Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мировое соглашение по законодательству Германии



Мировое соглашение по законодательству Германии

В Германии первыми актами, касающимися вопросов банкротства, стали эдикты Карла V 1531 и 1540 годов, предусмотревшие наказания для несостоятельных должников, а также документы, издаваемые отдельными городами (Любеком, Нюрнбергом и др.). В дальнейшем с развитием торгового оборота в XVIII веке возникла необходимость в разработке специальных актов, регламентирующих конкурсный процесс. В этой связи государствами Германии были изданы Конкурсные уставы, которые периодически пересматривались и обновлялись. Так, в Пруссии Конкурсные уставы принимались в 1722, 1781, 1793, 1855 годах, в Австрии – в 1781, 1868 годах, в Баварии – в 1753, 1869 годах. Однако объединение Германии предопределило и объединение законодательства о несостоятельности.

21 декабря 1876 года был принят Конкурсный устав, который вступил в силу 1 октября 1879 года на всей территории Германии. Данный документ первоначально состоял из трех частей. В Книге I, именуемой "Материальное конкурсное право", содержались нормы, регулирующие порядок определения конкурсной массы, устанавливающие статус конкурсных кредиторов, определяющие юридическую силу сделок, совершаемых должником после открытия конкурса и др. Книга II "Конкурсное производство" включала нормы процессуального характера и регламентировала подсудность и подведомственность дел о несостоятельности, порядок предъявления требований, процедуру заключения мировых соглашений и т.д. В дальнейшем было принято более 20 законов, которые изменили и дополнили текст двух первых книг Конкурсного устава Германии. Что касается Книги III, содержавшей уголовные постановления, то она была отменена в 1976 году Законом "О борьбе с экономическими преступлениями".

В соответствии с Конкурсным уставом Германии несостоятельными могли быть признаны любые физические и юридические лица независимо от сферы их деятельности и коммерческого статуса, если они оказались неспособными оплатить свои долги (§ 102 Конкурсного устава). При этом коммерсант мог быть объявлен несостоятельным независимо от формы осуществления предпринимательской деятельности. Прежде всего это касалось торговых товариществ, за которыми германским законодательством самостоятельная правосубъектность не признавалась (§ 209 Конкурсного устава).

Обратиться в суд с требованием об открытии конкурсного производства могли только те кредиторы, которым такое право было предоставлено Конкурсным уставом (§ 103 Конкурсного Устава). К ним относились лица, работающие по договору трудового найма, торговые представители несостоятельного должника, не получившие вознаграждения, лица, имеющие право на обеспечение в старости и др. (§ 59 Конкурсного устава). С соответствующими заявлениями в суд также мог обратиться сам должник и его правопреемники (§ 215 Конкурсного устава).

Рассмотрение ходатайств об открытии конкурсного производства было подведомственно общим гражданским судам Германии и подсудно суду первого звена района, где должник осуществлял свою деятельность. Если, исходя из фактических обстоятельств, дело было подсудно нескольким судам, ходатайство могло быть подано в любой из них. Производство по делу осуществлялось в том суде, который принял такое заявление первым.

В отношении несостоятельных должников независимо от их правового положения могли быть применены либо процедура мировой сделки, либо процедура конкурсного производства, предполагающая ликвидацию имущества должника. Однако следует отметить, что германское законодательство преследовало "прежде всего, цель регламентировать то конкурсное производство с задачей удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение играло второстепенную роль".

В целях предупреждения открытия конкурсного производства должнику предоставлялся ряд льгот в виде отсрочки исполнения обязательств или изменения их размера посредством заключения мировой сделки. Вопросы совершения и реализации мировых сделок в Германии достаточно подробно регламентировались специальным нормативным актом - Законом о мировых сделках, принятым в 1935 году.

Перед открытием конкурсного производства должник был вправе подать в суд заявление с просьбой о начале дела о предотвращении открытия конкурсного производства. Такое заявление обязательно должно было содержать предложение о мирном урегулировании возникшего спора, о предоставляемом обеспечении мирового соглашения, а также указание, что требования кредиторов будут удовлетворены как минимум в размере 35% суммы долга. Если должник просил отсрочить платежи на срок более года, то обязательства перед кредиторами должны были исполняться не менее чем на 40%, если же отсрочка составляла более 18 месяцев, то долги должны были быть погашены более чем на 40%.

