Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





нам заснуть*.



нам заснуть*.

 

* Строго говоря, ретикулярная формация никогда не «ложится                   ности мозга снижен. Но если произойдет что-то необычное, на­
спать», т.е. никогда не отключается полностью. Во время сна,                    пример за окном раздастся крик или в комнате включат свет,
когда количество поступающей в мозг сенсорной информации                   ретикулярная формация мгновенно пропустит этот сенсорный
значительно меньше, чем днем, и большинство раздражителей                   сигнал в полушария мозга, уровень активности тут же повысит-
не меняется в течение всей ночи, уровень возбуждения и актив-                  ся, и мы проснемся. - Прим. науч. ред.


 

Нервная система: взгляд изнутри    

 

 

которая дает нам точное, детальное значение ощущений.             В полушариях также есть области, занятые планировании- ­ем и выполнением действий, связанных с телом. Внутри полушарий имеется так называемая лимбическая систе­-       ма - ряд нервных структур, участвующих в регулирова-           ­нии эмоционально обусловленного поведения. Эти «цент­ры эмоций» получают сенсорные сигналы, которые помо­гают им контролировать наши эмоциональные реакции       и наше эмоциональное развитие.

Кора головного мозга

Внешний слой, покрывающий полушария, называется ко­рой головного мозга. Разные участки коры в высшей сте­пени «узко специализированы»: одна область отвечает за зрительное восприятие, другая - за интерпретацию зву-           ­ков окружающей среды, третья - за понимание речи;             большие области заняты истолкованием телесных ощуще­ний и несколько областей регулируют целенаправленные движения тела и глаз. Эти области телесных ощущений и


53

 

 

целенаправленного двигательного контроля, в свою оче­редь, разделены на зоны, каждая из которых связана с определенной частью тела. Несмотря на то что каждая              зона отвечает только за одну часть тела, области, контро­лирующие пальцы, руки и артикуляционные мышцы, больше по размеру, чем все остальные. Поэтому кора го­ловного мозга играет ключевую роль в речевой активно-              ­сти и в выполнении и регулировании точных, сложных движений рук: например, при использовании ножа, вил-        ­ки, карандаша.

Многие из кортикальных областей могут обрабатывать информацию, поступающую лишь от одной сенсорной си­стемы, тем не менее они принимают сигналы и из других областей. Например, зрительная зона частично обраба­тывает звуковые, тактильные и двигательные ощущения. Нередко один и тот же нейрон коры реагирует на два и более вида сигналов. Таким образом кора головного мозга поддерживает интеграцию всех видов ощущений и фор­мирует у нас ассоциации между их разными видами.

В коре головного мозга также есть ассоциативные зо­-ны. Благодаря их активности различные виды сенсорных сигналов объединяются в единое целое. Зрительное впе­чатление формируется в мозговом стволе, а затем детали­зируется в зрительных зонах коры. Далее эти импульсы передаются в ассоциативные зрительные области коры головного мозга, где визуальная информация ассоцииру-          ­ется с воспоминаниями о полученных ранее зрительных впечатлениях, и далее - в другие ассоциативные области, где формируется их оценка, а иногда и целенаправленный ответ. Когда ребенок собирает мозаику, ствол мозга упоря-


дочивает тактильные сигналы, поступающие от пальцев,               гательных сигналов соединяются в мозговом стволе. Ощу-

сенсорные области коры обрабатывают детали, а ассоциа-           щения от правой стороны тела направляются в левое полу-

тивные зоны сопоставляют их друг с другом. Эта целост-             шарие, которое является их основным контролирующим

ная обработка позволяет мозгу решить, что же делать с                органом. В правом полушарии обрабатываются сенсорные

тем или иным элементом мозаики.                                                   данные и направляются движения левой стороны тела.

