|
|||
Осмысливая сенсорную интеграциюОсмысливая сенсорную интеграцию Подумайте о том, как сенсорная информация помогает вам разобраться в окружающем мире. Представьте, что вы оказались на незнакомом складе и среди тысяч предметов и материалов должны отыскать какую-то коробку. И тут гаснет свет. Теперь представьте, что сработала сигнализация и из подвешенных к потолку разбрызгивателей забили струи воды. Вы думаете, без помощи зрения и слуха вы могли бы использовать осязание и ощущение положения своего тела в пространстве, чтобы сориентироваться и решить, что делать? Повлиял бы громкий сигнал тревоги и неожиданный душ на вашу способность упорядочить остальные ощущения, которые вы испытали бы в тот момент? Поскольку мы зависим от того, насколько слаженно работают все наши органы чувств, мы можем оказаться в крайне неприятной ситуации, если вдруг лишимся предсказуемой, привычной сенсорной информации. Если какие-либо из органов чувств не доставят нам необходимых данных, мы, возможно, начнем полагаться на иные ощущения, - те, что в обычной обстановке не задействуются. Представив себя на незнакомом складе, можете ли вы предположить, каково будет ваше состояние, лишись вы сенсорной информации, которая в повседневной жизни помогала вам оставаться хладнокровным, организованным и уверенным в своих действиях? Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и непонятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения. 28 ____________________________________________________ У некоторых детей отсутствует организация тактиль- Освоение чтения, письма или математики - ных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться, исключительно сложные процессы, возможные когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции._ сенсорная интеграция у многих детей является причиной В школе ребенку приходится выполнять множество гиперактивности. Иногда ребенка могут раздражать свет разных мелких заданий. Без хорошей сенсорной интегра- или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице ции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ребенка выражение возмущения. ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое, распознавать красный сигнал Проблемы в школе светофора по дороге в школу и т. д. Ребенку, возможно, Бывает, что в домашней обстановке ребенок все делает придется участвовать в спортивных состязаниях наравне хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что про- со сверстниками, обладающими более развитыми сенсо- блема остается незамеченной, а вот учиться в школе ему моторными навыками. Или оставаться собранным, нахо- трудно. Составители образовательных программ часто дясь в группе детей, хотя он едва может сосредоточиться называют чтение, письмо и математику «базовыми пред- даже будучи наедине с учителем. От него могут ждать метами», хотя освоение каждого из них - исключительно быстрых действий, в то время как он способен лишь на сложный процесс, возможный лишь при наличии ста- медленные. Вероятно, он столкнется и с необходимостью бильной сенсорной интеграции. «Небольшое» нарушение запоминать сложносоставные инструкции, когда требует- интеграции в раннем детстве к первому классу может пе- ся сделать две вещи одновременно («отложи книги и возь- рерасти в серьезную проблему. ми карандаш»), хотя он с трудом запоминает даже одну. Родители и учителя ожидают от школьника большего, В классе его постоянно отвлекают внешние звуки, свет, чем от маленького ребенка. Ученик должен не только он теряется при виде множества людей, выполняющих раз- усвоить много нового, но и научиться налаживать отно- ные действия. Его мозг перевозбужден и отвечает слиш- шения с одноклассниками и преподавателями. Если мозг ком активно. Гиперактивный ребенок «прыгает по всему плохо упорядочивает ощущения, ребенку будет нелегко классу» не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг подружиться с кем-либо и поддерживать дружеские отно- выходит из-под контроля. Чрезмерная активность являет- шения. В школе такой ребенок часто испытывает стресс, ся вынужденной реакцией на ощущения, ни организовать, ибо для выполнения заданий ему приходится работать ни выключить которые невозможно. Дезорганизация ра- больше, чем одноклассникам. боты мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание, следовательно, он не способен понять, чему его Что такое сенсорная интеграция? 29 учат. Если ребенок стоит в шеренге, а кто-нибудь случайно бенно если сверстники так ему и говорят. Слова и мысли Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не мо- Нарушение сенсорной интеграции - тяжелое бремя. жет ни объяснить свои проблемы, ни понять происходя- Следует иметь в виду, что нарушение сенсорной интегра- щее, потому что мозговые процессы бессознательны и ции у каждого ребенка выражается по-своему. Даже у ти- контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хоро- пично развивающихся детей время от времени проявля- шо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения ются некоторые из его симптомов. Родителям следует бес- (скажем, конфеты или золотые звезды*), ни наказания не покоиться лишь в том случае, если подобных симптомов помогают мозгу организовать ощущения. Взрослые часто много и проявляются они почти постоянно. Если вы счита- лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его вы- ете, что у вашего ребенка нарушение сенсорной интегра- полнять непосильные задания. ции, отведите его к терапевту - специалисту, имеющему _______________________________________________ теоретическую и практическую подготовку в данной обла- Нарушение сенсорной интеграции сти (см. главу 11). Получая помощь терапевта и поддержку у каждого ребенка выражается по-своему.