|
|||
Часть 3. Ход реализации форсайт-проекта «Детство»Часть 3. Ход реализации форсайт-проекта «Детство» Тема «детство» была заявлена Общественной Палатой Российской Федерации и фондом «Мое Поколение» и как тема, требующая формирования общественной позиции. Позиции, которая не ограничивается указанием на недостатки и проблемные зоны существующего уклада жизни, а формирует собственные ответы на вызовы времени и готова нести ответственность за полученный результат. Главной задачей проекта было выделение областей, общественные усилия в которых могут привести к переходу России на инновационные принципы развития, запуск дискуссий по данным областям и мобилизация усилий общества по их развитию и изменению.
Детство – отсутствующий объект В российском обществе тема «детство» относится к категории тем, в которых объект не сформирован. Многочисленные интервью с экспертами, которые проводились во время проекта, свидетельствуют о том, что в большинстве случаев обсуждается не детство, а либо конкретные дети (свои дети, ученики, сироты и т.д.), либо те или иные технологии, которые к ним применяются (образовательные, медицинские и т.д.). С точки зрения обывателя – все понятно: мы все были детьми, у нас есть свои воспоминания относительно этого периода жизни, мы видим, как растут наши дети. Но этого недостаточно для проведения форсайта. В отсутствие объекта приходится обсуждать конкретные явления, которые происходят в границах знакомого и привычного нам типа детства – детские лагеря и совместный труд (поколение, выросшее в советское время) или детство, прошедшее в схеме семья-школа-двор (рожденные в 80-х и старше). Обывательский подход к тематике детства несет за собой целый ряд представлений и стереотипов о детстве и об укладе общественной жизни. Так, например, наши опросы показали, что одним из распространенных стереотипов по отношению к детству является то, что «родители любят своих детей» и что «родительская любовь заложена природой на уровне инстинкта – это тайна природы, недоступная разуму». При этом опросы экспертов и статистика, проведенная рабочей группой Е.Б. Мизулиной показывает, что реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своем равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребенка скорее как обязанность[12]. Любовь же проявляется в основном в критических или экстремальных ситуациях (болезнь, серьезные проблемы, поступление в ВУЗ и т.д.), не превращаясь в инструмент постоянного воспитания[13]. Однако, подобные вопросы, как например, о родительской любви, в обществе в значительной степени табуированы. Их нельзя обсуждать публично, не рискуя прослыть маргиналом или сумасшедшим. Такое положение дел, когда ряд вопросов табуируется, а другие бесконечно обсуждаются в одних и тех же терминах, и является одним из признаков отсутствия объекта. Если бы тема не была настолько актуальной, можно было бы пойти по пути западных коллег: отложить проект до того времени, пока детство не начнет в обществе обсуждаться как особый социокультурный феномен, проявляющийся по-разному в разные исторические периоды. Но был выбран иной путь: одной из ключевых задач проекта стало формирование объекта и его включение в общественно-политический дискурс.
|
|||
|