|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переписка И. И. Вальберха с С. П. Вальберх. 1807—1808 гг. . . 77⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Переписка И. И. Вальберха с С. П. Вальберх. 1807—1808 гг. . . 77 Из бумаг И. И. Вальберха........................................................................... 139 Запись И. И. Вальберха об окончании им Театрального училища. 1786 г 141 Письмо И. И. Вальберха А. Г. Щеникову . ^............................. 142 Начало дневника И. И. Вальберха. 1811г................................. 143 Прошение И. И. Вальберха об увольнении его со службы. 1819 г....................................................................................... 145 Содержание балета «Счастливое раскаяние». 1795 г................. 146 Сценарий балета «Жертвоприношение благодарности». 1802 г. 148 Сценарий балета «Русские в Германии», или Следствие любви к Отечеству». 1813 г.................................................... 161 Сценарий балета «Торжество России, или Русские в Париже». 1814 г 167 Предисловие к либретто балета «Амазонки», или Разрушение волшебного замка». 1815 г 166 Предисловие к сценарию балета «Бланка», или Брак из отмщения». 1803 г................................................................... 168 Приложения............................................................................................ 169 Постановки И. И. Вальберха......................................................... 171 Переводы И. И. Вальберха ........................................................... 178 Семейство И. И. Вальберха ........................................................... 180 Список иллюстраций....................................................................... 182 Указатель имен................................................................................ 184 РедакторII- I1. ИографОформление художникаИ. А. ЛитвишквХудожественный редакторВ. А■ БсмюлотТехнический редакторН. Я. Мурашова А-07665. Подп. в печать 4/VII 1947 г. «Искусство» № 2867 Кол. печ. л. 133/„ Уч.-тд. л. 9.90 Зн. в 1 п. л. 45,5 г Ги|> 1ж 3000 Заказ № (>05 Цена в переплете 12 р. 50 к. Тип. «Искра революции», Москва, Филипповский, 13
6 АДИТ, отд. II, стр. 446. Однако такая фамилия в других документах дирекции не встречается. Больше того, в делах школы находим фамилию Вальберха. (См. прим. 1 к стр. 8 книги.) 1 «Вестник Европы», М., 1810, № 22, стр. 313—314. 8 АДИТ, отд. III, стр. 228, 231. Так, в пьесе «Олегово правление» он играл роль Игоря (1794), в «Новом Стерне»— Стерна (1801), в балете «Орфей и Эвридика» — Орфея (1808), в «Медее и Язоне» — Язона (1808), в «Ромео и Джульетте» — Ромео (1809). 1 Вальберху пошел 39-й год. Работа и туберкулез уже ослабили его силы. В книге ErnestDaudet, Une vie d'ambassadrice au sifecle dernier, p. 19, приведено сообщение княгини Ливен от 22 марта 1803 г.: «Вместо Дилло тлнцоиал отот увалень Вальберх», сгр. 57. 1 См. характерные в этом смысле письмо жены Вальберха от 15 января 18118 г. и его ответ от 20—23 того же месяца (стр. 100 и 106 книги). 1 Обожающий жену и детей, он тяжело переживает смерть жены в 1813 г. и всевозможные домашние невзгоды. Не так-то легко вывести в люди без малого дюжину ребят! 7 февраля 1819 г. дирекция императорских театров, зная, что Вальберх умирает, наносит ему новый удар, действуя при этом формально совершенно законно: отчисляет из балетной школы в числе трех воспитанников его сына—как «одержимых золотушной болезнью, имеют сверх того бельмы на правом глазу» (ЦГИАЛ, Фонд императорского театрального училища, 1819 г., д. № 8, л. 1). Был ли в самом деле тяжело больным сын Вальберха — сомнительно. Во всяком случае он прожил долгую жизнь, и «бельмо» ему настолько не мешало, что о нем не вспоминают ни потомки, ни друзья. 2 К сожалению, нам не удалось разыскать сценарий «Новый Вертер», кстати сказать, не упомянутый в библиографических справочниках. А между тем он был напечатан (см. письмо к С. П. Вальберх). 