Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Агафангел об обращении армян в христианство.



Агафангел об обращении армян в христианство.

 

Агафангел - это греческое имя носит автор сочинения,

посвященного обращению армян в христианство, эпохе Григория

Просветителя и царя Трдата. В предисловии к этому труду автор

представляет себя как секретаря царя Трдата. Он происходит из

великого Рима, владеет греческим и латинским, также и соответству-

ющим письмом. Он прибыл ко двору славного царя Трдата, и Трдат

приказал ему описать бурные события того времени. Выше было

показано, что это сочинение появилось не раньше 60-х гг. V в., поэтому

образ автора, современника Трдата, является литературным вымыслом.

При том, что в этом сочинении использованы труды греческих авторов,

само оно изначально было написано по-армянски. Но имя «Агафангел»

стало неотъемлемой частью этого труда, оно нашло свое прочное место

в литературной традиции. О чем идет речь в этом памятнике? Когда

Арташир, сын Сасана, убил персидского царя Артавана и овладел

троном, армянский царь Хосров поклялся отомстить за своего родича и

десять лет подряд воевал против узурпатора. Арташир был бессилен

одолеть противника, он предлагал почести и богатство тому кто сможет

устранить Хосрова. И тогда один изегонахараровАнакПартев

(Парфянин) обещал убить армянского царя. Он нашел благоприятный

момент и нанес Хосрову смертельный удар. Находясь при последнем

издыхании, Хосров отдал повеление уничтожить убийцу и весь его род.

Воля царя была выполнена, избежали смерти лишь двое сыновей Анака,

одного из них увели в Персию, другого — в греческую страну (первый

из них на этом исчезает из повествования). Остался в живых и сын

Хосрова, царевич Трдат. Воспитателям удалось его вывезти, и он нашел

пристанище при дворе «греческого» (т.е. римского) императора.

Оказавшись за рубежом, Трдат проходит там военную подготовку, а

сын Анака Григорий получает религиозное воспитание в Кесарии

Каппадокийской, известной своими христианскими традициями.

(Следует помнить, что рассказ в этой части касается тех лет, когда

христиане в империи продолжали еще подвергаться жестоким

преследованиям со стороны властей.)

Оно означает «добрый вестник».

Тем временем воспитатели рассказали Григорию о его происхождении, о том, что он сын убийцы армянского царя. Григорий

предстал перед Трдатом и, скрыв свое происхождение, предложил

царевичу свою службу. Но затем, когда царевич узнал о том, что его

новый служитель ревностный христианин, он начал подвергать его

мучениям.

Ратные подвиги Трдата в войне с готами позволили ему вернуться в

Армению, изгнать персов и занять отцовский трон. Он взял с собой и

Григория. В деревне Ерэз, знаменитом религиозном центре, он принес

жертвы богине Анахит, предложил и Григорию возложить венки и

свежие ветви перед изображением богини в храме. Григорий

решительно отказался и приступил к проповеди христианского учения.

Диалог между царем и Григорием становился все жестче, царь отдал

приказ подвергнуть Григория пыткам. Но страдалец не сдавался и

продолжал молиться. Затем царю докладывают о происхождении

Григория, о том, что он сын убийцы его, отца. И тогда Трдат велит

бросить Григория в яму близ крепости у Арташата, былой столицы

Армении. Там Григорию предстояло провести почти тринадцать лет.

Пока же царь издает два указа: одним он запрещает христианство,

другим предписывает поклонение языческим богам.

Тем временем римский император Диоклетиан рассылает повсюду

художников, чтобы по выполненным ими женским портретам избрать

себе невесту. В Риме имелась женская обитель под начальством девы

Гайианэ. Выбор императора падает на юную монахиню Рипсимэ, при

этом он приступает к жестоким гонениям против христиан,

проживавших в Римской империи. Рипсимэ решительно отвергает

домогательства императора, и монахини ищут спасения в Армении.

Они устраивают обитель в столице Валаршапате, одна из дев

изготовляет стеклянные украшения и тем поддерживает существование

монахинь. Диоклетиан направляет Трдату грамоту, прося армянского

царя отомстить за него, а Рипсимэ вернуть обратно. Но тем временем и

Трдат поддался чарам прекрасной монахини. Рипсимэ отвергает и его,

и Трдату никак не удается преодолеть ее упорство. И тогда дев

подвергают мучительной смерти. После этого царь шесть дней

пребывал в печали, затем овладел собой и отправился в лес на охоту. И

здесь, за муки, причиненные монахиням, его постигло наказание — он

превратился в вепря. Наказаны были и горожане, которые пре-

следовали монахинь, в них вселился злой дух.

Именно тогда сестре царя Хосровидухт было видение — только Григорий может спасти народ и излечить царя. Ко всеобщему

удивлению выясняется, что Григорий жив. Его доставляют в столицу,

где он, прежде всего, прикрывает оставшиеся нетленными тела убитых

дев. Григорий начинает молиться, обращается с длинной проповедью,

поучением к своим слушателям (эта проповедь занимает приблизительно третью часть всего сочинения Агафангела). Царь

Трдат, все еще в образе вепря, и народ умоляют Григория о спасении.

Следуя видению, Григорий требует, чтобы для дев были выстроены три

мартирия и тела их преданы земле. Над каждым мартирием он

воздвигает колонну (одновременно и крест), четвертая же колонна

получилась огненная. Григорий обращает внимание всех присутствующих на эту колонну, окружает ее высокими стенами и

устанавливает крест. На этом месте, по преданию, и был выстроен

кафедральный собор в Эчмиадзине, т.е. бывшем Валаршапате.

Только после устройства мартириев наступает успокоение, царь

вновь обретает естественный облик. Царь, его окружение и народ

начинают молиться, а затем все участвуют в крушении храмов огня.

Прежние боги объявляются идолами, храмовые земли переходят в

собственность Церкви, а жрецов обращают в рабство. Затем Григорий

отправляется в Кесарию, где принимает посвящение, и в сане епископа

возвращается в Армению.

Григорий основывает церкви и обращает армян в христианскую

веру. Он сопровождает царя Трдата во время его путешествия в Рим,

для встречи с императором Константином, а по возвращении скры-

вается в келье. Далее Агафангел сообщает об участии сына Григория,

Аристакэса, в Первом вселенском соборе (Никея, 325 г.) и завершает

весьма кратким известием о кончине главного лица своего повествования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.