ¾ сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно оценить рекреативно-развлекательными возможностями. Особенность детской игры состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в воспитание, обучение, творчество, реабилитационную операцию, профилактическое действие, модель коммуникативных отношений. Классификация детских игр. Существует множество видов детской игры: манипулятивная (первоначальные формы игры с предметом), предметная (овладение различными способами употребления окружающих предметов), ролевая (выполнение роли взрослого в специально создаваемых самим ребенком игровых условиях), подвижная (спортивная), умственная (используемая для развития познавательной активности ребенка). Для социального развития ребенка наибольшую ценность представляют символические и коммуникативные игры. Наиболее обширная классификация детских игр, содержащая в себе девять параметров, представлена С. А. Шмаковым: 1) содержательность (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); 2) место проведения (игры в помещении, походе, на улице, воде, с эстрады); 3) количество участников (индивидуальная игра, парная, командная, массовая); 4) временной параметр (игры сезонные, длительные, кратковременные, игры-минутки); 5) двигательная активность (активно-подвижные, малоподвижные, «сидячие», «стоячие» игры); 6) половозрастной параметр (игры для мальчиков, девочек, малышей, дошкольников, младших школьников, подростков, юношей и девушек, смешанные игры); 7) использование атрибутики (отсутствие или наличие в игре специального игрового материала); 8) правила игры (игры с фиксированными открытыми правилами и игры со скрытыми правилами); 9) степень участия взрослых (игры стихийные и управляемые). Также классифицируют игры по следующим основаниям: По содержанию поставленных задач: - на знакомство - на сплочение - розыгрыши - на выявление лидеров - на выявление способностей - познавательные - развлекательные По жанровости: - дидактические - познавательные - трудовые - музыкальные - спортивные - игры-развлечения - игры-шутки и т.д. По форме: - танцы - эстафеты - тренинги По месту проведения: - на местности - на природе - в воде - в помещении - за столом По количеству участников: - индивидуальные - командные По скорости и времени проведения: - сезонные - игры-минутки - кратковременные - длительные По степени активности: - малоподвижные - подвижные - «сидячие»
|
|||
|