1 Читатель поймет и разделит наш интерес к этому факту. К сожалению, н и к п к п х сведений о том, как строился и исполнялся этот балет, пе найдено- Одно бесспорно: в первом десятилетии XIX века о подлинном Шекспире гге приходилось и меч гать. Напомним, что двадцать лет спустя дирекция императорски к театров примете штыки намерение'Дидло инсценирован. «Макбета». Желая во что бы то ни стало попытаться предстанмть себе <<Ромео и Юлиго» тех дней, мы предлагаем другой источник. Восемь лет спустя - 7 сентября 1817 года — на той же сцене была представлрпа одноименная1 опера Штейбельта, либретто которой переведено с французского Волковым. М. Загоскин дал подробное изложение действия этой оперы в «Геверном наблюдателе», относясь к ней положительно и, таким образом, как бы узаконив существенные переделки шекспировской пьесы, которые здесь налицо. Ничего не зная о балете Вальберха, мы вправе предполагать, что он не был ближе к драме, чем опера, и н основном соответствовал ей в отступлениях. Поэтому познакомимся с оперой. В ней, прежде всего, уменьшено количество ссор и убийств: Меркуцио отсутствует, Тибальд умирает позже. Действие сосредоточивается в пределах чисто семейных сцеп. В опере веронское общество отсутствует. Поэтому нет ни народа, пи властителя Вероны. В отместку Ромео, Капулетти принимает р.'шспие выдать Юлию замуж за испанского вельможу, подчеркивая :>тим коллизию неравного брака с игюстранцем- богачом. Монаха, конечно, не существует - не след священнослужителю впутываться в любовные дела, вооружать детей против отцов, обманывать господа бога мнимой смертью. Нельзя показывать на сцене служителя бога, пусть невольным, по все же виновником гибели героев. Поэтому введен греческий врач друг Ромео. Не зная, что она выпила лишь снотворный напиток, Юлия думаем-, чго умирает. Третье действие в склепе. После похоронной процессии появляется Ромео, вызванный письмом врача. Обнаружив невзначай «мертвую» Юлию, Ромео хочет лишить себя жизни. В это время погоня настигает его. Вмешивается испанец, который благородно берет своего соперника Ромео под защиту. Схватка испанского войска с воиилмн Капулетти. Внезапно просыпается Юлия. Испанец уступает любви героев. Мир. Таким образом начисто отсутствуют шекспировские мотивы родовой мести и общественной беды на ее почве. Все смягчено, вместо торжества люГши над смертью — оперно-аффектпые и традиционные любовники. Для начала XIX века эти изменения весьма типичны: перед нами настоящая «опера спасения». Как и балет Вальберха, она на полпути между чувствительностью и чувством. 3 С. Жихарев, Записки современника, т. II, стр. 52. вению пьет» (о Неелове). 3 Для учеников Вальберха характерна кличка «фанатиков». Современники в один голос говорят о невиданном энтузиазме в работе как Вальберха, так Колосовой и Аблеца. Кстати, первые годы уче 1 Theatre Lyrique de Feydeau. 2 Га рдел ь-мтдший (Gardel) Пьер-Габриель (1754—1840)— выдающийся французский танцовщик, педагог и балетмейстер. В Театре опери с 1780 г.; с 1787 по 1828 г. — балетмейстер .этого, театра, парижский «хореографический ^ диктатор^; н 1804 —1816 гг. — во главе ftIпотной школы п£и Хе,атРе опеРы- цовщица Театра оперы на деми-характерпом амплуа (с 1786 по 1816 г.). В 1795 г. вышла замуж за П. Гарделя., Новерр отзывается о ней: «Гардель — непревзойденная танцовщица. Танец ее ослепителен». 2 Огюст (Auguste) — сценический псевдоним Августа Леонтьевича Пуаро (Poireau) (ок. 1780—1844); француз по происхождению (брат m-me Шевалье), он^был ближлпщп.м сподвижником Вальберха и Дидло по созданию русского балета. С I апреля 1798 г. до TS33 г. слуЖИЛ в пётербургспг01Г5алегной труппе,в качестве первого танцовщика тг-датического актера; широкой популярностью пользовался как исполнитель русской пляски (вместе с Е. И. Колосовой). Поставил более 20 балетов и дивертисментов (частью совместно с Вальберхом и Дидло). После смерти Вальберха — инспектор балетной труппы. 1 Отзыв Вальберха о Вестрисе следует поставить в связь с его общими хореографическими принципами — отрицательным отношением к технической виртуозности танца, идущей в ущерб пантомимному содержанию спектакля, (ср. его замечание на стр. 59, а также предисловие к либретто балета «Амазонки, или Разрушение волшебного замка», стр. 166—167). 1 « Astinnnx », опера в 3 д. Р. Крейцера (премьера в Театре оперы 12 аттреля 1801 г.). 2 « Psychii», балет в 3 д. Пьерп Гярпряя. музыка Миллера (премьера в Театре оперы14 декабря!790 г.). —~ ~~ """"" 3 <<L'Entresol«, опера Пиччини и Лемуана (1801 г.). 4 Не разобрано. 