1. Сущность перевозочных отношений заключается в пространственном перемещении груза (пассажиров, багажа).
<CLOSETEST1< FONT>Данный признак является необходимым элементом обязательства перевозки. Однако его наличие не является достаточным для признания за данным обязательством самостоятельного характера (см. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 435). Помимо указанной цели (пространственного перемещения), обязательство перевозки характеризуется следующими особенностями:
o пространственное перемещение происходит при помощи транспортных перевозочных средств;
o данное обязательство опосредует экономические отношения по оказанию услуг. При этом перевозка осуществляется «не для себя». Обязательным является участие специального субъекта – перевозчика.
o перемещение объекта осуществляется «на» или «в» транспортном средстве (напр., на платформе, в вагоне и т.п.).
2. Совокупность указанных признаков, наряду с целевой направленностью данных обязательств, характеризует обязательство перевозки и позволяет отграничить его от смежных обязательств.
1. Обязательства перевозки достаточно многообразны. Их классификацию можно провести по разным критериям.
2. В зависимости от вида транспорта:
o перевозка на автомобильном транспорте
o перевозка на железнодорожном транспорте
o перевозка на морском транспорте
o перевозка на внутреннем водном транспорте
o перевозка на воздушном транспорте.
В чем состоит значение данной классификации? В том, что своеобразие используемого вида транспорта предопределяет специфику источников правового регулирования соответствующих обязательств.
3. По характеру перевозимого объекта:
o перевозка грузов
o перевозка пассажиров
o перевозка багажа.
Каждое из указанных обязательств получает самостоятельную правовую (договорную) форму, и как следствие, особое правовое регулирование.
4. По территориальному признаку:
o внутригосударственные перевозки
o международные перевозки.
Значение этой классификации в особенностях правового регулирования. Внутригосударственные перевозки регулируются, как правило, национальным законодательством. В регулировании международных перевозок большой удельный вес занимают международные транспортные соглашения и конвенции (напр., Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. («Гамбургские правила»), Афинская Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., Женевская конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ/CVN) 1976 г., Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) 1956 г., Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.) (см.: Отдельные виды обязательств в международном частном праве/ Отв. ред. В.П. Звеков. М., 2008. С. 247-322).
5. В литературе традиционно выделялась также классификация обязательств перевозки по субъектному составу (в зависимости от количества транспортных организаций, участвующих в перевозочном процессе) на перевозку местном, прямом и прямом смешанном сообщении (см., напр., Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 564-565; Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999. С. 39-40).
В настоящее время отдельные железных дороги лишены статуса самостоятельных юридических лиц и являются филиалами ОАО «РЖД» (см. Устав ОАО «РЖД», утв. Постановлением Правительства РФ «О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги» от 18 сентября 2003 г. № 585). Поэтому в настоящее время в рамках данной классификации правовое значение имеет лишь перевозка в прямом смешанном сообщении.
<CLOSETEST2< FONT>Квалифицирующие признаки перевозки в прямом смешанном сообщении см. ст. 788 ГК РФ. Этими признаками являются: (а) участие в перевозке несколько перевозчиков, принадлежащих к различным видам транспорта (отсюда термин «смешанная»), (б) осуществление перевозки по единому транспортному документу (отсюда термин «прямая»).
Данное обстоятельство предполагает взаимодействие транспортных организаций, участвующих в такой перевозке, что, в свою очередь, требует специального регулирования этих отношений. Статья 788 ГК РФ предписывает принятие специального закона, регламентирующего эти отношения. До его принятия, данный вид перевозки регламентируется гл. V УЖТ РФ и гл. XIV КВВТ РФ. См. также: Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. 24 апреля 1956 г. Министерством путей сообщения СССР, Министерством речного флота РСФСР и Министерством морского флота СССР.
Следует обратить внимание, что ст. 788 ГК РФ предусматривает наряду с прямой смешанной, также и систему комбинированной перевозки (о ее сущности см.: Женевская Конвенция ООН 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 503 (автор комментария – Ф.М. Полянский); Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 380 – 381 (автор главы – О.Н. Садиков)).
o Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ,
o Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ,
o Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ
o Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ
o Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 октября 2007 г. № 259-ФЗ
Следует обратить внимание, что все транспортные уставы и кодексы по своему статусу являются федеральными законами.