___________ понимающих родителей, ваш ребенок, скорее всего, будет успешно развиваться, получать удовлетворение от обще- *Золотая звезда - распространенная в некоторых странах фор- задания (в семье). Часть специалистов и родителей подвергают Мы надеемся, что эта книга поможет родителям осознать такую систему поощрений жесткой критике. - Прим. перев. проблемы своего ребенка, связанные с сенсорной интегра- цией, понять, что происходит, и как-то ему помочь. Роди- телям, чей ребенок проходит процедуру оценки или курс 2. Развитие терапии, она разъяснит действия терапевта. Чтобы все это понять, вы должны поразмышлять об ощущениях, сенсорной интеграции: получаемых от тела и действия силы тяжести, от глаз и ушей, о мозге, который упорядочивает эти ощущения от рождения до школы и потом использует их для управления телом и мышлени- ем. Вы также должны наблюдать за детьми и отмечать, что им нравится делать и как. Вначале вам удастся заме- В первые семь лет жизни ребенок учится ощущать свое у обычно развивающихся детей. Не нужно быть специа- и целенаправленными. Улучшается также и артикуляция. листом, чтобы увидеть, как у ребенка упорядочиваются Упорядочивая ощущения, ребенок обретает контроль над сенсомоторные процессы. Все, что требуется сделать, - это эмоциями. Привыкает оставаться собранным на протяже- наблюдать за ним и другими детьми в течение дня. Вы не нии более продолжительного времени. Некоторые ситуа- можете видеть, как работает мозг, зато можете наблюдать ции, неприятные для младенца, ребенку постарше при- поведение, которое отражает мозговую активность. носят удовлетворение и чему-то его учат. _________________________________________________ Функции, связанные с сенсорной интеграцией, Организация посредством адаптивных ответов развиваются в естественном порядке... Наилучшую возможность для сенсомоторной организа- Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее.____ ции дают адаптивные ответы на ощущения. Адаптивный ответ - это ситуация, когда человек реагирует на то, что происходит с его телом или в окружающем мире, творче- Основы развития ребенка ски или с пользой для себя. Слыша звук, мы поворачиваем голову - посмотреть, что происходит. Кто-то толкает нас, и В основе развития всех детей лежат одни и те же законы. мы, учитывая свой вес, балансируем, чтоб не упасть. Поло- Самый общий из них связан с организацией. Большин- жите младенца на живот, и он приподнимет и повернет го- ство действий ребенка в первые семь лет жизни является лову, чтобы было легче дышать. Одевание, игра и катание частью одного процесса - процесса организации ощуще- на велосипеде требуют множества адаптивных ответов. ний в нервной системе. _________________________________________________ Младенец видит, слышит и ощущает свое тело, однако Детям от природы свойственно получать удовольствие правильно организовать эти ощущения не в состоянии, от того, что вынуждает их испытывать новые ощущения поэтому большинство из них не несет для него большого и развивать новые двигательные функции._____________ предмет или что означают звуки; трогая предмет, не чув- Мы адаптируемся к ощущениям. Но прежде чем наше ствует его форму, не знает, где находится его тело по отно- тело сможет выдать адаптивный ответ, мы должны орга- шению ко всему остальному. По мере того как младенец низовать ощущения, полученные от тела и окружающей начинает испытывать ощущения, его мозг учится их упо- среды. Мы можем адаптироваться к ситуации, только ес- рядочивать, понимать, концентрировать внимание на кон- ли наш мозг знает, какова эта ситуация. Если ребенок де- кретных ощущениях и игнорировать остальные. Движе- монстрирует адаптивные ответы, значит, его мозг эффек- ния неуклюжие и резкие, позднее становятся плавными тивно организует ощущения. Чтобы кататься на велосипеде, ребенок должен ощущать действие силы тяжести и движения собственного тела. 32 Кроме того, каждый адаптивный ответ рождает но- вые ощущения и способствует их интеграции. Хорошо организованный адаптивный ответ добавляет порядка в работу мозга. Чтобы интегрировать ощущения, ребенку необходимо к ним адаптироваться. Качаясь на качелях, ребенок перемещает свое тело в ответ на вестибулярные и двигательные ощущения, и перемещение помогает моз- гу их упорядочить. Никто не в силах дать адаптивный от- вет за ребенка, он должен сделать это сам. К счастью, де- тям по природе свойственно получать удовольствие от всего того, что вынуждает их испытывать новые ощуще- ния и развивать новые двигательные функции. Им инте- ресно интегрировать ощущения и формировать адаптив- ные ответы. Наблюдая за ребенком, катающимся на велосипеде, вы увидите, как сенсорный опыт вызывает адаптивные ответы, которые, в свою очередь, способствуют сенсорной интеграции. Чтобы удержать в состоянии равновесия свое тело и велосипед, необходимо ощущать действие си- лы тяжести и движение тела. Как только центр тяжести сдвигается и ребенок начинает падать, его мозг интегри- рует ощущения от падения и формирует адаптивный от- вет. В данном случае ответ подразумевает перераспреде- ление веса тела для поддержания равновесия. Если этого адаптивного ответа не последует или же он будет медленным, ребенок упадет с велосипеда. Постоянные неудач- ные попытки сформировать адаптивный ответ - из-за невозможности получить «качественную», точную информацию от тела, - могут привести к тому, что ребенок станет избегать катания на велосипеде.