1Дюгазон (Dugazon) — сценический псевдоним Жана-Батиста- Анри Гурго (Gourgaud) (1746—1809); выдающийся комедийный актер, в Театре французской комедии с 1771 г.; учитель и соратник Тальма. Был близок к якобинцам; с наступлением реакции с трудом удержался па сцене. 6 В а н г о в-старший (Vanhove) Шарль-Жозеф (1739—1803) — актер Театра французской комедии с 1777 г на ролях королей и благородных отцов. В «Adelaide du Guesclin» играл роль Coucy. 6 « Le Conciliateur », комедия в 5 д. Дюмутье (Dumoutier) (премьера в Театре французской комедии с 1791 г., в Петербурге—с 1796 г.). » 'ПиШге de ГАтЫци Coinique. 1 Лаис (Lays) Франсуа (1758 —1831) — выдающийся француз- > кий певец; в Театре оперы с 1779 по 1822 г. 1 « Ponce de Ьёоп », опера-буфф, в 3 д. Бертона (премьера в Театре Фавар 15 марта 1797 г.). 6 Б а б и н и Керубино — костюмер («портной мастер») петербургских театров; на службе с 1798 г. до середины 20-х годов XIX века. •'«AllUNSIfTTt" Nlrrvlrttr nu Irs Moeurs du bon vieux temps», комическая опера н 3 д. Гретри (премьера н Версале 30 декабря 1779 г.). (см. либретто, СПБ, 1Н(>2. а также на стр. 148—150 данной книги). 6 <<Увенчаннаа_ЙЛ"Г."сгь», балет в 2 д. Вальберха, музыка Давыдова," стихи хороп Кнушппа, поставленный в Петербурге 25 сентября 1801г., на открытии театров после перерыва по случаю смерти Павла I. Среди бумаг Вальберха сохранился черновик его письма к A. JI. Нарышкину с просьбой о разрешении постамигь сочиненный им пднтомммпып пролог к коронации,Длексаидр.1 I (музыку к прологу пишет Дшыдои. стихи — Кдуши«>-- На~ЗТГ>И' же- письме — запись, датированная IК11 г.: <<Я балет этот сделал и с успехом [...], мне сделаны были похвальные стихи». В списке спектаклей, шедмшх в Москве в дни коронационных торжеств, балета Вальберха нет (М. Н. Мака ров, Воспоминания о коронации императора Александра I, «Памятники новой русском истории», изд. Кашпировым, т. I, СПБ, 1871); очевидно, здесь речь идет о балете, поставленном в Петербурге вскоре после коронационных торжеств, — об «Увенчанной благости». 1 Очевидно, речь идет о Театре оперы. 1 Д и д л о (Didelot) Шарль-Луи (1707 -1837) — знаменитый ба- петмонстер; п Петербурге и 1801 —1811 и с 1816 г. 6 «La Foret noire», пантомима в 3 д. Aronuld (Mussot) (1801 г.). 2 Новерр жил п пто время на покое в Сеп-Жсрмсн-Ан-Лэ. 1Краснопольский Иван Романович — двоюродный брат П. С. Краснопольского (см. стр. 90). По отзыву Р. Зотова («Театральные воспоминания», СПБ, 1859, | ip. 17), «был доверенным человеком и factotum» A. JI. Нарышкина, имевшим «решительное влияние на все дела но дирекции». 6 К а р а т ы I' и и а Александра Дмитриевна (рожд. Полыга- лова) (1777—1859) —артистка петербургской драматической труппы на первых ролях; на сцепе с 1794 г. «Бабенов Иван Данилович — управляющий подмосковными имениями А. Л. Нарышкина (С. П. Жихарев, Записки современника, т. I, 1934, стр. 267); у него на Моховой в доме Нарышкина остановился Вальберх. 1 С к о т т и Петр Иванович (1768—1838) — итальянский худож и писал для него декорации. цузской труппы на первых ролях в драмах и комедиях; по отзыву С. П. Жихарева, «беззубая старуха». В ее бенефис 21 декабря 1807 г. шли оперы <<Le Mari со1ёге» и «Le Grand-pfcre» и комедия cLe Cercle» («Московские ведомости», 1807, № 100). 8 Репертуар московских театров печатался в «Московских ведомостях». «Яковлев Алексей Семенович (1773—1817) — знаменитый трагик; на петербургской сцене с 1794 г. 1 В это время кн. А. А. Шаховской (1777—1846) был «репертуарным членом» Петербургской театральной конторы (1802—1819 гг.). 4 «Дезертир», * пантомимный балет в 3 д. Доберваля (1784 г.), поставленный г.), а затем Канциани н возобновленный Вальберхом. • -—.ч.,..,, 3 Ильин Николам Иванович (1777—1823) — с 1806 по 1808 г. упраичяющий хозяйственной частью Московского театра, позже — правитель канцелярии гр. Ф. В. Растопчина; автор ряда пьес. • К р а с н о п о л I. с кий Николай Степанович (1775—1814)'— автор многочисленных переводов и переделок пьес и либретто опер, шедших на сцене в конце XVIII —начале Х1Х~веков. V1 сКлара, или Обращение к добродетели», пантомимный балет н 4 д. Вальберха, музыка Вейгля, поставлен в Петербурге в, 1800 г. ч^, а «Смасинпюе раскаяние», н.шюмнмныИ u.i пет и I к It.i м.берха, ................... til н I |i гербу pre H фенрали 17ЯГ> i It Ovm.ii.ix Вальберха сохранился его рукописный euen/tpntl (ем. стр. Но 147). 