О соотношении положений ГК РФ и соответствующих транспортных уставов и кодексов см. п. 2 ст. 784 ГК РФ. Необходимо иметь в виду, что данную норму следует воспринимать в системной связи с абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ. Соответственно п. 2 ст. 784 ГК РФ не отменяет общего правила о высшей юридической силе положений ГК РФ (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 247 (автор главы – В.В. Витрянский))
3. иные законы (в частности, ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ)
4.подзаконные нормативные акты, из которых большую роль играют правила перевозок, изданные Правительством РФ, а также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (см., напр.: Правила перевозок пассажиров и багажа на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112; Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111; Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72; Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30; Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82).
О месте правил перевозок в системе источников см. п. 2 ст. 784 ГК РФ.
§ 2. Договор перевозки груза
1. Проанализируйте определение договора (п. 1 ст. 785 ГК РФ) и дайте его понятие и характеристику.
См. также ст. 25 УЖТ РФ, п. 2 ст. 103 ВК РФ, ст. 67 КВВТ РФ.
2. Договор перевозки груза относится к договорам возмездным, так как услуга по пространственному перемещению груза обусловлена наличием встречного имущественного предоставления в виде уплаты провозной платы, и наоборот.
3. В рамках перевозки груза юридические обязанности (равно, как и субъективные права) возникают у обеих сторон договора, при чем эти обязанности носят встречный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Соответственно, договор перевозки груза относится к числу взаимных (синаллагматических).
4. <CLOSETEST3< FONT>Поскольку легальное определение говорит об обязанности доставить вверенный, т.е. уже врученный перевозчику груз, данный договор является реальным. Соответственно, он считается заключенным с момента с момента получения перевозчиком груза от отправителя (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 408 (автор главы – В.В. Витрянский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 495 (автор комментария – Ф.М. Полянский)).
5. <CLOSETEST4< FONT>В случае, когда перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным (п. 2 ст. 789 ГК РФ).
1. Одной из правовых форм, опосредующих пространственное перемещение груза, является договор фрахтования (чартер). Проанализируйте определение договора (ст. 787 ГК РФ) и дайте его понятие и характеристику.
См. также ст. 104 ВК РФ, ст. 115 КТМ РФ, п. 4 ст. 67 КВВТ РФ, ст. 18 УАТи ГНЭТ.
Договор фрахтования является консенсуальным, взаимным и возмездным.
2. На основе анализа указанных норм, определите соотношение договора перевозки груза и договора фрахтования (чартера). См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 495, 501 (автор комментария – Ф.М. Полянский); Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961. С. 56-57; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 256, 376-377 (автор главы – В.В. Витрянский)).
1. Поскольку договор перевозки груза (за исключением договора фрахтования) является реальным, он опосредует только сам процесс перевозки, т.е. взаимоотношения с момента вручения груза.
Соответственно, отношения по подаче транспортного средства и предоставлению груза к погрузке не охватываются реальным договором перевозки груза. Применительно к модели реального договора эти отношения являются преддоговорными и их регламентация требует особых правовых форм (т.н. организационных предпосылок). См. п. 1 ст. 791 ГК РФ.
2. В качестве такой организационной предпосылки может выступать договор об организации перевозок.
Проанализируйте определение договора (ч. 2 ст. 798 ГК РФ) и дайте его понятие и характеристику. См. также ст. 118 КТМ РФ, ст. 68 КВВТ, ст. 10 УЖТ РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.
<CLOSETEST5< FONT>Договор об организации перевозок является консенсуальным и возмездным. Он может использоваться на любых видах транспорта.
Вопрос о правовой природе этого договора является дискуссионным. Обзор доктринальных позиций см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 262-264 (автор главы – В.В. Витрянский); Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок// Транспортное право. 2005. № 3 (СПС КонсультантПлюс); Довгополов А.А., Романова Ю.А.. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъектный состав (СПС КонсультантПлюс).
Следует отметить, что договор об организации перевозок не может рассматриваться как разновидность договора перевозки (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 267 (автор главы – В.В. Витрянский), поскольку сам по себе, он не опосредует пространственное перемещение груза.
3. Организационной предпосылкой заключения реального договора перевозки (и соответственно, правовой формой, опосредующей предперевозочные отношения) может выступать т.н. система заявок (заказов) (п. 1 ст. 791 ГК РФ).
См. ст. 11 УЖТ РФ, Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 16 июня 2003 г. № 21; п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.