  Кортикальные области чрезвычайно важны для обра-             Каждое полушарие имеет свою специализацию. У прав-
ботки сенсорных сигналов на самых сложных, высших,                шей левое полушарие лучше правого управляет такими
уровнях, включая уровни, осознаваемые человеком, по-                навыками мелкой моторики, как письмо, поэтому правши
этому можно предположить, что проблемы с перцепцией             пишут правой рукой. Левое полушарие также отвечает за
или обучением начинаются именно в коре головного моз-            речь, а правое больше занято пространственными связя-
га. На нынешнем этапе наших знаний о физиологии нерв-             ми зрительных и тактильных ощущений. У левшей лате-
ной системы и высшей нервной деятельности считается,               рализация речи бывает такой же, как у правшей, а бывает
что в подобных нарушениях «нижние уровни» мозга игра-           и иной. Сложные функции будут выполняться, только ес-
ют куда более важную роль. «Высшая» кортикальная ор-              ли работают оба полушария, и работают слаженно.
ганизация ощущений зависит от сенсорной организации                 Успешная латерализация полушарий обычно способ­-
на каждом из более низких уровней. Если кора мозга ра-               ствует эффективной работе мозга в целом, а при ее нару-
ботает плохо, скорее всего, именно низшие уровни не вы-            шении нередко замедляются речевое развитие и обучение.
полняют своих функций как следует.                                               Латерализация - это, вероятно, «конечный продукт» нор-­
                                                                                                                      мального развития мозга. Нарушение латерализации мо-
Латерализация                                                                                 жет быть связано с множеством самых разных дисфунк-
У правого и левого полушарий разные роли, и функциони-           ций мозга.

руют они по-разному. Каждая сторона специализируется              Детализированная пространственная перцепция, язык.
на своих задачах. Это называется латерализацией (от                   речь и мышление являются самыми сложными функция-
латинского слова latus, сторона). Исследователи, занима-             ми мозга. Они требуют очень точной работы обоих полу-
ющиеся нарушениями речи и проблемами с обучением,                шарий, которая, в свою очередь, зависит от правильного
обсуждают это уже несколько десятков лет. Роль латера-              функционирования ствола головного мозга. Координация
лизации до конца еще не изучена.                                                    работы полушарий происходит у большинства из нас ав-

Сенсорные и двигательные функции латерализуются               томатически, мы даже об этом не подозреваем. Однако ее

(распределяются по полушариям) в раннем детстве. На                нарушение (что у ребенка, что у взрослого) может повли-

своем пути к полушариям большинство сенсорных и дви-            ять на обучение или поведение.


Нервная система: взгляд изнутри        55

 

Как мозг обрабатывает информацию                                             Синапс

                                                                                                                      Синапсы - это зоны, где нейроны вступают друг с другом

Путь сигналов  в  нервной  системе                                              в электрохимический контакт. Они служат «мостами», по

Нервные импульсы должны пройти через два и более ней-            которым импульсы передаются от нейрона к нейрону. Эти

рона, чтобы сформировать некий сенсорный опыт, двига-             мосты перекинуты между отростками разных нейронов

тельный ответ или мысль. Чем сложнее функция, тем                    или отростком одного нейрона и телом другого нейрона.

больше нейронов участвует в передаче сообщения. Каж-              С окончанием раннего детства физическое строение боль-

дый нейрон добавляет к сенсорному опыту и реакции че-              шинства нейронов сильно не меняется, а вот способность

ловека все больше элементов. У всех людей нервная си-               синапсов проводить нервные импульсы претерпевает изме-

стема функционирует по определенной типичной схеме,              нения. Изменения в проводимости синапсов лежат в осно-

поэтому перцепция и реакции у нас во многом схожи.                   ве обучения, в том числе школьного и профессионального.

Как мы узнаем значение различных ощущений и ре-                  Рефлекс, вынуждающий нас отдергивать руку, если

шаем, что с ними делать? Почему у некоторых людей опре-        мы почувствовали боль, затрагивает несколько синапсов.