8 «Андромеда н Персей», меподрама н 1 д. в стихах А. Я. Княжнина, танцы Лепика, музыка Tiitoii.i; и.чдлна и поставлена в Петербурге в 1802 г. 1 «Евгения», комедия в 5 д. Бомарше, перевод Н. Пушникова (в Петербурге шла с 1789 г.). М. И. Вальберхова дебютировала в ней ролью Евгении 19 сентября 1807 г. 1 С е м е н о и а Екатерина Семеновна (1786—1849) — знаменитая трагическая актриса; на петербургской сцене в 1803—1820 и 1822—1826 гг. Вышла замуж за князя Гагарина. 1 Ц и ц и а н о в Дмитрий р.псеевпч, князь (1747—1835) — московский богач, по от.п.пмм современников (С. П. Жихарев, А. Я. Булгаков), <<приятпый и неистощимый лгун» и «великий хлебоСол», приятель директора театров A. JI. 1 Ьрышкппа, «первого гастронома своего времени». 4 М. И. Вальберхова получала в 1810 г.: жалованья — 1500 руб., на гардероб — 200 руб. и бенефис (П. А. Арапов, стр. 203). 6 Малый театр построен в 1801 г. антрепренером А. Казасси по проекту Бренна; в 1803 г. перешел в казну. 'Полторацкий — вероятно, Копсмпшн Маркович (1782— 1858), в это время капитан л.-гв. Семеновского по ню, впоследствии генерал-лейтенант, ярославский губернатор. * М у с и п-П у ш к и н-Б р ю с Василий Валентинович, граф (1775—1836) — оГн'р-шенк, любитель театра. 2 «Леар» («Король Лир»), трагедия и 5 д. Шекспира, в вольном прозаическом переводе П. И. Гпедича переделки Дюси (премьера в Петербурге 29 ноября 1807 г.); М. И. Вальберхова — Корделия. 1 На премьере «Короля Лира» (29 ноября 1807 г.) Семенова играла Корделию, Якоилев — Эдгара. 1 С. П. Жихарен записал п споем дневнике пол 15 декабря 1809 г. (т. 11, стр. 303): «Валберхоной... суждено, кажется, быть предметом страсти всех знакомцев Шаховского, то есть Крюковского, меня и... Потемкина». 'Бидо- сведений об этом танцовщике не найдено; видимо, он исполнял нсрные роли; 9 июля 1808 г. ему был дан бенефис («Журнал театральный» Л. Н. Каратыгина). 6 «Оборотни, или Спорь до слеа, а об ааклад пе бейся», опера Париса (премьера в_Петербурге 7 февраля 1808 г.). 1 «Двое слепых в Толедо», комическая опера в 1 д. Мегюля (премьера в Театре комической оперы в Париже 28 января 1806 г., в Петербурге — 7 февраля 1808 г.). 3 Валет «Рауль Сипия Борода» шел в Москве в первый раз 7 февраля 1808 г. после двухактной оперы «Глупость, или Тщетная предосторожность» (('Московские ведомости», 1808, № 11). В балете были заняты: Бузчни — Рауль, Колосова — Изора, Огюст — Вержи (см. либретто, СПБ, 1807). 1 *L'Impresario in aiigtistie» (cLe Diieeleiir dans I'embarras»), комическая опера Чпмароаа (1786 г.). В камер-фурьерском журнале иод 9 февраля 1808 г. (СПБ, 1907, стр. 132) :па опера названа «Директор, или Содержатель ломбардии» (I). 2КонстантинПавлович (1779—1831) — великий князь, наследник престола. 3 Ч у д и н Михаил Алексеевич (1777—1813) — актер петербургской оперной труппы, второй бас-буфф (с 1803 по 1811 г.). 4 Е г о р о в Алзкгей (род. 1768) — танцовщик петербургской балетной труппы с 1786 по 1811 г. 3Сандунова Елизтега Омежшпа (рожд. Федорова) (1777— 1826) — выдающаяся оперная актриса, на сцене (и Петербурге и Москве) с 1790 по 1823 г. 1 «Сумбека, или Падение Казанского царства», трагедия в 5 д. С. Н. Глинки (премьера в Петербурге 7 мая 1807 г., в Москве — 9 февраля 1808 г., в обоих случаях с Е. С. Семеновой в главной роли). 'Семенова Нимфодора Семеновна (1778—1876)—актриса петербургской оперной труппы на первых ролях (на службе с 1809 по 1831 г.). Н. С. Семенова была выпущена из школы позже — 11 августа 1809 г. "Долгоруков Михаил Александрович, князь (ум. 1817) — камергер, страстный театрал, приятель многих московских актеров (о нем см. в «Записках» С. П. Жихарева). 11—666 4 Т. е. Гайдна. 1 сЛиза, или Торжество благодарности», драма в 3 д. Н. И. Ильина (в первый раз в Петербурге 20 июля 1802 г.). 1 Запись сделана на отдельном листе. После русского текста Следует тот же текст на французском и итальянском языках. 