|
|||
Молодость, зрелость и старость как стадии онтогенезаСтр 1 из 7Следующая ⇒ Молодость, зрелость и старость как стадии онтогенеза Молодость КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ü Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, завершается и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. ü Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода: показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30-35 лет, вербальный интеллект развивается еще после 40. ü Одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. ü Интеллектуальное развитие человека проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. ü Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: человек способен сам контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. Факторы, влияющие на процесс когнитивного развития: * степень одаренности человека; * уровень образованности; * род деятельности.
Стадии интеллектуального развития в студенческом возрасте: 1 стадия. Дуализм. Поиск истины. Точки зрения либо правильны либо нет. 2 стадия. Принятие разнообразия мнений. Терпимость к существованию множества соперничающих точек зрения. 3 стадия. Формирование собственной мировоззренческой позиции.
Критерии когнитивной зрелости: * диалектическое мышление (понимание противоречий, интеграция реального и идеального); * обязательность и ответственность (способность справляться с противоречиями и неопределенностями жизненного опыта); * гибкость мышления (применение в своей жизни способностей думать, анализировать и принимать решения, укладывающиеся в план этой жизни).
Таким образом, приобретенные в детстве и юности интеллектуальные способности человек использует в молодости для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период назван Шайи периодом достижения.
|
|||
|