деленные сообщения не доходят до «адресата», а у других           Сложные виды активности, включающие двигательную

доходят? Почему мы ощущаем далеко не все, что стиму-             координацию, эмоции и размышления, требуют взаимо-

лирует нашу нервную систему? Что заставляет нас пере-              действия множества нейронов через бесчисленное коли-

возбуждаться?                                                                                    чество синапсов. При прикосновении к горячей плите бо-

Представьте, что вы трогаете пальцем горячую плиту.             левые импульсы стимулируют двигательные нейроны и

Тепло активирует тактильные рецепторы в коже паль-                   через синапсы передаются к нейронам спинного мозга и

цев, и они посылают болевые импульсы, которые идут че-            далее, к мозговому стволу. Оттуда импульсы путешеству-

рез сенсорные волокна ладони, руки и плеча к спинному              ют от одного нейрона к другому через разные синапсы и

мозгу. Сенсорные волокна, заканчивающиеся в спинном               влияют на многие области мозга. Их влияние включает

мозге, выделяют химическое вещество в микроскопиче-               осознание боли, эмоциональную реакцию на нее, целена-

ские щели между концом сенсорного волокна и нейроном            правленное поведение (например, выключение плиты),

спинного мозга (так называемые синапсы). Химическое                мысли, воспоминания и решения (например, больше ни-

вещество переносит электрическую энергию через синап-             когда не прикасаться к горячим плитам).
сы к группе двигательных нейронов, которые отправляют               Каждое нейросообщение в доли секунды разветвляется

импульсы назад, к мышцам руки, ладони или пальцев.                  по тысячам или миллионам синапсов. Любой вид активно-

Эти импульсы заставляют мышцы сокращаться так, что                сти затрагивает целый лабиринт нейронов и синапсов. Для

человек отдергивает руку от плиты.                                                 адекватной перцепции или поведения необходимо, чтобы


 

 

импульсы находили верный путь. Если сенсорная стиму­ляция не обеспечивает соответствующей перцепции или поведения, это говорит о том, что где-то в нервной системе сообщения не доходят до тех синапсов, до которых они должны были бы дойти. Сигналы затерялись в лабиринте.

Дети могут совершенно по-разному реагировать на одну и ту же сенсорную стимуляцию.

  На электрическую и химическую энергию синапса вли­яют импульсы, пришедшие из разных частей тела и мозга.              В синапсе все они должны сливаться друг с другом. Чтобы сигнал прошел через синапс и направился к другой обла-         ­сти нервной системы, импульсы должны либо обладать большой электрической силой, либо им должны помогать другие импульсы.


 

Если поток ощущений беспорядочен,

жизнь становится похожа на автомобильную пробку.

Возбуждение и торможение

Некоторые области мозга посылают сигналы, помогаю-             ­щие другим сигналам пройти через определенные синап­-        сы. Эти сигналы называются возбуждающими. Другие об­ласти мозга отправляют сообщения, мешающие сигналам проходить через синапсы, то есть тормозящие их. Сочетание возбуждающих и тормозящих сигналов вызы-                  ­вает модуляцию - процесс самоорганизации нервной си­стемы. Мы модулируем звуки, льющиеся из радиоприем­ника, посредством регулирования громкости. Нервная система модулирует сама себя, сообщая больше энергии одним сигналам и ослабляя энергию других.

  Например, сигналы, идущие от вестибулярных ядер, возбуждают двигательные сигналы в спинном мозге, и


 

Нервная система: взгляд изнутри        

это помогает поддерживать тонус мышц и положение те­- ла. В то же самое время активность вестибулярных ядер подавляется сигналами, идущими от мозжечка, и это по­давление предотвращает чрезмерную активность вести­булярных процессов. Любой сенсорный или двигательный процесс включает комплексную организацию возбуждаю­щих факторов - чтобы нужные сообщения дошли куда на­до, а также подавляющих факторов - чтобы сократить число ненужных импульсов. Без надежных «тормозов» сенсорные импульсы распространялись бы подобно лесно­му пожару по всей нервной системе, и ни одно действие нельзя было бы довести до конца. Человек был бы просто сокрушен ими.