1 «Похождения Жилблаза де Сантиланы», т. II, кн. 4, гл. 4. [1] Неправильно понимали и функцию приезжих мастеров. Их рассматривали только как гастролеров. На самом же деле многие из них, приезжая в Россию, отдавали ей всю свою жизнь и становились в полном смысле слова деятелями русской культурьь , Таковы, в частности, были Дидло И Петипа. [2] П л ю ш а р, Энциклопедический словарь, т. VIII, стр. 102. •Voltaire, Histoire de Charle XII, Dresde, 1780. [3] Происхождение Вальберха было загадкой н для нас, когда мы составлял 1 комментарии к книге: А. Глушковский, Воспоминания балетмейстера, «Искусство», 1940. [4] Р. Зотов, Театральные воспоминания, СПБ, 1859. [5] П. Арапов, Летопись русского театра, СПБ, 1861. 3 Ф. Вигель, Записки, изд. <<Kpyi'», М., 1928, т. II, стр. 91. [7] Журнал «Музыкальный и театральный вестник». 1883. СПБ, № 19, 20, 27, .40, 41; П. Каратыгин, Летопись петербургских театров. См. № 30. 1 Всеволоде к и ii-Г е р и г р о с с, История театрального образования в России, стр. 345. См. также <<Архив дирекции императорских театров» (дальше — АДИТ), вып. 1, отд. II, стр 294. [10] <<1786 года ноября 18 дня в Дирекции над зрелищами и музыкой состоящим и гс.1 rp. 1ИЫЮ11 школе носпитаиник Иван Вальберх подан- пым прошением обьяпитм, 'по, носпитаншись в театральной школе на казенном иждивении, приобрел знания в танцовании и, желая службу продолжать при сей дирекции но удостоинству балетмейстера Канциани, просит о принятии его балетион труппы в солисты... А означенный бале 1мсйс юр Канциани данным аттестатом свидетельствует, что по экзамену его к принятию он достоин... оному воспитаннику Вальберху по желанию и удостоинству быть к службе театральной дирекции труппе балетным солистом»,— гласит распоряжение дирекции (АДИТ, вып. 1, отд. II, № 307). [11] Пользуюсь источником, почему-то оставшимся не замеченным авторами, цитиронаишимн опубликованные отрывки дневника А. В. Каратыгина—П. П. Каратыгин, Летопись петербургских театров. Журнал ('Музыкальный и театральный вестник», 1883, № 30, стр. 4—5. * «Вестник Европы», М., 1811; «Московские записки)», № 2, стр. 138. [13] «Вчера ппдсл Вестриса-ломалыцика, — пишет Вальберх в парижском дисмникс. —Можно так ослепить людей... Танцует почти без рук, вертится, как сумасшедший, и даже по временам язьк^ высовывает. Но, спасибо, хотя дорого купил, да вышел из заблуждения- Видел его, дурака!» (стр. 00—(И книги). К :>тому гфсмени относится и негодующая тирада старика Но- Bcpp.i: «К несчастью... пируэт сделался... насущным хлебом публики. По примеру Вестриса, псе танцовщики вертят пируэты и кружатся, а вместе с ними кружится у публики голова» («Классики хореографии», «Искусство», 1937, стр. 72). [14] АДИТ, отд. III, стр. 76. 8 Из парижских впечатлений возникает его балет «Маленький матрос», постановка танцев в пьесе «Суд царя Соломона» и перевод комедии «Дна гренадера». [16] Запись от 14 марта, см. стр. 60 книги. [17] <<А! рябинький, сухонький Дидло!—восклицает Вальберх в парижском дневнике, — ты с душком? ты завидлив; ты любишь везде быть первым и господствовать под маской скромности?.. Бессилен, надут и мечтателен о себе втрое, чего ты стоишь» (стр. 73 книги). А посетив Гарделя, добавляет: «Гардель еще меня вразумил в рассуждении Дидло. Не танцовать у него никогда...» (стр.76 книги). Но, узнав Дидло на деле, Вальберх примиряется и работает бок о бок с ним, принимая как должное его верховную власть. Ложь парижан, искусно использовавших слабости характера Дидло, так и не возымела желанного действия. [18] Отрывок предисловия и переводе на русский язык опубликован нами в журнале «Искусство и жп.шь», 1940, № 10. Для изучения творческого лица Дидло и его наставников, в особенности Доберваля, это документ Оолыпой ценности. Разрядка наша. [19] «Последние годы своей жизни Вальберх страдал чахоткой» (П л ю- ш а р, Энциклопедический словарь, т. VIII, стр. 106.) [20] «Петербургский некрополь», СПБ, 1912, т. I, стр. 366. Дата смерти совпадает с указанием П. Арапова в «Летописи русского театра», стр. 77. Сообщение П. П. Каратыгина в «Музыкальном и театральном вестнике» о смерти Вальберха в 1820 г. неверно. [21] Нчмек на это находим в печатном признании Вальберха: ('Правда, положение сочинителя... много содействует... успеху балета и неудаче оного...» (предисловие к балету «Амазонки», 1815, см. стр. 166). 8 См. стр. 106—167 книги. I Ml. П. К а р а т ы г и н, Указ. соч., стр. 4. [24] Сам Иальберх, сознательно владевший творческим процессом и чтившиii чужой труд, понимал роль предшественников и уважал их память. А черед Новерром он преклонялся. Поэтому он так огорчен, что не понидался в Сен-Жермене с Новерром; запись в париж' ском дневнике от 13 апреля такова (стр. 75 книги): «Жаль только, что ие удалось быть в С.