Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Российская экономика: делайте ставки



Российская экономика: делайте ставки

Обсуждение структуры экономики, адекватной современному миру, также весьма обсуждаемая сегодня тема. Если мы хотим через 10-15 лет обеспечить себе мировую конкурентоспособность, то надо определить, что именно мы должны такого уметь производить. Посмотрим, какие есть варианты.

Вариант 1: Ставим на индустриальную экономику

В случае, если бы Россия располагала внутренним потреблением, достаточным для того, чтобы не зависеть от внешней конъюнктуры, это, наверное, смогло бы обеспечить ей хоть и не лидерство, но более-менее уверенное самочувствие. Можно было бы поднять экономику за счет легкой и пищевой промышленности, сферы услуг – но для этого у нас слишком мала емкость внутренних рынков, слишком низкий уровень доходов населения, да и с самим количеством населения опять же дела идут не так хорошо. В ситуации кризиса нас бы могли спасти крупные  инфраструктурные проекты, например в области энергетики и транспорта. Но на это денег у государства нет.

Если бы мы сегодня контролировали внешние рынки сбыта,  хотя бы в том объеме, которым располагал  СССР, то возможно, работа на них была бы для нас шансом. Частично мы их потеряли в результате самого распада Союза. С каких-то рынков мы ушли сами в результате технологического отставания, а с каких-то – нас попросту вытеснили.  Авиация, машиностроение, космос, связь – отрасли, на которых мы традиционно сражались за лидерство, - уже не наши.  И локальные примеры успеха радикально не меняют общей картины. Скоро из-за отставания мы потерям позиции в энергетике и железнодорожном строительстве, где нас сильно теснят китайцы. При этом не надо забывать и о том, что миф об инвестиционной непривлекательности российской экономики прочно поддерживается западными медийщиками до сих пор, о чем недавно напоминал Дэниел Торнили[22] на «Русских чтениях».

Российское машиностроение сейчас скорее стало темой для анекдотов, чем для осмысленных расчетов и дискуссий. В результате нынешнего кризиса впервые за историю существования концерна, в 2009-м году Toyota ожидает отрицательную прибыль. Заказы подразделения Volvo Trucks в Европе упали на 99,8%. Европа один за другим закрывает свои автомобильные заводы. Страны PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания) у которых и эффективность производства и инвестиционная привлекательность превышает российскую, западными аналитиками считаются теми, кто тянет экономику ЕС вниз. Что уж говорить о нашем машиностроении? Но допустим, мы как-то извернемся и сделаем на АвтоВАЗе автомобиль, лучше и дешевле, чем Toyota. Но это вовсе не значит, что мы заполоним им мир. Основные рынки сбыта не у нас, они в руках у стран общества потребления.  Таких, у которых богатое население, привыкшее к высокому уровню жизни, а это, прежде всего США и ЕС. Продавать придется на рынках, нам пока не принадлежащих. Цена на них назначается тоже не нами. С чего бы это нас туда пустят? Если с Россией можно в чем-то не конкурировать, то так и будет сделано. Вспомним пример «убийства» нашей гражданской авиации: нашим самолетам ограничили доступ в их небо, и все.

В этой ситуации надеяться на один государственный протекционизм тоже нельзя. Когда Барак Обама недавно заявил миру: «покупайте американское[23]», это вызвало международный скандал, а это значит, что одной только государственной поддержкой уже не отделаешься.  Все хотят, чтобы покупали именно у них. Так что придется конкурировать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.