Развитие сенсорной интеграции: от рождения до школы Управление велосипедом требует дополнительных адаптивных ответов. Понять, где - по отношению, скажем, к дереву - находится твое тело и велосипед, можно, толь- ко если мозг интегрирует зрительные ощущения с теле- сными и вестибулярными. Затем он должен с их помощью спланировать, как объехать дерево. Чем быстрее едет ве-лосипед, тем сильнее должна быть сенсорная стимуляция и точнее адаптивные ответы. Если ребенок въехал в дерево, значит, его мозг не интегрировал ощущения или же сделал это не так быстро, как требовалось. Когда после успешного катания ребенок слезает с велосипеда, его мозг уже знает о силе тяжести, пространстве вокруг тела и о том, как тело двигается, больше, чем знал до катания. Поэтому ездить на велосипеде с каждым разом становится все легче. Так развивается сенсорная интеграция. Внутреннее побуждение У всех детей имеется мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию. Нам не приходится заставлять их ползать, или стоять, или карабкаться: сама природа направляет действия ребенка. Понаблюдайте, как ребенок обследует окружающий мир в поиске возможностей для своего развития и как снова и снова пы- тается что-то сделать, пока не достигнет успеха. Без этого внутреннего стремления к сенсорной интеграции никто из нас не смог бы развиваться. Поскольку наше внутрен- нее побуждение столь сильно, мы считаем большинство элементов сенсорной интеграции чем-то само собой разумеющимся. Природа человека «автоматически» забо- тится о них. 3 Ребенок и сенсорная интеграция _______________________________________________________ У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию._____________________ Стандартные блоки В процессе последовательного развития ребенок исполь- зует любой вид активности, чтобы сформировать «кирпи- чики», или блоки, которые потом лягут в фундамент бо- лее сложных и зрелых этапов развития. Он непрерывно объединяет одни функции, чтобы сформировать другие, уже более упорядоченные. Повторяет много раз одни и те же действия, шлифуя таким образом каждый отдельно взятый сенсорный и двигательный элемент. Иногда, пре- жде чем попробовать что-то новое, он возвращается к уже пройденным этапам и повторяет их. Блоки, формирующие ходьбу, заметить легко: чтобы научиться сидеть, необхо- димо научиться держать голову прямо, чтобы пойти на двух ногах, надо прежде научиться ползать на четверень- ках. Ощущения тоже развиваются последовательно и бло- ками, хотя заметить это куда сложнее. В первую очередь ребенок развивает те ощущения, которые «рассказывают» ему о его теле и действии на него гравитационного поля Земли, - именно они станут кирпичиками, с помощью ко- торых позднее сформируются зрительные и слуховые ощу- щения, нужные для определения расстояния до предме- тов. Зрительное восприятие, необходимое для чтения, яв- ляется конечным результатом - зданием, построенным из множества блоков, появляющихся благодаря сенсомотор- ной активности в младенчестве и раннем детстве. То же самое относится и к научным способностям, и к формиро-
ванию поведения и эмоциональной сферы. Все покоится на фундаменте сенсомоторного развития. __________________________________________________ Ребенок использует любой вид активности, чтобы сформировать «кирпичики», или блоки, которые потом лягут в фундамент более сложных и зрелых этапов развития.____
|
|||
|