Вопрос о правовой сущности системы заявок (заказов) является дискуссионным. Обзор доктринальных позиций см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 260-262 (автор главы – В.В. Витрянский). Следует согласиться, что принятие перевозчиком заявки грузоотправителя означает достижение ими соглашения. Таким образом, в данном случае предперевозочные отношения (по подаче транспортного средства и предоставлению груза к погрузке) имеют в своей основе договор (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2003. С. 471 (автор главы – Т.Е. Абова); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 509 (автор комментария – Ф.М. Полянский); Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 262 (автор главы – В.В. Витрянский)).
1. Указанные выше организационные предпосылки порождают обязанностьперевозчика подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем в обусловленный срок и в определенном месте.
2. Поданные транспортные средства должны быть исправными и пригодными для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ).
Большинство транспортных уставов и кодексов четко разграничивают техническую исправность транспортного средства и его пригодность в коммерческом отношении (см., напр.: ст. 20 УЖТ РФ, ст. 71 КВВТ РФ).
3. <CLOSETEST6< FONT>Техническая исправность определяется и обеспечивается перевозчиком (см. абз. 2 ст. 20 УЖТ РФ). Соответственно, перевозчик несет ответственность за утрату, порчу или повреждение груза, которые произошли из-за технической неисправности транспортного средства. <CLOSETEST7< FONT>Погрузка отправителем грузов в поданные технически неисправные транспортные средства не освобождает перевозчика от ответственности (см. п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона РФ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.).
4. Пригодность в коммерческом отношении означает способность перевозить конкретный груз.
Примерный перечень обстоятельств, влияющих на пригодность в коммерческом отношении см. абз. 5 ст. 20 УЖТ РФ, п. 2 ст. 71 КВВТ РФ.
<CLOSETEST8< FONT>Пригодность в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или перевозчиком, в зависимости от того, кто осуществляет погрузку.
Грузоотправитель вправе отказаться поданных транспортных средств от вагонов, контейнеров, непригодных в коммерческом отношении (абз. 2 п. 1 ст. 791 ГК РФ, абз. 6 ст. 20 УЖТ РФ). В этом случае перевозчик должен подать взамен пригодные для перевозки соответствующего груза транспортные средства.
Если грузоотправитель не воспользовался своим правом на отказ от непригодного в коммерческом отношении транспортного средства, погрузив в него груз, перевозчик подлежит освобождению от ответственности за несохранность такого груза. В этом случае ответственность перед грузополучателем за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза может быть возложена на грузоотправителя (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.).
5. За неподачу транспортного средства перевозчик несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами (п. 1 ст. 794 ГК РФ). Как правило, эта ответственность устанавливается в форме штрафа (неустойки). См. ст. 94 УЖТ РФ, ст. 115 КВВТ РФ, п. 3 ст. 34 УАТиГНЭТ.
Ответственность перевозчика за неподачу транспортного средства может быть установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК РФ), с соблюдением правил п. 2 ст. 793 ГК РФ.
Основания освобождения перевозчика от ответственности см. п. 2 ст. 794 ГК РФ, ст. 117 УЖТ РФ, ст. 36 УАТиГНЭТ.
1. Из указанных организационных предпосылок вытекает также обязанностьгрузоотправителя предъявить груз к погрузке.
Данная обязанность включает в себя (ст. 18 УЖТ РФ, ст. 21 УЖТ РФ, ст. 69 КВВТ РФ, ст. 73 КВВТ РФ, ст. 10-11 УАТиГНЭТ):
o подготовку груза таким образом, чтобы это обеспечивало безопасность груза, движения и транспортного средства;
o предоставление всех необходимых документов;
o погрузку груза, если иное не предусмотрено договором (см. п. 2 ст. 791 ГК РФ, ст. 21 УЖТ РФ, п. 6 ст. 73 КВВТ РФ, п. 8 ст. 11 УАТиГНЭТ).
2. Нарушение данной обязанности влечет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами (п. 1 ст. 794 ГК РФ). Как правило, эта ответственность устанавливается в форме неустойки (см. ст. 94 УЖТ РФ, ст. 115 КВВТ РФ, ст. 35 УАТиГНЭТ).
Ответственность отправителя за неиспользование поданных транспортных средств может быть установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК РФ).
Основания освобождения перевозчика от ответственности см. п. 2 ст. 794 ГК РФ, ст. 116 УЖТ РФ, ст. 36 УАТиГНЭТ.
§ 3. Элементы договора перевозки груза
1. Стороны договора перевозки груза – перевозчик и грузоотправитель.
