Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общая характеристика роли исполнительной власти



Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3

1. Общая характеристика роли исполнительной власти…….…………………....4

2. Органы исполнительной власти……….…………………………………………6

3. Президент Российской Федерации….…………………………………………..8

Заключение…………………….……………………………………………………14

Список литературы…..…………………………………………………………….16

 

Введение

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Все юридические науки изучают государственные органы как объект правового регулирования, поскольку в любом го­сударстве деятельность его органов облекается в правовые формы. Вместе с тем каждая из отраслей юридической науки изучает государственные органы под своим, отражающим за­дачи и содержание данной юридической науки, углом зрения. В рамках теории государства и права речь шла об органах государства как одной из составляющих общего понятия го­сударства, в курсе административного права детально изучаются органы исполнительной власти, их структура, функции, формы и методы деятельности. Процессуальные формы дея­тельности суда, прокуратуры изучаются в курсах уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Це­ли изучения органов Российской Федерации наукой и учеб­ной дисциплиной государственного права определяются главным образом характером и объемом конституционного регулирования.

Конституционные предпосылки обеспечения единства си­стемы государственных органов Российской Федерации не ре­ализуются автоматически. На практике еще не удалось до­биться четкого распределения полномочий между федераль­ными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нет четкости в распределении нормотворческих функций между Федеральным Собранием и Президентом России, на­блюдается определенное дублирование в деятельности адми­нистрации Президента и правительственных структур. До­стижение сбалансированности и слаженности в работе госу­дарственного механизма осложняется и тем, что до насто­ящего времени не завершено формирование полноценной за­конодательной базы для деятельности органов власти.

1. Общая характеристика роли исполнительной власти

Роль исполнительной власти в жизни общества. В ис­полнительной власти заключено то звено государства, ко­торое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осу­ществления большой распорядительной деятельности, которая  неизбежно затрагивает права и интересы граждан - защищает их, а порой и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования» организации и ответственности органов исполнительной власти.

Исполнительная власть, а конкретнее - ее ''силовые" министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны поли­тических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы. Столь же велика позитив­ная роль, а вместе с нею и опасность экономических мини­стерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономи­ке и росту благосостояния, одновременно могут своим регу­лированием непомерно ограничить право частной собствен­ности и свободу предпринимательства. В социально-культур­ной сфере от исполнительной власти в немалой степени зави­сит практическая реализация принципа социальной справед­ливости и государственная поддержка культуры.

Выполняя в целом, безусловно, полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуха­нию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и по­всеместной проблемой является установление деловых бес­конфликтных взаимоотношений между исполнительной вла­стью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

И, тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение между­народной жизни и внутренней обстановки во многих стра­нах, потребности экономики и растущие социальные нуж­ды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной де­ятельности частыми реорганизациями внутренней структу­ры, обновлением методов деятельности.

Роль исполнительной власти особенно важна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитариз­ма к демократии. Постсоциалистические государства, вклю­чая Россию, совершают этот переход» провозгласив основ­ные цели правового государства. На исполнительную власть ложится главная тяжесть проведения глубоких хозяйствен­ных преобразований и создания рыночной экономики. Орга­ны этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических за­конов, охраняющих права и интересы граждан.

Понятие правительства и его положение в конститу­ционно-правовых системах. Исполнительная власть олицет­воряется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На выс­шей ступеньке этой системы стоит правительство, возглав­ляемое главой государства или премьер-министром. Прави­тельство может называться по-разному (совет министров, кабинет министров, государственный совет и др.), но оно обычно представляет собой коллегиальный орган исполни­тельной власти, в состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители различных ведомств. В республиках президентского типа (США и др.) правитель­ство как коллегиальный орган, как правило, отсутствует, а его место занимает совещательный орган при главе госу­дарства (администрация).

Положение правительства в системе органов государ­ственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности партийной системы каж­дой страны и сложившийся баланс законодательной и ис­полнительной власти. В парламентарных республиках и мо­нархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед представи­тельным органом. В этих странах, имеющих развитую и срав­нительно устойчивую партийную систему, правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государ­ственной жизни; поскольку оно включает в свой состав ли­деров политического большинства. Следовательно, ведущей фигурой выступает не глава государства, а премьер-министр.

По-другому выглядит роль правительства в президентс­кой республике. Здесь выборный народом президент сам фор­мирует состав правительства (администрации) при ограни­ченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.