Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Назначение. Конструкция. Четырёхосный вагон



1.1 Назначение

Полувагон - наиболее универсальный тип вагона. Он предназначен для перевозки угля, руды, щебня, леса, металлопроката, а также других сыпучих (не пылевидных) и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Полувагоны характеризуются самой высокой степенью использования на магистральном и промышленном транспорте. Перевозки таких грузов, как уголь и руда от мест добычи к потребителям осуществляются только полувагонами.

 Как известно, четкая и ритмичная работа ключевых отраслей экономики страны во многом зависит от своевременной доставки на предприятия угля и руды. Ежесуточная производительность полувагонов более чем в два раза превышает производительность других типов вагонов. Полувагоны обеспечивают около 70% объема перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом.

Универсальный полувагон имеет открытый сверху кузов (нет крыши), благодаря чему можно механизировать погрузочные работы с помощью экскаваторов, кранов, конвейеров и других погрузочных устройств. Выгрузка сыпучих грузов механизированным способом осуществляется на вагоноопрокидывателях. Полувагоны разделяются по осности на четырех-, шести- и восьмиосные.

1.2 Конструкция

1.2.1 Четырёхосный вагон

Четырехосный цельнометаллический полувагон с (рисунок 1) грузоподъемностью 63 т с объемом кузова 72,5 м3 выпускается серийно Крюковским вагоностроительным заводом с 1969 г.

Рисунок 1.1 - Четырехосный цельнометаллический полувагон

Рама полувагона (рис. 2) представляет собой цельносварную конструкцию, состоящую из хребтовой (4); концевых (5), шкворневых (3), промежуточных (2) и средних (1) балок.

Рисунок 1.2 - Рама четырехосного цельнометаллического полувагона

Хребтовая балка является основным несущим элементом рамы и образована двумя балками зетового профиля № 31 и балкой двутаврового профиля № 19. К вертикальным стенкам зетов (расстояние между ними равно 350 мм по концам их приклепаны передние и задние упоры автосцепного устройства). Концевая балка сварена из штампованного углового профиля и нижнего листа, имеющих толщину 7 мм. Шкворневая балка коробчатого сечения изготавливается из двух вертикальных, верхнего и нижнего горизонтальных листов толщиной соответственно 8, 10 и 12 мм. В зоне пересечения хребтовой и шкворневых балок устанавливаются усиливающие надпятники, а к нижним листам шкворневых балок приклепаны пятники диаметром 300 мм и приварены скользуны. Промежуточные и средние балки сварены каждая в виде двутавра из вертикального, верхнего и нижнего листов, имеющих толщину соответственно 7, 8 и 12 мм. Все поперечные балки выполнены с переменным по длине сечением.

Кузов полувагона цельнометаллический, сварной конструкции, состоит из двух боковых стен и двух торцовых дверей со створками (см. рис. 1), открывающимися внутрь вагона. Боковая стена (рис. 3) включает в себя верхний (5) и нижний (9) обвязочные пояса, две угловые (1) и (8), две шкворневые (2) и четыре промежуточные (3) стойки, а также верхний (4) и нижний (6) листы обшивки. К листам обшивки снаружи приклепаны ступеньки-лестницы (7). Внутренние поверхности боковых стен оборудуются увязочными устройствами для закрепления перевозимых грузов, а также скобами для установки лесных стоек.

Рисунок 1.3 - Боковая стена четырехосного цельнометаллического полувагона

Верхний обвязочный пояс выполнен из гнутого профиля толщиной 6 мм, нижний - из прокатного уголка (160Х X100Х9 мм), шкворневые и промежуточные стойки - из омегообразного специального проката. Расстояния между стойками равны расстояниям между соответствующими поперечными балками рамы полувагона. Верхний лист обшивки толщиной 4 мм имеет два сплошных по длине гофра, нижний лист толщиной 5 мм имеет один гофр. Гофры листов обращены выпуклостью внутрь кузова.

Каждая створка торцовой двери состоит из каркаса и обшивки в виде гофрированного листа толщиной 4 мм. В закрытом положении двери фиксируются верхним клиновым и нижним запорами.

Пол кузова полувагона образуют 14 крышек разгрузочных люков. Крышка люка (рис. 4) представляет собой шестигофровый лист (6) толщиной 5 мм, подкрепленный двумя боковыми (5), передней (1), надпетельной (4) и средней (2) балочками в виде гнутых или штампованных профилей. К листу и надпетельной балке приклепаны три петли (3). С помощью петель и валиков крышки люков шарнирно соединяются с державками (ушками) двутавра хребтовой балки. Державки крепятся к вертикальной стенке двутавра с помощью заклепок. В передней части крышки приклепаны два литых запорных кронштейна (7), которые с помощью типового запорного устройства удерживают крышку в закрытом (горизонтальном) положении.

Крышки разгрузочных люков четырех-, шести- и восьмиосных полувагонов взаимозаменяемы. Иными словами, этот элемент конструкции полувагона унифицирован.

Рисунок 1.4 - Крышка разгрузочного люка полувагона.

Типовое запорное устройство (рис. 5) крышки люка состоит из запора-закидки (3), скобы (1) и запорного сектора (2). Скоба болтами прикреплена к нижнему обвязочному поясу боковой стены кузова. Закидка и сектор насажены шарнирно на болты скобы. В нижней части закидки имеются два выступа (зуба), которыми она при закрывании крышки последовательно зацепляется за запорный кронштейн. Верхний выступ служит для плотного прижатия крышки к нижнему обвязочному поясу, хребтовой и двум поперечным балкам рамы. Стабильное прижатие закидки к запорному кронштейну крышки обеспечивается запорным сектором. Естественно, что каждая крышка люка имеет два запорных устройства. В опущенном состоянии (при разгрузке вагона) крышки люков опираются на приваренные к поперечным балкам рамы специальные опоры и образуют угол к горизонтали в средней части 31°, а над тележками 23°3ˈ. Крышки оборудованы торсионными устройствами для облегчения их подъема при закрывании. Один конец торсиона опирается на раму полувагона, а другой закрепляется на крышке люка. При открывании крышки торсион закручивается (в пределах упругих деформаций) и стремится возвратить крышку в закрытое положение. Жесткость торсиона обеспечивает подъем крышки и установку запорного кронштейна се на нижний выступ закидки усилием не более 250 Н.

Рисунок 1.5 - запорное устройство крышки люка полувагона



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.