2. В качестве перевозчика могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В большинстве случаев деятельность по перевозке грузов подлежит лицензированию (ст. 17 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ).
3. Вопрос о правовом положении соперевозчиков при перевозке в прямом смешанном сообщении1 является дискуссионным. Сложность его заключается в том, что: (а) договор подписывается грузоотправителем только с транспортной организацией пункта отправления (первым перевозчиком); (б) требования, вытекающие из ненадлежащей перевозки, могут быть предъявлены отправителем (получателем) перевозчику, выдающему грузы (последнему перевозчику) (абз. 5 ст. 79 УЖТ РФ, п. 7 ст. 114 КВВТ РФ). Основные доктринальные позиции по этому вопросу сводятся к следующему:
o большинство авторов признают, что на стороне перевозчика возникает множественность лиц. Объяснение этом множественности зачастую основывается на том, что первый перевозчик в силу закона или существующего соглашения между транспортными организациями является представителем всех соперевозчиков (см.: Гражданское право. Т. 2. Учебник. Изд-е 4-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 443 (авторы главы – Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов); критику данной позиции см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 300-301 (автор главы – В.В. Витрянский));
o другим объяснением множественности лиц на стороне перевозчика, выступает мнение о том, что каждый предыдущий перевозчик выступает перед следующим в качестве представителя грузоотправителя в силу закона (Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999. С. 61-62; критику данной точки зрения см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 300-301 (автор главы – В.В. Витрянский)).
o отдельные авторы отрицают существование множественности на стороне перевозчика. Они рассматривают вторую и все последующие транспортные организации как третьих лиц, на которых возложено исполнение перевозчиком-должником (см.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 569-570; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 301-303 (автор главы – В.В. Витрянский)). Данная позиция также не бесспорна. Во-первых, возложение исполнения предполагает существование неких «внутренних» отношений между должником и третьим лицом (см. Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. М., 2005. С. 121-122). В данной ситуации для констатации наличия этих отношений мы опять вынуждены прибегать к фикции. Во-вторых, этот подход не объясняет, почему законодатель возлагает ответственность на последнего перевозчика.
4. В качестве грузоотправителя может выступать любой субъект с учетом объема и характера право- и дееспособности. В литературе высказано мнение, что грузоотправителем может быть лишь титульный владелец груза либо уполномоченное им лицо (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 509 (автор комментария – Ф.М. Полянский); Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 287 (автор главы – В.В. Витрянский)). Однако этот вывод не бесспорен. Перевозчик не проверяет и не вправе проверять наличие у грузоотправителя титула в отношении груза. Кроме того, перевозчик не может приостановить исполнение своих обязанностей либо отказать в выдаче груза со ссылкой на отсутствие у отправителя титула.
5. Легальное определение договора перевозки груза (п. 1 ст. 785 ГК РФ) указывает на возможность участия в отношениях перевозки грузополучателя. Вопрос о его правовом положении является дискуссионным. Основные доктринальные позиции по этому вопросу сводятся к следующему:
o грузоотправитель и грузополучатель являются единой стороной договора перевозки (см: Либба И.П. Перевозочные документы по Уставу железных дорог СССР// Основные вопросы железнодорожного права. М., 1925. С. 215; Рапопорт Я.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки// Научные записки Харьковского института советской торговли. Вып. VI. Харьков, 1957. С. 171 - 173; Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. 1954. № 4. С. 107). Недостаток данной позиции заключается в том, что грузоотправитель и грузополучатель обладают различными правами и обязанностями.
o грузополучатель выступает в качестве самостоятельной стороны договора перевозки груза, а сам договор, соответственно, является трехсторонним (многосторонним) (см.: Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964. С. 172 - 174; Тарасов М.А. Очерки транспортного права. М., 1951. С. 98 – 99; Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999. С. 57). Данная концепция неудачна, поскольку грузополучатель не участвует в заключении договора, а следовательно, не может рассматриваться в качестве его стороны.
o грузополучатель является третьим лицом, управомоченным на принятие исполнения (см.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки по советскому праву. М., 1958. С. 140-142) Этот взгляд достаточно упречен, поскольку не учитывает, что грузоотправитель несет самостоятельные права (в т.ч. имеет возможность прямого требования к перевозчику), а также обязанности.
