Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответственность грузоотправителя и грузополучателя



Ответственность грузоотправителя и грузополучателя

1. Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) в обязательствах по перевозке грузов может устанавливаться ГК РФ, транспортными уставами и кодексами или соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

<CLOSETEST26< FONT>Проанализируйте п. 2 ст. 793 ГК РФ. Из него следует, что стороны могут своим соглашением изменить (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) либо исключить ответственность грузоотправителя (грузополучателя), установленную нормативно.

Иное см. ст. 114 УЖТ РФ, ст. 122 КВВТ РФ, ст. 37 УАТиГНЭТ. Однако данные нормы противоречат п. 2 ст. 793 ГК РФ, а потому применению не подлежат (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 468-469 (автор главы – В.В. Витрянский)).

2. Дискуссионным является вопрос о том, носит ответственность грузоотправителя (грузополучателя) в обязательствах по перевозке грузов ограниченный характер, или нет (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 469 (автор главы – В.В. Витрянский)).

3. <CLOSETEST27< FONT>Следует обратить внимание, что ни ГК РФ, ни транспортные уставы и кодексы не предусматривают обязательного претензионного порядка урегулирования споров применительно к ответственности грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 52 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.).

4. <CLOSETEST28< FONT>Ни ГК РФ, ни транспортные уставы и кодексы не ограничивают возможность передачи перевозчиком своих прав требования к грузоотправителю (грузополучателю) третьим лицам. Соответственно, вопрос о допустимости уступки должен решаться в данном случае исходя из общих правил п. 1 ст. 388 ГК РФ. В судебной практике этот вопрос решается непоследовательно (см. п. 10 Информационного письма ВАС РФ № 81 «Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ» от 13 августа 2004 г.; ср.: п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.).

1. Пункт 3 ст. 797 ГК РФ <CLOSETEST29OPENTEST4< FONT>устанавливает сокращенный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза – один год. Ср. с общим правилом ст. 196 ГК РФ.

2. <CLOSETEST30< FONT>Следует обратить внимание, что п. 3 ст. 797 ГК РФ не определяет момент, с которого начинается течение давностного срока, передав решение этого вопроса транспортным уставам и кодексам. См. ст. 125 УЖТ РФ, п. 2 ст. 164 КВВТ РФ, п. 2 ст. 408 КТМ РФ, ст. 42 УАТиГНЭТ. Обратите внимание на специфику п. 2 ст. 128 ВК РФ (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 522-523 (автор комментария – Ф.М. Полянский)).

