Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сложности проведения форсайта в России



Форсайт

Главная инновационная сила форсайта[4] состоит в том, что это действие по созданию будущего. В форсайте важен не столько результат, сколько процесс вовлечения максимального числа заинтересованных лиц в формирование будущего. В западных странах число вовлеченных в форсайт-проекты экспертов исчисляется десятками и сотнями тысяч. Авторитетные специалисты по форсайт-исследованиям[5] называют такую среду экспертной, помимо ученых, аналитиков и технологов в нее включают стейкхолдеров, то есть тех, от чьих действий зависит развитие ситуации, и «лиц, принимающих решения». Стейкхолдеры и лица, принимающие решения - это разные позиции: стейкхолдером зачастую может оказаться простая домохозяйка, не способная освоить новую модель высокотехнологичного пылесоса. Хотя не она принимает решение о его серийном выпуске, но именно ее мнение как потребителя может оказаться решающим для создания спроса. 

Такой подход позволяет избежать профессиональной узости. Ученые склонны прогнозировать, исходя из внутренней логики развития науки и технологий, чиновники ограничены бюджетом, а инвесторы опасаются делать долгосрочные вложения в высокорисковые инновационные проекты. Вовлекаемое экспертное сообщество становится главным «двигателем» будущего – эксперты должны следить за мировыми трендами, быть включенными в коммуникацию по поводу будущего, писать множество статей и участвовать в различных семинарах и конференциях. К примеру, в рамках организованной правительством Великобритании программы «Форсайт 1» было проведено 600 (!) семинаров. Когда участвующие в форсайте эксперты встречаются, становится возможной выработка вероятных сценариев развития событий - появляются варианты решений конкретных участников, варианты последствий для остальных. Причем варианты могут быть самые разные – поскольку экспертная среда разнородна: одни могут не пойти на навязываемое решение, а другие не согласиться с предложенным вариантом.

Результаты форсайта всегда публичны, ими пользуется большое количество людей. Дорожные карты[6] адаптируются и публикуются широкой общественности. Они выступают чем-то вроде «навигатора по будущему». Представьте себе, что вы попали на пересечение городских магистралей – большое количество народа едет из разных мест одновременно. Дорожная карта покажет вам возможные точки столкновения и варианты расхождения, основные места развилок.

Сложности проведения форсайта в России

Для России сегодня форсайт является скорее инновацией, чем практикой жизни. Проводятся первые исследования, начинают разрабатываться дорожные карты[7]. Но их результаты пока не совсем соответствуют главной идее форсайта – формированию будущего.

В течение последних 2-х веков в общественных и научных институтах, в организации социальной жизни сформировалось и укрепилось определенное отношение к будущему, основывающееся на идеологии модерна. Оно состоит в том, что будущее может быть только одно и оно является прямым следствием прошлого. На этом предположении построен метод научного прогнозирования. Но технология форсайта – не прогнозирование и не планирование. Технология форсайта специально уходит от прогнозирования, поскольку прогнозирование безответственно – тот, кто составляет прогноз, не несет ответственности за то, что именно такое будущее случится, и не предпринимает специальных усилий по его свершению. Иногда в форсайте используют некоторые методы прогнозирования, но только как дополнительный инструментарий для решения главной задачи по формированию образа будущего. В России же сила прошлого предположения еще не преодолена – применение методов форсайта российскими учеными часто сводится к прогнозированию и исследовательской работе. 

В нашей стране форсайт часто воспринимается как научное исследование и поручается научным институтам. Это порождает парадокс и позиционный конфликт: позиция аналитика и ученого запрещает быть участником событий – это скажется на беспристрастности, а метод форсайта этого требует. Ученые являются лишь одним из «стейкхолдеров» ситуации, но есть и остальные, не менее важные. Процесс по формированию будущего и работа по инициации сложной коммуникации требует проведения многочисленных семинаров, опросов, конференций с приглашением участников из различных сфер, а это пока зачастую остается за рамками исследования. Такую работу можно прочитать, сделать выводы, можно положить в архив и забыть: результат исследования не обязывает читателя к действию. Дорожные карты, напротив, являются своеобразной «картой военных действий»: позволяют участникам понимать и видеть, что могут делать другие участники и к каким последствиям это приведет. На их основе координируются усилия многих инновационных групп, предприниматели могут видеть, какие разработки на каком этапе перейдут в стадию коммерческого использования и так далее. 

Серьезной помехой для форсайта в России также является отсутствие подходящей и многообразной экспертной среды: с домохозяйками, финансовыми аналитиками, учеными-разработчиками, футурологами и прочими. А поэтому у нас проведение форсайта обязательно должно сопровождаться созданием сложного, разнородного и квалифицированного экспертного сообщества, включенного в мировые тренды. Без такой среды коммуникации невозможно обсуждение многовариантного будущего, а, следовательно, реализация качественного форсайт-проекта.

Те, кто сталкивался с ним в реальности, понимают, насколько сильны препятствия стереотипов прошлого. Западные форсайтеры[8] пишут, что одной из обязательных и наиболее трудных задач проекта является выход за рамки представлений о том, что будущее одно, а форсайт – это его прогноз или научное исследование. Многие привыкли к тому, что тема будущего – это вопрос фантастики и досужих домыслов.

На западе существует проект «Состояние будущего[9]», в котором ежегодно оценивается степень готовности общества к будущему. Одними из основных показателей являются: количество проведенных форсайт-проектов, футурологических конференций и квалифицированных публикаций. В этом рейтинге Россия смотрится еще более бедно, чем по доходу на душу населения. Если вы зайдете практически в любой книжный магазин США или Европы, вы увидите специальные секции, отведенные под литературу о будущем[10]. И ничего подобного у нас в стране. Как будто будущего нет. Натурально. Нигде.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.