o господствующая точка зрения состоит в признании договора перевозки грузов договором в пользу третьего лица, а грузополучателя, соответственно, – выгодоприобретателем (см.: Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки// Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 124-125; Хаскельберг Б.Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву: Автореф. дис... д.ю.н. Томск, 1969. С. 20; Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 561-563; Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961. С. 84 - 86; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 496 (автор комментария – Ф.М. Полянский); Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 294-297 (автор главы – В.В. Витрянский)). Данная позиция позволяет объяснить приобретение грузополучателем, не участвовавшим в заключении договора, прав требования по отношению к перевозчику. Однако договор может создавать для третьих лиц права, но не обязанности (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Между тем на грузополучателе лежат обязанности принять груз и уплатить провозную плату. Попытки объяснения данного феномена см.: Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки// Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 125-128, 139-144; Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 562-563; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 295-296 (автор главы – В.В. Витрянский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 496-497 (автор комментария – Ф.М. Полянский)).
Договор относится к родовой группе договоров на оказание услуг (см. п. 2 ст. 779 ГК РФ). Поэтому предметом договора перевозки является услуга по доставке (пространственному перемещению) перевозчиком вверенного ему груза в пункт назначения.
Следует обратить внимание, что в процессе осуществления своей деятельности перевозчик осуществляет целый ряд различных действий (погрузка-выгрузка, обеспечение сохранности груза, транспортировка, выдача груза). Однако эти действия направлены на достижение главной цели − доставки груза, поэтому их следует рассматривать не изолированно, а в комплексе (Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 554-555; Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 436-437). Соответственно, данная констатация не колеблет самостоятельного характера договора перевозки груза и не превращает его в смешанный
1. Ценав договоре перевозки груза именуется провозной платой (ст. 790 ГК РФ).
2. Размер провозной платы, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон (п. 1 ст. 790 ГК РФ).
Поскольку правила гл. 40 ГК РФ не предусматривают иного, условие о провозной плате не является существенным условием договора. При отсутствии такого условия, размер провозной платы определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ.
3. При перевозке груза транспортом общего пользования размер провозной платы определяется на основании тарифов (п. 2 ст. 790 ГК РФ).
См.: п. 1 ст. 6 КВВТ РФ, п. 1 ст. 64 ВК РФ, п. 30 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утв. постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5.
1. Срокперевозки груза срок перевозки определяется в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 792 ГК РФ).
См.: ст. 109 ВК РФ, ст. 76 КВВТ РФ, ст. 14 УАТиГНЭТ, ст. 33 УЖТ РФ, Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 27.
2. Стороны могут согласовать иные, нежели предусмотренные нормативно, сроки доставки.
3. <CLOSETEST9< FONT>Условие о сроке не является существенным условием договора перевозки. При отсутствии такого условия он определяется согласно действующим на отдельных видах транспорта правилам перевозок. При отсутствии таких сроков перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
Форма
1. Договор перевозки груза является строго формальным договором. Он заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством (см.: Гражданское право. Т. 2. Учебник. Изд-е 4-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 441 (авторы главы – Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов); Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 1999. С. 68; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 441 (автор главы – В.В. Витрянский)).
2. Письменное оформление договора перевозки обеспечивается составлением специальных документов.
Практически на всех видах транспорта таким документом является транспортная накладная (п. 2 ст. 785 ГК РФ). См. ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 105 ВК РФ, п. 1-3 УАТиГНЭТ.
Функции накладной заключаются в том, что она:
o выступает в качестве доказательства заключения договора перевозки груза.
В отдельных случаях, помимо накладной, для подтверждения заключения договора требуется также квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ).
o <CLOSETEST10< FONT>является грузосопроводительным документом. Накладная передается перевозчику и сопровождает груз во время перевозки. Отправителю же выдается копия или один из экземпляров накладной.
Следует отметить, что современное отечественное законодательство не признает накладную ценной бумагой, а, следовательно, не наделяет ее статусом товарораспорядительного документа.
o легитимирует на предъявление претензий и исков к перевозчику. По общему правилу, правом на предъявление претензий (исков) обладают только лица, указанные в накладной.
3. На морском транспорте более распространенным документом является коносамент, подписываемый перевозчиком. В этом случае письменная форма договора перевозки выражается в коносаменте и подписанном отправителем погрузочном ордере или его аналоге.
Коносамент является ценной бумагой2 (ст. 143 ГК РФ). Требования к его содержанию (обязательные реквизиты) см. п. 1 ст. 144 КТМ РФ (см. Комментарий к кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000 (автор комментария − Г.Г. Иванов) (СПС КонсультантПлюс)). Коносамент может быть именным, ордерным или на предъявителя (ст.146 КТМ РФ). Порядок передачи коносамента см. ст. 148 КТМ РФ.
