|
|||
Методологические инновации форсайт-проекта «Детство»Методологические инновации форсайт-проекта «Детство» Для России практика форсайта нова, а ее запуск осложняется целым рядом проблем (о них мы говорили в разделе «Сложности проведения форсайта в России»). Поэтому для форсайт-проекта «Детство» был специально разработан ряд методологических блоков, по которым была проведена работа. Эти блоки не содержатся в стандартных западных исследованиях, описывающих методы форсайта. Блок 1. Проблематизация предметных представлений и построение объекта форсайта. Детство как комплексный объект отсутствует: эксперты распределены по профессиональным сферам, в значительной степени ангажированы и не включены в коммуникацию по поводу детства. Они могут дать узкий ответ о детстве исходя из своей предметной области, но не могут ответить на вопрос, что такое детство в целом. Кроме того, тема «детство» оказывается закрытой рядом стереотипов и предположений, из-за чего обсуждение сводится к частным примерам. Поэтому оказалось необходимо проведение специально сконструированных проблемных и экспертных семинаров, которые не предусмотрены в стандартных технологиях форсайта. При организации этих семинаров проводилась специальная методологическая работа по комплексированию междисциплинарного и сложного объекта детства. Такой подход позволяет уйти от предметных, профессиональных и административных классификаций, которые закрывают важные компоненты объекта. Результаты работы см. в разделе «Ход реализации проекта». Блок 2. Определение ситуации проведения проекта. Для проведения форсайт-проекта необходимо понимание общих рамок работы - понимание возможных перспектив и вариантов социально-экономического развития страны. Западные форсайтеры с такой проблемой не сталкиваются, поскольку там социально-экономические перспективы являются предметом широчайших дискуссий, вырабатываются усилиями многих крупнейших организаций (ООН, «Rand Corporation» и др.), которые формируют четкое и ясное видение перспектив. Для этого блока была сконструирована специальная методология работы, по которой был проведен ряд мероприятий с привлечением различных экспертов. Результаты работы описаны в Приложении 1. Блок 3. Выработка существенных условий. В проводящихся в России форсайт-исследованиях часто существенные условия называют «целями». Это не так. Целей у Заказчика форсайта может быть масса, вопрос состоит в превращении этих целей в качественные характеристики. Каким образом Россия к 2030-2040 году перейдет на путь инновационного развития, как достигать этого и оценивать шаги к достижению – вопросы, требующие специальной проработки. Результаты см. в разделе «Ход реализации проекта», пункт «существенные условия». Блок 4. Организация экспертной коммуникации. Эксперты темы детства – представители самых разных областей, каждый из которых несет собственное содержание, решает собственные задачи и пользуется собственной терминологией. Для того чтобы эксперты могли разговаривать и понимать друг друга, чтобы их коммуникация строилась именно по поводу детства и по поводу будущего, была проведена специальная работа по организации экспертной коммуникации. О ходе реализации этапа и результатах подробнее см. раздел «Ход реализации проекта» пункт «Сканирование». Блок 5. Креативные семинары по сценированию. Работа по формированию сценариев будущего требует особой техники и квалификации – техники социального воображения и способности к имитации. В рамках проекта организована серия мероприятий, на которых проводилась работа по формированию сценариев будущего.
|
|||
|