Любой вид активности, впечатлений или переживаний возможен только благодаря работе невероятно сложного клубка нейронов и синапсов.


 

И возбуждение, и торможение одинаково важны для сенсорной интеграции. Способность модулировать ощу­щения нужна ребенку, чтобы со временем он мог справ­ляться с воздействием сенсорных стимулов.

Развитие нейронных взаимосвязей

Большинство нейронов у новорожденного уже есть, но в первые годы жизни к ним добавятся новые. А вот связей между нейронами, т. е. синапсов, при рождении еще очень мало. Пока длится младенчество, между нейронами фор­мируются «узлы связи». Ваш ребенок взаимодействует с миром и со своим телом, а сенсорные и двигательные им­пульсы, текущие по нейронам, заставляют волокна раз­ветвляться и тянуться к другим нейронам.

Чтобы такие связи появились, нейроны нуждаются в стимуляции. Сенсорная система может развиваться, толь-          ­ко если на нее действуют силы, активирующие ее рецеп-


 



 


58

торы. Так, чтобы в зрительной системе расширялись связи,          Почему ощущения важны

необходимые для зрительного восприятия, нужен свет,                 Пять чувств, и даже больше
для слуховой системы нужны звуки, для вестибулярной и

проприоцептивной систем - движения тела.                                     Ощущения - «пища» нервной системы. Каждая мышца, су-
  Развитие новых связей порождает новые возможно-                став, жизненно важный орган, кусочек кожи, орган чувств
сти для «коммуникации нейронов». Каждая такая связь                 посылают в мозг сенсорные сигналы. Каждое ощущение -
добавляет к сенсорной перцепции и двигательным навы-               это вид информации. Нервная система использует ее, гене-
кам новые элементы. Чем больше у человека нейронных               рирует определенные ответы и с их помощью управляет
связей, тем выше его способность к обучению, - вот что               телом и мышлением в соответствии с этой информацией.
такое на самом деле интеллект.                                                        Мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной ин-

______________________________________________                 формации, чтобы нормально развиваться и работать.

Сенсорная стимуляция и двигательная активность                                В этом разделе мы рассмотрим разные виды ощущений:
в раннем детстве «переплавляют» нейроны и их связи                        сначала те, благодаря которым познаем мир осознанно, а
в сенсорные и двигательные процессы.________________                       затем те, которые обычно не замечаем, поскольку они обра-­

                                                                                                                      батываются в мозгу без участия сознания. Есть три уровня
  Сенсорная стимуляция и двигательная активность в                ощущений, рассказывающих нам о нас самих и об окружа-
раннем детстве «переплавляют» нейроны и их связи в сен-           ющем мире. Они говорят нам о том, 1) что находится на не­
сорные и двигательные процессы, которые остаются отно-           котором расстоянии от нас (зрение и слух), что находится
сительно стабильными в течение всей жизни. У ребенка                рядом (осязание), что нарушает границы нашего тела (обо-
есть свободное пространство, куда могут встраиваться но-           няние и вкус); 2) как и где движется наше тело (органы
вые связи, поэтому дети очень восприимчивы, легко при-             чувств, воспринимающие движение, действие силы тяже-
спосабливают свое поведение к ситуации, легко и быстро             сти и положение тела, - т.е. вестибулярные и проприоцеп-
учатся. Сенсорная и двигательная части нервной системы            тивные); 3) что происходит внутри нашего тела (органы
продолжают оставаться довольно гибкими на протяже-                 чувств во внутренних органах - висцеральные рецепторы).
нии всех детских лет. К десяти годам в большинстве обла-              Мы рассмотрим следующие виды ощущений.
стей мозга формирование сенсорных связей завершается              Ощущения, говорящие нам о воздействии внешнего мира
(или почти завершается). У более старших детей и взрос-             на тело (экстероцепторы, или внешние рецепторы):
лых эти связи формируются уже не столь легко.                                             - зрительный образ (зрение);