Соответствующее заявление должника суд рассматривал в судебном заседании. При его отклонении выносилось решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства. В случае удовлетворения ходатайства должника суд начинал производство по мирному урегулированию, назначал администратора и день проведения общего собрания кредиторов. Информация об этом публиковалась в установленном порядке и доводилась до сведения всех известных кредиторов путем направления им специальных уведомлений.

Вопрос о принятии или отклонении мировой сделки решался собранием кредиторов, которое было правомочным, если на нем присутствовало большинство по числу кредиторов. Мировая сделка считалась принятой, если за это проголосовало не менее 3/4 кредиторов, исходя из размеров их требований.

После принятия мирового соглашения собранием кредиторов оно поступало на рассмотрение суда и могло быть утверждено или отклонено им. При утверждении судом мирового соглашения оно становилось обязательным для всех кредиторов, в том числе и тех, кто не принимал участия в голосовании или проголосовал против. В случае отказа в утверждении соглашения суд объявлял должника несостоятельным, после чего открывалось конкурсное производство.

Вместе с тем и после открытия конкурсного производства существовала возможность заключения мирового соглашения в целях предотвращения реализации имущества должника. Порядок заключения и исполнения такого соглашения устанавливался главой 6 Книги II Конкурсного устава. Нормы Закона о мировых сделках в данном случае применению уже не подлежали.

Мировое соглашение для предотвращения ликвидации имущества должника могло быть заключено с момента закрытия судебного заседания до получения разрешения на производство окончательных выплат кредиторам. Предложение должника о совершении мировой сделки могло быть отклонено по ходатайству конкурсного управляющего, если кредиторы до открытия конкурсного производства отказались от ее принятия или когда сам должник отказался от сделки после того, как информация о времени рассмотрения условий мировой сделки была опубликована и доведена до сведения известных кредиторов.

Если предложение о заключении мировой сделки не было отклонено судом, оно рассматривалось кредиторами. В случае его принятия оно подлежало утверждению судом, о чем выносилось специальное определение. После вступления его в законную силу конкурсное производство прекращалось. Права несостоятельного должника на управление имуществом восстанавливались, если только самим мировым соглашением не было предусмотрено иное.

Если несостоятельный должник не выполнял условий мировой сделки, он мог быть принужден к этому. Отмена сделки допускалась лишь в том случае, когда должник признавался в установленном порядке виновным в злостном банкротстве.

Рассмотренные правила были подвергнуты пересмотру в 90-х годах, поскольку в связи с объединением Германии изменилась структура экономических отношений в стране, что потребовало и выработки новых законодательных подходов к их регламентации. В 1994 году был подготовлен новый общегерманский Закон о несостоятельности, который вступил в силу с 1 января 1999 года. В его основу были положены правовые технологии, разработанные в американской системе регулирования несостоятельности.

По праву Германии несостоятельными могут быть признаны любые физические и юридические лица (§ 11 Закона о несостоятельности). Производство по делам о несостоятельности может быть также открыто в отношении некоторых объединений и обществ, не являющихся юридическими лицами, а именно: открытого торгового товарищества, коммадитного товарищества, общества по гражданскому праву, судовладельческого товарищества, европейского экономического концерна. При этом процесс по несостоятельности может быть возбужден в отношении указанных лиц даже после их ликвидации, но до того момента, пока их имущество фактически не распределено между кредиторами. Вместе с тем не допускается открытие производства о несостоятельности в отношении федерации или земли – административно-территориальной единицы Германии, юридического лица публичного права, действующего под контролем земли (§ 12 Закона о несостоятельности).

Согласно § 13-14 Закона обратиться в суд с ходатайством о начале конкурсного производства могут не все кредиторы неплатежеспособного должника, а только те, которые юридически заинтересованы в открытии производства и могут представить доказательства такой заинтересованности. С соответствующим заявлением в суд также может обратиться сам должник, если он предполагает, что будет не в состоянии выполнить существующие обязательства по платежам.