-Жермене... почему я тоскую, что не видал Новерра ». [25] «Рауль Синяя Борода»—большой трагический балет Вальберха и Опоста, музыка К. Кавоса и Гретри, 21 октября 1807 г. [26] Вальберх усваивает разработанное Новерром и его последователями искусство режиссуры. В балетном театре начала XIX века ото искусство стояло настолько высоко, что, несомненно, воздействовало на режиссерские воззрения и практику русского драматического театра, в частности являясь наглядным примером для тесно связанного с Вальберхом Шаховского. [27] В. Белинский, Взгляд на русскую литературу в 1846 г., «Современник», 1847, № 1. [28] Исключительно интересные сведения о Бубликове сообщил мне А. А. Ильин, закончивший труд об этом забытом русском художнике сцены XVIII века. Приношу ему свою благодарность за разрешение познакомиться с этой работой, готовящейся к печати в Институте истории искусств Академии наук СССР. [29] АДИТ, вып. 1, отд. II, № 46. [30] Вальберх не знал в это время слов Сумарокова: «Я в России по театру больше сделал услуги, нежели французские актеры и итальянские танцовалыцики, и меньше их получаю. Гильфердинг сверх большого жалованья от двора и квартиру и экипаж получает, а я не только не могу воспитывать детей своих, но при нынешней дороговизне вседневные претерпеваю нужды...» Но о трагических обстоятельствах похорон оп> наверное, был осведомлен: только актеры позаботились о похоронах и несли гроб этого выдающегося д^ятргтя русского театра XVIII века; лишь двое из провожавших тело Сумарокова-Wпринадлежали к артистической среде. Много лет спустя Вальберх по поводу задержки квартирных денег дочери его, прославленной Валберховой, напишет в письме к жене -in |мепательную фразу: «Разве только потому должно делать мне и дочери обиду против иностранцев, что мы — русские?» Мало что н 1мешпея по взглядах дирекции императорских театров и после смерти Вальберха. Всю жизнь возмущается этим Дидло, выдающихся учеников которого затирают, потому что они «доморощенные». Умрет Дидло, и в прошении воспетой Пушкиным Истоминой зазвучат те же ноты недоумения и[горькой обиды. Умрет Истомина, а «русская Тальони» Санковская испытает на себе все то"же недоверие и презрение театральных чиновников к русским талантам. [31] Письмо от 5 февраля 1808 г., стр. 119—120 книги. [32] Запись от 26 февраля 1802 г., стр. 54 книги. [33]А.Kotzebue, Das merkwiirdigste Jahr meines Lebens, Berlin, 1801, стр. 268 и далее. Русское издание: А. К о ц е б у, Достопамятный год моей жизни, СПБ, 1879. [34] <<...бесстыдные иностранцы смеют хулить Россию! Любезное отечество! Без пристрастия какой безумец дерзнет сравнивать тебя с Пруссисю!», - пишет он в дневнике. См. стр. 51 книги. [35] Он отказывается, и на это место переводят другого энтузиаста — Глушковского (см. нашу статью и книге А. Глушковский,Воспоминания балетмейстера, «Искусство», 1940). [36] Р. Зотов, Автобиографические записки, СПБ, 1859, гл. III, стр. 13. [37] П. К а р а т ы г и н, Ук. соч., стр. 4. П. Арапов повторяет те же слова («Летопись русского театра», стр. 277). [38] Ф. Вигель, Записки, т. II, стр. 91. 6 «Было время, когда хотели сравнивать с нею (Семеновой) прекрасную комическую актрису Вальберхову» («Мои замечания о русском театре»). [40] Письмо С. Вальбгрх от 10 февраля 1808 г.: «Старик по обыкно [41] Н. Мундт, Е. И. Колосом, «Пантеон» за 1842 г., кп. IV, стр. 10. В АДИТ,hi,ш. 2, стр.АЛА; под №'М)2—iimccioi документ о приеме Вальберхом Колосовой в сиой дом. См. гам же, стр. 44.5. № 404. В переписке с женой о Колосовой говорится в каждом письме [42] Дирекция нередко эксплоатироиллл отзывчивость Вальберха. Так, 29/XII IHI5 г. Нарышкин дает распоряжение о выпускных артистках, к тм чпепе Вальберховой (Елене): «Ей квартирные деньги не назначаются, поюму что она будет жить с дядей своим — балетмейстером Вальберхом» (ЦГИАЛ, Фонд дирекции императорских театров, 1815, № 1511). Не потому ли н деле о смерти прославленной Марии Даниловой мы находим приказ казначею о выдаче балетмейстеру Вальберху 50 руб. на погребение погибшей танцовщицы? (ЦГИАЛ, Фонд дирекции императорских театров, 1810, дело № 226). [43] П. Смирнов, Воспоминания о кн. Шаховском, «Репертуар и Пантеон», 1847, т. I, стр. 103—104 (подчеркнуто мною. —/О. С.). В переписке Вальбзрхов имеется ряд указаний на тесную Связь Шаховского с семьею Вальберха; в частности М. Валберхова была ученицей А. Ш (ховского. [44] «Ежегодник императорских театров», сезон 1894/95 г., прилож- 2, стр. 12—14. 