          - звук (слух);

          - вкус (вкусовые ощущения);


 

- запах (обоняние);

- прикосновение (осязание).                                      Ощущения, говорящие нам о положении тела                            в пространстве и о его движениях:

- положение и движение
(проприоцептивные ощущения);

 - действие силы тяжести, движения головы                                      и равновесие тела (вестибулярные ощущения)                             Ощущения, говорящие нам о том, что происходит вну-                  ­три тела (интероцепторы, или внутренние рецепторы):

- висцеральные ощущения.

Зрительный образ (зрение)

Сетчатка глаза представляет собой рецептор, чувствитель­- ный к световым волнам. Свет заставляет сетчатку посы­-              лать сенсорные зрительные сигналы к центрам обработки

                                             зрительной информации                        в стволе мозга. Центры обрабатывают эти им-                           ­пульсы и связывают их с другими видами сенсор-              ­ных сигналов, прежде                       всего с мышечными, су-                    ­ставными и вестибуляр-                    ­ными. В стволе мозга складывается наше ба­-                 зовое представление об окружающем мире и рас­положении в нем вещей,                 людей, предметов.


 

Далее ядра мозгового ствола передают импульсы в другие области ствола и в мозжечок, чтобы они интегриро­вались с двигательными сообщениями, направляющимися   в мышцы, управляющие глазами и шеей. Именно поэто­му мы можем следить за движущимся объектом взглядом и поворачивать голову ему вслед. Одни импульсы идут к нескольким разным структурам полушарий мозга - там              они дополнительно упорядочиваются и интегрируются               с прочими ощущениями. Другие попадают в зрительные зоны коры головного мозга, где происходит более тщатель­ная их сортировка и детализация с помощью сигналов, по­лученных от других органов чувств. Значение увиденного  в окружающем мире, например текста на странице книги, нельзя понять, если хотя бы один из уровней мозга рабо­тает плохо или различные виды ощущений не интегриру­ются со зрительными сигналами.

Звук (слух)

Звуковые волны стиму­лируют слуховые рецеп­торы во внутреннем ухе,            и звуковые импульсы на­правляются в слуховые центры ствола головного мозга. Там они обрабаты­ваются вместе с импуль­сами, приходящими от вестибулярной системы, мышц и кожи. Слуховые центры расположены в


 

 

 

мозговом стволе очень близко к зрительным, и они обмени­ваются информацией. Подобно зрительным сигналам, не­которые звуковые импульсы передаются в зоны мозгового ствола и мозжечка для интеграции с другими ощущениями и двигательными сигналами. Звуковая информация, уже объединенная с иными видами сенсорных данных, затем посылается одновременно в несколько зон мозговых полу­шарий.

Если бы звуковая информация не объединялась с сиг­налами иного рода на всех уровнях мозга, нам было бы трудно понять, что же мы, собственно, слышим. Чтобы звук обрел смысл, требуется активная интеграция звуковых сообщений с вестибулярными и др.

На каждом из уровней мозга сообщение становится яснее и детальнее. Самый запутанный и сложный этап этого процесса - группировка звуков в слоги и осмыслен­-                 ные слова.

Вкус (вкусовые ощущения)           Язык рассказывает нам о химическом составе попа­дающих на него частиц. Существует четыре вида                вкуса: сладкий, горький,               кислый и соленый. Благо­-           даря вкусовым ощущениям                мы получаем наслаждение,                     а также предостережение                    об опасных для организма веществах.