Основанием для открытия производства по делам о несостоятельности является неплатежеспособность должника, то есть наличие обстоятельств, свидетельствующих о его неспособности выполнить текущие денежные обязательства при наступлении срока их исполнения. Поводом для признания неплатежеспособности может послужить приостановление платежей. Необходимо обратить внимание, что § 18 Закона закрепляет презумпцию наличия реальной неплатежеспособности должника, которая действует при обращении в суд с ходатайством о возбуждении в отношении него дела о несостоятельности.

Основной особенностью германской системы регулирования несостоятельности является то, что все дела начинаются с открытия конкурсного производства, то есть используется принцип единой процедуры независимо от того, будет должник впоследствии ликвидирован или нет. Должник отстраняется от управления бизнесом, и суд назначает конкурсным управляющим лицо, компетентное в вопросах несостоятельности, независимое от должника и кредиторов. Конкурсный управляющий находится под постоянным контролем суда, его полномочия могут быть прекращены по инициативе суда, комитета или собрания кредиторов (§ 58 Закона).

Кредиторы для участия в конкурсном производстве формируют коллегиальные органы – собрание и комитет кредиторов. В собрании, которое созывается судом, принимают участие кредиторы, чьи требования обеспечены, конкурсные кредиторы, конкурсный управляющий и должник (§ 74 Закона). Собрание вправе принять решение о необходимости создания комитета кредиторов для оказания содействия конкурсному управляющему и осуществления контроля за его деятельностью.

В соответствии с § 76 Закона о несостоятельности решения на собрании кредиторов считаются принятыми, если сумма требований, принадлежащих проголосовавшим за него кредиторам, составит более 1/2 суммы требований кредиторов, участвовавших в голосовании. В комитете кредиторов решение принимается большинством голосов членов комитета, принявших участие в голосовании.

Анализ прав и задач коллегиальных органов кредиторов позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на активную роль суда в деле о несостоятельности, именно от решения кредиторов зависит судьба предприятия – будет ли оно ликвидировано или продолжит свою деятельность с целью более полного удовлетворения их требований.

Производство по делу о несостоятельности может быть прекращено в случаях, когда имущества конкурсной массы недостаточно для покрытия издержек конкурсного производства или основания, по которым дело было возбуждено, отпали, то есть должник оказался платежеспособным. Кроме того, в соответствии с § 213 Закона о несостоятельности дело может быть прекращено вследствие достижения соглашения между должником и всеми кредиторами, предъявившими к нему требования в установленном порядке. Такое соглашение должно быть достигнуто по истечении срока, установленного для заявления кредиторами своих претензий должнику. Согласие кредиторов, чьи требования оспариваются должником или конкурсным управляющим, не требуется. Однако суд, решая вопрос о прекращении производства по делу, должен проверить, не будут ли в данном случае нарушены права таких кредиторов, оценить, насколько выгодно для них будет вынесенное решение. Конкурсное производство может быть прекращено и до истечения срока, назначенного для заявления кредиторами своих требований, когда кроме кредиторов, выразивших свое согласие на мировое соглашение, другие кредиторы неизвестны. Для того чтобы дело о несостоятельности было прекращено, должник предъявляет в суд соответствующее ходатайство с доказательствами того, что согласие всех кредиторов на это получено.

Таким образом, действующее германское законодательство предъявляет достаточно строгие требования, при наличии которых мировое соглашение может прекратить производство по делу о несостоятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что решение по этому вопросу должно приниматься каждым кредитором самостоятельно. В данном случае не допускается возможность выражения согласия большинством кредиторов на собрании, то есть игнорирование мнения меньшинства, не считающего для себя приемлемым заключение мирового соглашения. При отсутствии согласия хотя бы одного кредитора положительное решение судом не может быть принято. Нам представляется, что такой законодательный подход может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, исключается возможность ущемления прав кредиторов, чьи требования заявлены и установлены, с другой – получение согласия ото всех кредиторов является проблематичным, а потому вряд ли мировое соглашение получит в Германии широкое распространение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.