3—866 [45] <<200 лет Ленинградского гос. хореографического училища», 1938, т. I, стр. 46. ~ - [46] Тамже. Правда, столько же получает и Дмитревской. Это своего рода предел дли русских педагогов. ничества А. Глушковского также проходили под руководством И. И. Вальберха. — * [48] ГЦТМ им. Бахрушина, инв. № 10370. Подчеркнуто Вальберхом. 3* 35 ■ Подробное освещение этих событий мы находим в книге В. В с i в о л о д с к о г о, Театр в России в эпоху Отечественной войны. > СПБ, 1912, откуда мы и берем отзыв. 1 [49] Напомним, что даже о драматическом театре, где сама актерская профессия располагает к чтению, к образованию, было тогда всего четыре человека, стоявших на одном интеллектуальном уровне с Вальберхом: Дмитревской, Плавильщиков, Шушерин и Крутицкий. [50] Уже в первом своем литературном опыте-сценарии Вальберх цитирует «L'art poetique» Буало. В письме к жене он напоминает о подписке па «Драматический вестник» — первый театральный журнал в России. Психология человека, владеющего современной ему культурой, видна н каждом документе Вальберха. [51] Он проявляет интерес к формированию русского языка, освобождению его от галлицизмов. Характерна в этом смысле фраза относительно намерения наградить табакеркой с надписью «за таланты»: «Глупость не последнего разбору: русским дают, а надпись не русская. По-русски талант значит дарование» (см. стр. 136 книги). [52] «В Париже выдержала она почти сорок представлений сряду, в Лондоне была принята со всеобщим рукоплесканием, в Германии вскружила всем головы и, наконец, появясь на здешней сцене, была принята публикою если не с восторгом, то по крайней мере с удовопьствием» (М. Загоскин, Собр. соч., т. VII, СПБ, 1889, стр. 489). [53] ЦГИАЛ, Фонд дирекции императорских театров, дело № 1822, 1819, л. 2. [54] Т а м ж е, л. 3—4 с оборотом. 8 ЦГИАЛ, Фонд дирекции императорских театров, дело № 61, 1803. л. 33—36. [56] По материалам, сообщенным А. И. Вальбергом, составлена статья о семействе Вальберхов в IV томе «Критико-биографиче- ского словаря» С. А. Венгерова. [57] Опечатка: должно быть 1811 г. (см. ниже). [58] В публикуемых документах сохранена принятая самим балетмейстером транскрипция его фамилии — Валберх (Валберхова); в примечаниях мы придерживаемся установившегося в современной литературе написания — Вальберх, а для представителей третьего и последующего поколений семьи — Вальберг. [59] О нем см. статью В. А. Лебедева в сборнике «О театре» («Временник Института истории искусств», вып. 2, 1927, стр. 107—111). [60] Разрешение на командировку И. И. Вальберха в Париж было дано высочайшим поведением от 10 января 1802 г., которым предписывалось «уволить его в чужие края с сохранением всего жалованья» (вместе с женой в год 3200 руб. и 500 руб. экипажных денег). На время отсутствия Вальберха, по его указанию, его заместителем по должности инспектора балетной труппы был назначен танцовщик А. Греков. Заграничный паспорт (на имя «Двора нашего танцовщика» Вальберха) был выдан 11 января. 13 января Вальберху выданы на поездку в счет жалованья 800 руб.; 12 марта па его имя переведена в Париж через посольство «ссуда» — 1000 руб. Удержана эта ссуда с Вальберха не была, а, согласно «высочайшего соизволения» 23 марта 1803 г., была «обращена в награду ему». 4—666 ijf^n е н ц Иван Петрович — спутник И. И. Вальберха по путешествий вТйртЯс, брат С. П. Вальберх, бухгалтер Медицинской коллегии; перевел с немецкого комедию Хагемана «Добросердечный ветреник. или Легкомыслие и добросердечие» (шла в Петербурге в 1799 г.) и комедию «Глупости, поправленные счастьем» (премьера 4 ноября 1803 г.). [62] Опера Д. Паизиелло *I1 Barbiere di Siviglia», знакомая Вальберху по Петербургу, где она шла с 1780 г. 4* [63] Так назывались балеты, в содержании которых проводилась аналогия со злободневными событиями—победами, праздниками при дворе и т. п. [64] «Деревенский маркиз», комическая опера в 2 д. Паизиелло; в Петербурге — с 1795 г., где она шла также под названием «Кре- стьянин-маркиз, или Колбасники». [65]Воробьев Яков Степанович (1767—1809) — актер петербургской оперной труппы (с 1787 г.) первого положения, бас-буфф. [66] Г ю с (Hus) — актриса петербургской французской труппы на первых трагических ролях с 1789 по 1792 г. (АДИТ, III, стр. 47); вероятно, это Аделаида-Луиза-Полина Гюс (1734—1805), актриса Театра французской комедии в 1753—1780 гг. (L у о n n е t, Diction- naire des coniediens). хДемидов Николай Никитич (1773—1828) — тайный советник, действительный камергер, богач; имел дела с дирекцией императорских театров; в 1801—1806 гг. путешествовал за границей. [68] С 1757 г. придворным актерам были присвоены мундиры и шпаги. 8 Вальберх заказал в Париже два своих портрета. После его смерти они перешли к его сыну П. И., а затем — в семью Т. А. Стуколки на. Один из этих портретов (в профиль) был опубликован А. А. Плещеевым в книге <<Наш балет». В настоящее время его местонахождение неизвестно, и мы воспроизводим его с фотографии, принадлежащей Ленинградскому театральному музею. Представляется вероятным, что другим парижским портретом является портрет Вальберха из собрания Ленинградского театрального музея, впервые публикуемый в настоящем издании фроптн пи ): внешность и костюм изображенного почти одинаковы на обоих портретах. Правда, такому предположению как будто противоречат две детали на втором портрете: русская церковь в окне и надпись на листке в руке Вальберха: «Преступный брат» (балет «Граф Кастелли, или Преступный брат» был поставлен позже, в 1804 г.). Однако естественно допустить, что церковь была изображена парижским художником по желанию Вальберха, а надпись была сделана позже (как это было широко принято в то время). [70] Одна из опер Глюка: «Iphigfenie en Anlide» (в Театре оперы с 19 марта 1774 г.) или «Iphigenie en Tauride» (с 18 мая 1779 г.). [71] <<Le Retour de Zephire », балет Пьеца^Хардедя (в Театре онеры с 3 марта 180? г.). - 2 Парижский театр оперы носил в это время (с 1794 г.) название Theatre de la R£publique et des Arts. [73] Д e г e (Deshays) Андре-Жан-Жак (род. 1777) — французский танцовщик; в 1810 г. вместе с О. Вестрисом гастролировал в Лондоне. [74] Л у и — лакей, нанятый в Париже Вальберхом и Ленцем. 6 Ш е в а л ь е-П е й к а м (Chevalier-Peicam) — французский танцовщик и балетмейстер; в начале 90-х годов служил в Лионе, а позднее—в Париже; в 1795—1798 гг. содержал в Гамбурге игорный дом. С 1 апреля 1798 г. —танцовщик и балетмейстер петербургской балетной труппы; благодаря близости своей жены, известной певицы m-me Шевалье, к гр. И. П. Кутайсову сразу занял исключительное положение, получил чин коллежского асессора. 7 марта 1801 г. (за несколько дней до убийства Павла I) был командирован в Париж, откуда не вернулся. в В книге А. Коцебу, вышедшей в Берлине гю-пемецки в 1801 г. (<<Das merkwiirdigste Jahr meines Lebensx) и по-французски в 1802 г. (К о t z е b u е, Une annee nidmorable de ma vie), дан ряд резких отзывов о Шевалье как о человеке и артисте («воплощенное высокомерие», «один из самых плохих балетмейстеров, которые когда-либо существовали» и т. п.). ' «Венецианская ярмарка», опера в 3 д. А. Сальери (в Петербурге с 14 мая 1791 г.). [78] <<Le Tableau parlant », комедия в 1 д. с пением Апсеома, музыка Гретри (премьера в Париже в Театре итальянской комедии 20 сентября 1769 г., в Петербурге —с 1799 г.). [79] << Rom£o et Juliette », опера в 3 д. Штейбельта (премьера в театре Фейдо Ю сентября 1793 г., в Петербурге — 7 сентября 1817 г.). [80] Театр французской комедии носил в это время название Th^tre Frangais de la R£publique. [81] «Bajazet», трагедия в 5 д. Расина (1672 г.). [82] Thg&tre Montansier-Varigtes (Palais-figalit6). [83] «Les Deux grenadiers ou les Quiproquos», комедия в 3 д. Ж. Патра (1796 г.). В 1803 она была поставлена в Петербурге в переводе Вальберха. [84] <i Les Mystёres d'Isis », опера в 4 д. (премьера в Театре оперы 23 августа 1801 г.), составленная Лтхницем из «Волшебной флейты» с добавлением отрывков из других опер Моцарта и из симфоний Гайдна. "•~Tfif.1t re Louvois."™ [86] « LMIenrense erreur», комедия в 1 д. Ж. Патра (1783 г.), знакомая Вальберху по Петербургу, где она шла с 1795 г. [87] « Le Pfre чиррочб ou les Ероих des le berceau »
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|