 

 

Запах (обоняние)                                       Нос сообщает нам о хими­ческом составе висящих в воздухе мельчайших ча-   ­стиц, которые создают за-                ­пах. Уникальность запаха состоит в том, что он про­ходит через лимбическую систему напрямую, а не обычным путем, через                 ствол мозга. Именно поэто­-му запах способен непо­средственно возбуждать эмоции и влиять на наше положительное или отри цательное отношение к

окружающему, ибо уже по одному запаху мы можем ска­зать, нравится нам нечто или нет. Запах возбуждает вос­поминания и ассоциации, определяющие наш выбор и предпочтения: например, определенные цветы или сорт мыла. Младенец может узнать мать по одному лишь запа­ху: она ассоциируется с чем-то приятным, безопасным и доставляющим удовольствие. И безусловно, предпочте-ния в еде зависят от ее запаха; вдобавок наше обоняние гово­рит нам о качестве пищи: свежая она или испор-ченная.

Прикосновение (осязание)

В коже находится много видов рецепторов, способных чувствовать прикосновение, текстуру, жару и холод, боль и движение волос на теле. Несмотря на то, что мы особо


 

Нервная система: взгляд изнутри        

не задумываемся о роли прикосновения в нашей жизни, осязание (тактильная система) является самой большой сенсорной системой, сильно влияющей на поведение, как физическое, так и ментальное.

Тактильные рецепторы, расположенные ниже шеи,             шлют импульсы в спинной мозг, откуда те поднимаются в ствол головного мозга. Кожные рецепторы головы посыла-         ­ют свои сообщения через краниальные (черепные) нервы прямо в мозговой ствол. Оттуда тактильная информация распространяется по всему мозгу. Многие из этих импуль-      ­сов никогда не достигают тех областей коры, которые по­зволяют нам осознавать ощущения. Вместо этого импуль-         ­сы обрабатываются низшими уровнями мозга, которые обеспечивают эффективное движение тела, регулируют ретикулярную систему возбуждения, влияют на эмоции                 и сообщают смысл другим видам сенсорной информации.

Ядра ствола мозга, обрабатывающие тактильные сиг­налы, предупреждают нас, когда что-либо касается кожи,

а также рассказывают о свойствах того предмета, который нас коснулся: его температуре, влажности, текстуре, способности вы­- звать боль. В целом ствол мозга определяет, опасен предмет или нет. Однако              ядра не могут точно опре­делить местонахождение стимула на коже и его фор­-       му. Детали - расположение


 

и форма - обрабатываются в сенсорных зонах коры голов-               ­ного мозга.

Тактильные импульсы путешествуют по всему мозгу.           К тому же осязание формируется раньше всех прочих си­- стем, еще в утробе матери, и оно эффективно работает,                когда зрение и слух еще только начинают развиваться. Поэтому прикосновение крайне значимо для организа-         ­ции нервной системы в целом. При отсутствии тактиль­-        ной стимуляции тела нервная система, как правило, не                  может работать сбалансированно.

Положение тела и движение (проприоцептивные ощущения)                                                                                                                                                             Слово проприоцептивный обозначает такие сенсорные сигналы, которые возникают при сокращении и растяже-

нии мышц, а также при изменении положения суставов (сгибании, раз-гиба­нии и так далее). Надкостница (тонкая оболочка, покрывающая ко-сти) тоже содержит проприоцепто-ры. Этот тер­мин происходит от ла-тинского слова proprius - «свой, соб-ственный». Боль­шинство телесных ощущений мы по­лучаем при движе-нии, но в неподвиж­ном положении они тоже есть, так как мышцы и сус-тавы постоянно посылают сигналы в мозг, описывая положение тела. Тело человека состоит из большо­го коли-чества мышц и суставов, поэто­му проприоцептивная система почти столь же обширна, как и тактильная.


Проприоцептивные сигналы направляются вверх по спинному мозгу в ствол и мозжечок, а некоторые - и в по­лушария головного мозга. Большая часть сигналов обра­батывается в тех зонах мозга, которые не дают возможно-        ­сти осознавать полученную информацию, вот почему мы редко осознаем свои мышечные и суставные ощущения: в основном лишь тогда, когда мы намеренно следим за сво­-ими движениями. Даже если мы пытаемся их осознать,               мы чувствуем лишь малую часть всех проприоцептивных ощущений, формирующихся в данный момент.

