|
|||||
Агафангел об обращении армян в христианство.Агафангел об обращении армян в христианство.
Агафангел - это греческое имя носит автор сочинения, посвященного обращению армян в христианство, эпохе Григория Просветителя и царя Трдата. В предисловии к этому труду автор представляет себя как секретаря царя Трдата. Он происходит из великого Рима, владеет греческим и латинским, также и соответству- ющим письмом. Он прибыл ко двору славного царя Трдата, и Трдат приказал ему описать бурные события того времени. Выше было показано, что это сочинение появилось не раньше 60-х гг. V в., поэтому образ автора, современника Трдата, является литературным вымыслом. При том, что в этом сочинении использованы труды греческих авторов, само оно изначально было написано по-армянски. Но имя «Агафангел» стало неотъемлемой частью этого труда, оно нашло свое прочное место в литературной традиции. О чем идет речь в этом памятнике? Когда Арташир, сын Сасана, убил персидского царя Артавана и овладел троном, армянский царь Хосров поклялся отомстить за своего родича и десять лет подряд воевал против узурпатора. Арташир был бессилен одолеть противника, он предлагал почести и богатство тому кто сможет устранить Хосрова. И тогда один изегонахараровАнакПартев (Парфянин) обещал убить армянского царя. Он нашел благоприятный момент и нанес Хосрову смертельный удар. Находясь при последнем издыхании, Хосров отдал повеление уничтожить убийцу и весь его род. Воля царя была выполнена, избежали смерти лишь двое сыновей Анака, одного из них увели в Персию, другого — в греческую страну (первый из них на этом исчезает из повествования). Остался в живых и сын Хосрова, царевич Трдат. Воспитателям удалось его вывезти, и он нашел пристанище при дворе «греческого» (т.е. римского) императора. Оказавшись за рубежом, Трдат проходит там военную подготовку, а сын Анака Григорий получает религиозное воспитание в Кесарии Каппадокийской, известной своими христианскими традициями. (Следует помнить, что рассказ в этой части касается тех лет, когда христиане в империи продолжали еще подвергаться жестоким преследованиям со стороны властей.) Оно означает «добрый вестник». Тем временем воспитатели рассказали Григорию о его происхождении, о том, что он сын убийцы армянского царя. Григорий предстал перед Трдатом и, скрыв свое происхождение, предложил царевичу свою службу. Но затем, когда царевич узнал о том, что его новый служитель ревностный христианин, он начал подвергать его мучениям. Ратные подвиги Трдата в войне с готами позволили ему вернуться в Армению, изгнать персов и занять отцовский трон. Он взял с собой и Григория. В деревне Ерэз, знаменитом религиозном центре, он принес жертвы богине Анахит, предложил и Григорию возложить венки и свежие ветви перед изображением богини в храме. Григорий решительно отказался и приступил к проповеди христианского учения. Диалог между царем и Григорием становился все жестче, царь отдал приказ подвергнуть Григория пыткам. Но страдалец не сдавался и продолжал молиться. Затем царю докладывают о происхождении Григория, о том, что он сын убийцы его, отца. И тогда Трдат велит бросить Григория в яму близ крепости у Арташата, былой столицы Армении. Там Григорию предстояло провести почти тринадцать лет. Пока же царь издает два указа: одним он запрещает христианство, другим предписывает поклонение языческим богам. Тем временем римский император Диоклетиан рассылает повсюду художников, чтобы по выполненным ими женским портретам избрать себе невесту. В Риме имелась женская обитель под начальством девы Гайианэ. Выбор императора падает на юную монахиню Рипсимэ, при этом он приступает к жестоким гонениям против христиан, проживавших в Римской империи. Рипсимэ решительно отвергает домогательства императора, и монахини ищут спасения в Армении. Они устраивают обитель в столице Валаршапате, одна из дев изготовляет стеклянные украшения и тем поддерживает существование монахинь. Диоклетиан направляет Трдату грамоту, прося армянского царя отомстить за него, а Рипсимэ вернуть обратно. Но тем временем и Трдат поддался чарам прекрасной монахини. Рипсимэ отвергает и его, и Трдату никак не удается преодолеть ее упорство. И тогда дев подвергают мучительной смерти. После этого царь шесть дней пребывал в печали, затем овладел собой и отправился в лес на охоту. И здесь, за муки, причиненные монахиням, его постигло наказание — он превратился в вепря. Наказаны были и горожане, которые пре- следовали монахинь, в них вселился злой дух. Именно тогда сестре царя Хосровидухт было видение — только Григорий может спасти народ и излечить царя. Ко всеобщему удивлению выясняется, что Григорий жив. Его доставляют в столицу, где он, прежде всего, прикрывает оставшиеся нетленными тела убитых дев. Григорий начинает молиться, обращается с длинной проповедью, поучением к своим слушателям (эта проповедь занимает приблизительно третью часть всего сочинения Агафангела). Царь Трдат, все еще в образе вепря, и народ умоляют Григория о спасении. Следуя видению, Григорий требует, чтобы для дев были выстроены три мартирия и тела их преданы земле. Над каждым мартирием он воздвигает колонну (одновременно и крест), четвертая же колонна получилась огненная. Григорий обращает внимание всех присутствующих на эту колонну, окружает ее высокими стенами и устанавливает крест. На этом месте, по преданию, и был выстроен кафедральный собор в Эчмиадзине, т.е. бывшем Валаршапате. Только после устройства мартириев наступает успокоение, царь вновь обретает естественный облик. Царь, его окружение и народ начинают молиться, а затем все участвуют в крушении храмов огня. Прежние боги объявляются идолами, храмовые земли переходят в собственность Церкви, а жрецов обращают в рабство. Затем Григорий отправляется в Кесарию, где принимает посвящение, и в сане епископа возвращается в Армению. Григорий основывает церкви и обращает армян в христианскую веру. Он сопровождает царя Трдата во время его путешествия в Рим, для встречи с императором Константином, а по возвращении скры- вается в келье. Далее Агафангел сообщает об участии сына Григория, Аристакэса, в Первом вселенском соборе (Никея, 325 г.) и завершает весьма кратким известием о кончине главного лица своего повествования. | |||||
|
|||||
|