§ 6. Договор перевозки пассажиров 1. Проанализируйте определение договора (п. 1 ст. 786 ГК РФ) и дайте его понятие и характеристику. См. также ст. 82 УЖТ РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ, п. 1 ст. 97 КВВТ РФ, п. 1 ст. 177 КТМ РФ. 2. <CLOSETEST31< FONT>Договор перевозки груза является консенсуальным, взаимным и возмездным. В случае, когда перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным (п. 2 ст. 789 ГК РФ). 3. Буквальное прочтение легального определения может привести к выводу, что составной частью договора перевозки пассажира является перевозка багажа. Однако это не так. Договор перевозки багажа является самостоятельным договором, поскольку:
  • он является реальным (см. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 629; Гражданское право. Т. 2. Учебник. Изд-е 4-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 471 (авторы главы – Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов));
  • встречным предоставлением за услугу по пространственному перемещению багажа выступает плата за провоз багажа, которая не охватывается платой за проезд (см. п. 1 ст. 786 ГК РФ);
  • он имеет самостоятельное оформление – багажную квитанцию (см. п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Иное мнение см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 323-324 (автор главы – В.В. Витрянский). Однако при всей самостоятельности, между указанными договорами существует тесная взаимосвязь (Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 628-629). Она выражается том, что договор перевозки багажа может быть заключен только пассажиром. См. легальное определение понятия «багаж»: ст. 2 УЖТ РФ, ст. 2 УАТиГНЭТ. Ср. с легальным определением понятия «грузобагаж» (ст. 2 УЖТ РФ). Элементы договора перевозки пассажира 1. Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. В качестве перевозчика могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (см. ст. 3 КВВТ РФ, ст. 2 УЖТ РФ, ст. 2 УАТиГНЭТ, п. 2 ст. 177 КТМ РФ, ст. 100 ВК РФ). В большинстве случаев деятельность по перевозке грузов подлежит лицензированию (ст. 17 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ). В качестве пассажира могут выступать только физические лица (см. ст. 3 КВВТ РФ, ст. 2 УЖТ РФ, ст. 2 УАТиГНЭТ, п. 3 ст. 177 КТМ РФ). 2. <CLOSETEST32< FONT>Особенности субъектного состава предполагают применение к отношениям сторон договора перевозки пассажира Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 и иных нормативных актов, принятых в соответствии с данным законом (см., напр.: Правила перевозок пассажиров и багажа на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112; Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. №72). О иерархии источников правового регулирования договора перевозки пассажира см. п. 2 Постановления Пленума ВС РФ №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. 3. Предметомдоговора являются услуги по пространственному перемещению пассажира. 4. Цена(провозная плата) устанавливается соглашением сторон, а в случаях, когда перевозка осуществляется транспортом общего пользования – согласно утвержденным тарифам (п. 1, 2 ст. 790 ГК РФ). 5. Документом, удостоверяющим заключение договора, является билет. Билет одновременно выполняет и функцию доказательства исполнения пассажиром обязанности по оплате (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 499 (автор комментария – Ф.М. Полянский)). Формы билетов устанавливается транспортным законодательством (см. ст. 82 УЖТ РФ, п. 2 ст. 105 ВК РФ, п. 5 ст. 97 КВВТ РФ, п. 2-4 ст. 20 УАТиГНЭТ). Договор может заключаться и путем конклюдентных действий. Содержание договора перевозки пассажира Обязанности перевозчика 1. Поскольку договор перевозки пассажира является консенсуальным, перевозчик обязан своевременно подать транспортные средства для посадки пассажира и обеспечить их отправление по расписанию. При нарушении данной обязанности перевозчик обязан уплатить пассажиру неустойку (п. 1 ст. 795 ГК РФ), размер которой определяется транспортными уставами и кодексами (см. п. 2 ст. 116 КВВТ РФ, ст. 196 КТМ РФ, п. 13 ст. 34 УАТиГНЭТ, ст. 110 УЖТ РФ, п. 76 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). Проанализируйте указанные нормы и определите характер данной неустойки. <CLOSETEST33< FONT>Следует обратить внимание, что перевозчик несет указанную ответственность только при наличии вины (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 516 (автор комментария – Ф.М. Полянский)). Ср. с п. 3 ст. 401 ГК РФ. Последствия нарушения данной обязанности см. также п. 2 ст. 795 ГК РФ. Следует иметь в виду, что возможность пассажира отказаться от договора и потребовать возврата провозной платы существует применительно к любой разновидности договора перевозки. Эта возможность не зависит от вины перевозчика в допущенном нарушении. 2. Перевозчик обязан предоставить пассажиру место, указанное в билете. При нарушении перевозчиком данной обязанности пассажир вправе отказаться от договора и потребовать возврата провозной платы либо потребовать переоформления проездных документов (см.: ст. 23 УАТиГНЭТ, ст. 83 УЖТ РФ, п. 13 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). С согласия пассажира ему может быть предоставлено другое место в том же транспортном средстве (см.: ст. 23 УАТиГНЭТ, ст. 83 УЖТ РФ, п. 31 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). 