Коносамент является товарораспорядительным документом (о сущности последних см. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. Изд-е 2-е. М., 1994. С. 324-328) Передача прав на коносамент приводит к передаче прав на груз, удостоверенных коносаментом (п. 3 ст. 224 ГК РФ).
4. Договор фрахтования заключается в письменной форме (ст. 117 КТМ РФ). Как правило, такой договор заключается с использованием стандартных форм (проформ) различных чартеров. В каждой из них изложены общие, в большинстве случаев не подвергающиеся пересмотру условия перевозки груза (Комментарий к кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000 (автор комментария − А.Г. Калпин) (СПС КонсультантПлюс)).
Содержание чартера см. ст. 120 КТМ РФ.
Подписание сторонами чартера не исключает выдачи коносамента. О соотношении между ними см. ст. 119 КТМ РФ.
§ 4. Права и обязанности участников грузоперевозочных отношений
Обязанности перевозчика
1. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения, указанный в накладной или в коносаменте.
2. Следует обратить внимание, что практически все транспортные уставы и кодексы допускают возможность переадресовки груза, т.е. изменения пункта назначения груза. Условия переадресовки различаются в зависимости от вида транспорта (см. п. 2-3 ст. 78 КВВТ РФ, ст. 84 КВВТ РФ, п. 2 ст. 149 КТМ РФ, ст. 153 КТМ РФ, ст. 31-32 УЖТ РФ, Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 44; см. также п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 6 октября 2005 г.). Однако, как правило, такая переадресовка осуществляется по заявлению грузоотправителя (грузополучателя) или уполномоченного лица без согласия перевозчика. <CLOSETEST11< FONT>Заявитель переадресовки отвечает за все последствия такого изменения и обязан урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем без участия перевозчика (п. 3 ст. 78 КВВТ РФ, ст. 32 УЖТ РФ, п. 19 Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 44).
1. Надлежащее исполнение обязанности перевозчика предполагает соблюдение установленного срока доставки.
Срок доставки может определяться соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами или правилами перевозки.3
Следует обратить внимание, что транспортные уставы и кодексы, как правило, содержат лишь общие принципы исчисления сроков (см. ст. 33 УЖТ РФ).
2. За нарушение срока доставки перевозчик несет ответственность. Транспортные уставы и кодексы, как правило, устанавливают такую ответственность в форме неустойки, размер которой исчисляется в процентном соотношении к провозной плате или к МРОТ за единицу времени просрочки, но не может превышать определенной части провозной платы (см. 97 УЖТ РФ, ст. 120 ВК РФ, п. 1 ст. 116 КВВТ РФ, п. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ). В литературе эту неустойку рассматривают как исключительную (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 511 (автор комментария - Ф.М. Полянский); Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 475 (автор главы - В.В. Витрянский); Мякинина А.В. Ограничение размера возмещаемых убытков в гражданском праве Российской Федерации// Убытки и практика их возмещения: Сборник статей/ Отв. Ред. М.А. Рожкова М., 2006. С. 293-294). Иное мнение см.: Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации (постатейный). М., 2004 (СПС Консультант Плюс); Боровик И. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов// Транспортное право. 2005. № 4. (СПС Консультант Плюс)
1. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза, т.е. принять меры по сохранению его количества и качества.
Следует обратить внимание, что ни в ГК РФ, ни в транспортных уставах и кодексах прямо не предусматривают данной обязанности. Однако, она, очевидно, подразумевается (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 426-427 (автор главы - В.В. Витрянский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 517 (автор комментария - Ф.М. Полянский)). Подтверждением этого являются нормы, устанавливающие ответственность перевозчика за несохранность груза (см. ст. 796 ГК РФ, ст. 95 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ, ст. 118 ВК РФ, п. 4 ст. 166 КТМ РФ, п. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ).
2. По общему правилу, перевозчик несет данную обязанность с момента принятия груза к перевозке до момента выдачи грузополучателю в пункте назначения.
3. Неисполнение данной обязанности перевозчиком выражается в утрате, недостаче, повреждении (порче) груза (ст. 796 ГК РФ). Определение этих терминов см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 517-518 (автор комментария - Ф.М. Полянский).
4.<CLOSETEST12< FONT