Проприоцепция помогает нам двигаться. Если бы она             не была развита, наши движения были бы медленными, неловкими и требовали бы куда больших усилий. Слабые проприоцептивные сигналы от рук не позволяли бы нам понять, что руки делают, и мы не могли бы застегивать пуговицы, вынимать из кармана предметы, закручивать крышку банки или разобраться, в какую сторону повора­чивать водопроводный кран. Если бы наблюдался недо­статок ощущений в туловище или ногах, мы едва могли              бы вылезать из автомобиля, спускаться по лестнице или играть в мяч. Нам пришлось бы полагаться только на зрительное восприятие и напряженно следить за движе­ниями своего тела. Детям с нарушением интеграции про­приоцептивных сигналов как правило очень трудно да­-         ются те действия, которые они не могут видеть.

Сила тяжести, движения головы и равновесие (вестибулярные ощущения)

Внутреннее ухо - это часть слуховой системы, располо­женная внутри головы, в глубине височной кости, как бы


за наружным и средним ухом. Внутреннее ухо имеет сложное строение и называется лабиринтом. В лабирин­-       те расположены слуховые рецепторы и два вида вестибу­лярных рецепторов.

Один вид вестибулярных рецепторов чувствителен к действию силы тяжести. Эти гравитационные рецепторы состоят из тончайших кальциево-карбонатных кристаллов,


Нервная система: взгляд изнутри        63

 

связанных с волоскообразными нейронами. Сила тяжести             Будучи объединены, сигналы гравитационных рецеп-
смещает кристаллы, они двигают волосковые клетки, ко-              торов и рецепторов полукружных каналов рисуют нам
торые, в свою очередь, активируют нервные волокна ве-               очень точную картину: мы осознаем свое положение отно-
стибулярного нерва. Нерв отправляет вестибулярные сиг-            сительно направления действия силы тяжести, знаем,
налы в вестибулярные ядра ствола мозга. На Земле сила               движемся мы или стоим, с какой скоростью и в каком на-
тяжести действует постоянно, поэтому рецепторы гравита-          правлении идем. Трудно осознать, что вся эта информа-­
ции шлют непрерывный поток вестибулярных сообщений             ция обрабатывается мозгом: эти ощущения настолько нам
на протяжении всей жизни человека. Когда мы наклоняем,            привычны, что невозможно представить, что было бы, ес-
опускаем, поднимаем или вообще как-либо перемещаем               ли бы эта информация не обрабатывалась.
голову, воздействие силы тяжести на кристаллы меняется.            Вестибулярная система столь чувствительна, что лю-
и вестибулярные сигналы рецепторов обновляют инфор-              бая перемена положения и любое движение сильно влия-
мацию в вестибулярной системе. Рецепторы гравитации                ют на мозг, характер их воздействия зависит от малейше-
также чувствительны к вибрации костей, которая «встря-              го изменения положения или движения. Этот процесс на-
хивает» кристаллы.                                                                            чинается еще во внутриутробном периоде. Вестибулярные

Вестибулярные рецепторы второго типа расположены             ядра появляются через 9 недель после зачатия и присту-

в тончайших закрытых трубочках, называемых полукруж-            пают к работе на 10-й или 11-й неделе. К пятому месяцу

ными каналами. Трубочки заполнены особой жидкостью.             внутриутробного развития вестибулярная система уже

В каждом внутреннем ухе находится три пары каналов,                хорошо развита и вместе с тактильной и висцеральной

лежащих в разных плоскостях. При быстром повороте го-            системами она обеспечивает мозг плода почти всеми не-

ловы жидкость в одной или нескольких парах полукруж-              обходимыми сигналами. На протяжении почти всей бере-

ных каналов давит на стенки, «не успевая» переместиться            менности женщина стимулирует вестибулярную систему

за головой, и стимулирует рецепторы, располагающиеся              плода движениями своего тела.