3. Перевозчик должен обеспечить безопасность пассажира (см. ст. 800 ГК РФ, ст. 117 ВК РФ, ст. 186 КТМ РФ, ст. 182 КТМ РФ, ст. 80 УЖТ РФ) и сохранность перевозимых им вещей (ст. 118 ВК РФ, ст. 80 УЖТ РФ, п. 37 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира определяется по правилам гл. 59 ГК РФ. Ответственность за несохранность перевозимых пассажиром вещей перевозчик несет лишь при наличии своей вины, которая презюмируется. Следует обратить внимание на п. 10 ст. 34 УАТиГНЭТ, который устанавливает презумпцию невиновности перевозчика. Данная норма противоречит п. 2 ст. 401 ГК РФ и применению не подлежит. 4. Перевозчик должен оказать пассажиру сервисное обслуживание (обеспечение питанием, печатной продукцией и т.п.). Стоимость этих услуг либо включается в стоимость билета, либо подлежит оплате отдельно (п. 33, 34 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). 5. Перевозчик обязан своевременно доставить пассажира в пункт назначения. При нарушении данной обязанности перевозчик обязан уплатить пассажиру неустойку (п. 1 ст. 795 ГК РФ), размер которой определяется транспортными уставами и кодексами (см. п. 2 ст. 116 КВВТ РФ, ст. 196 КТМ РФ, п. 13 ст. 34 УАТиГНЭТ, ст. 120 ВК РФ, ст. 110 УЖТ РФ, п. 76 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). Проанализируйте указанные нормы и определите характер данной неустойки. Поскольку нарушения времени отправления и времени прибытия являются разными нарушениями, указанная неустойка подлежит уплате независимо от уплаты неустойки за задержку отправления. <CLOSETEST34< FONT>Следует обратить внимание, что перевозчик несет указанную ответственность только при наличии вины (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 516 (автор комментария – Ф.М. Полянский)). Ср. с п. 3 ст. 401 ГК РФ. Пассажир также имеет право получить от перевозчика полную стоимость проезда при возврате билета в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика на согласованный поезд (ст. 83 УЖТ РФ). Обязанности пассажира 1. Пассажир обязан оплатить проезд. Как правило, провозная плата вносится при заключении договора. При нарушении данной обязанности пассажир должен уплатить штраф, а также оплатить стоимость проезда до ближайшей станции (порта) (п. 201 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30). 2. Пассажир обязан соблюдать правила перевозки. При нарушении пассажиром данной обязанности, перевозчик вправе отказаться от договора (ст. 101 КВВТ РФ, ст. 107 ВК РФ, п. 36 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111). Права пассажира: 1. бесплатно или на льготных условиях провозить с собой детей (п. 3 ст. 786 ГК РФ) без предоставления им отдельного места (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ, п. 2 ст. 181 КТМ РФ, п. 2 ст. 106 ВК РФ, ст. 21 УАТиГНЭТ, ст. 83 УЖТ РФ, п. 13, 15 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30). 2. бесплатно провозить с собой ручную кладь (каютный багаж). Предельные нормы (габариты и вес) такой ручной клади устанавливаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 106 ВК РФ, п. 1 ст. 100 КВВТ РФ, п. 1, 2 ст. 22 УАТиГНЭТ, п. 37 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30). 3. делать остановку в пути следования с продлением проездных документов (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, п. 13 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30; п. 118-120 Федеральных авиационных правил «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82) 4. осуществить перевозку транспортным средством, отходящим ранее (при наличии свободных мест в поезде и отметке в билетной кассе) (ст. 83 УЖТ РФ, п. 13 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30). 5. возобновить действие проездных документов. Условия реализации этого права устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Как правило, в качестве таких условий выступает незначительность срока опоздания и доплата (см. п. 1 ст. 100 КВВТ РФ, п. 1 ст. 23 УАТиГНЭТ, п. 13 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30) 6. отказаться от перевозки до ее начала. При этом пассажиру, как правило, возвращается полная стоимость проезда (ст. 108 ВК РФ, п. 1 ст. 23 УАТиГНЭТ, ст. 83 УЖТ РФ, п. 24, 25 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30). Ответственность по договору перевозки пассажиров 1. Основания ответственности сторон по данному договору см.ст. 793 ГК РФ. 2. Ответственность перевозчика строится на принципе вины (п. 1 ст. 795 ГК РФ). 3. Дискуссионными являются вопросы, связанные с применением специальных правил об ответственности, предусмотренных п. 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 и ст. 15 ст. Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 − штрафной неустойки и компенсации морального вреда (см. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций/ Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 406 (автор главы – О.Н. Садиков); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 499 (автор комментария – Ф.М. Полянский); Петрухина Т.Г. Обзор судебной практики по спорам, связанным с воздушной перевозкой пассажиров, багажа и грузов (СПС КонсультантПлюс); Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 331-334 (автор главы – В.В. Витрянский)). 4. ГК РФ не предусматривает обязательного претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки пассажира. Большинство транспортных уставов и кодексов устанавливают право (но не обязанность) пассажира предъявить претензию (п. 1 ст. 39 УАТиГНЭТ, ст. 121 УЖТ РФ). Иное см. п. 4 ст. 124 ВК РФ, п. 1 ст. 161 КВВТ. Не противоречат ли данные правила положениям ГК РФ? 5. <CLOSETEST35OPENTEST55< FONT>Поскольку для требований, вытекающих из договора перевозки пассажира, не установлен специальный срок исковой давности, применяется общий давностный срок (ст. 196 ГК РФ). Исключение см. п. 1 ст. 409 КТМ РФ.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.