внутри каналов. Рецепторы порождают поток импульсов,             Вестибулярные ощущения в основном обрабатываются

идущих через вестибулярный нерв к вестибулярным                     в соответствующих ядрах и мозжечке. Оттуда они направ-

ядрам. Эти сигналы видоизменяются каждый раз, когда                 ляются в спинной мозг и в ствол мозга, где им суждено

меняется направление или скорость движения головы,                  сыграть одну из главных ролей в интеграции. Некоторые

поэтому импульсы от полукружных каналов называются              из них из ствола попадают в полушария мозга. Импульсы.

ощущением движения. С технической точки зрения их                  идущие в спинной мозг, взаимодействуют с другими сен-

следовало бы назвать -ощущением ускорения или замед-              сорными и двигательными импульсами, что позволяет нам

ления движения головы».                                                                  контролировать положение тела, его равновесие и движе-


  64

ния. Сигналы, посланные на высшие уровни мозга, объе-              ему для поддержания здоровья организма. Висцеральные

диняются с тактильными, проприоцептивными, зритель-               импульсы участвуют в регуляции кровяного давления,

ными и слуховыми сигналами: в результате мы можем                  пищеварения, дыхания и иных функций автономной (ве-

ориентироваться в пространстве, а также регулировать                 гетативной) нервной системы, а также сообщают мозгу,

наше положение и ориентацию внутри этого пространства.          сколько пищи и воды требуется телу. Другие сенсорные

Мы редко осознаем вестибулярные сообщения, за исклю-             системы, особенно тактильная и вестибулярная, тоже

чением тех ситуаций, когда наше тело быстро вращается:            влияют на вегетативную нервную систему. По этой причи-

в этом случае сигналы настолько сильны, что вызывают               не вращение может вызывать тошноту, то есть нарушать

головокружение и всё вокруг нас начинает кружиться.                  пищеварение, а сильная боль - приводить к остановке

Даже когда мы себя плохо чувствуем из-за чрезмерной                 дыхания. Мы не будем подробно обсуждать здесь висце-

стимуляции вестибулярной системы, мы воспринимаем                ральную систему, хотя она необходима для выживания

это скорее как телесное недомогание, нежели как измене-             и поддержания здоровья.
ния во внутреннем ухе.

  Роль полукружных каналов сходна с ролью гироскопа
на самолете или космическом корабле. Сломается гироскоп         Ощущения и мозг в целом
- и нам уже никогда не узнать, куда летит корабль и ког­-
да он изменил траекторию полета. В результате мы очень            Если активность сенсорных сетей хорошо упорядочена
быстро потеряемся в космосе. Пилоты первых аэропланов            и сети интегрированы друг с другом, то нервная система
пытались летать без гироскопа, просто глядя на землю, и              работает как единое целое. У младенца, ползающего по
в результате летали по кругу или по спирали. Зрительная             комнате, или ребенка, занятого физическими упражне-
информация бесполезна, если она физически ни с чем не              ниями, все части тела работают слаженно, как единое
связана. Полукружные каналы как раз и формируют та-                 сбалансированное целое. Ощущения, порождаемые адап-
кую связь, придающую смысл видимому изображению.                 тивными ответами всего тела, вычерчивают в мозгу хоро-­
                                                                                                                       шо организованную и сбалансированную схему деятель-
Висцеральные  ощущения                                                              ности. Слаженная работа тела и органов чувств позволя-
Во внутренних органах и главных кровеносных сосудах                ет мозгу легко адаптироваться и учиться.
тоже есть рецепторы. Они раздражаются при физической               Вестибулярная система играет в этом процессе объеди-
активности, при изменении скорости кровотока, и, кроме              няющую роль, формируя фундамент взаимоотношений че-
того, на них действуют химические компоненты крови:                 ловека



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.