Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Осмысливая сенсорную интеграцию



Осмысливая сенсорную интеграцию

Подумайте о том, как сенсорная информация помогает вам

разобраться в окружающем мире. Представьте, что вы

оказались на незнакомом складе и среди тысяч предметов

и материалов должны отыскать какую-то коробку. И тут


гаснет свет. Теперь представьте, что сработала сигнализа­ция и из подвешенных к потолку разбрызгивателей забили струи воды. Вы думаете, без помощи зрения и слуха вы могли бы использовать осязание и ощущение положения своего тела в пространстве, чтобы сориентироваться и ре­шить, что делать? Повлиял бы громкий сигнал тревоги и не­ожиданный душ на вашу способность упорядочить осталь­ные ощущения, которые вы испытали бы в тот момент?

Поскольку мы зависим от того, насколько слаженно рабо­тают все наши органы чувств, мы можем оказаться в край­не неприятной ситуации, если вдруг лишимся предсказуе­мой, привычной сенсорной информации. Если какие-либо из органов чувств не доставят нам необходимых данных, мы, возможно, начнем полагаться на иные ощущения, - те, что в обычной обстановке не задействуются. Представив себя на незнакомом складе, можете ли вы предположить, каково будет ваше состояние, лишись вы сенсорной ин­формации, которая в повседневной жизни помогала вам оставаться хладнокровным, организованным и уверенным

в своих действиях?

Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок                   не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, ак­куратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и не­понятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому,              что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения.


                                                         28

                                                                                                                            ____________________________________________________

У некоторых детей отсутствует организация тактиль-         Освоение чтения, письма или математики -

ных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться,            исключительно сложные процессы, возможные

когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать            лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции._
всяких контактов, держась в стороне от людей. Слабая

сенсорная интеграция у многих детей является причиной         В школе ребенку приходится выполнять множество

гиперактивности. Иногда ребенка могут раздражать свет         разных мелких заданий. Без хорошей сенсорной интегра-

или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице             ции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке

ребенка выражение возмущения.                                                 ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться

                                                                                                                  с одного задания на другое, распознавать красный сигнал

Проблемы в школе                                                                      светофора по дороге в школу и т. д. Ребенку, возможно,

Бывает, что в домашней обстановке ребенок все делает           придется участвовать в спортивных состязаниях наравне

хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что про-      со сверстниками, обладающими более развитыми сенсо-

блема остается незамеченной, а вот учиться в школе ему         моторными навыками. Или оставаться собранным, нахо-

трудно. Составители образовательных программ часто            дясь в группе детей, хотя он едва может сосредоточиться

называют чтение, письмо и математику «базовыми пред-         даже будучи наедине с учителем. От него могут ждать

метами», хотя освоение каждого из них - исключительно         быстрых действий, в то время как он способен лишь на

сложный процесс, возможный лишь при наличии ста-               медленные. Вероятно, он столкнется и с необходимостью

бильной сенсорной интеграции. «Небольшое» нарушение        запоминать сложносоставные инструкции, когда требует-

интеграции в раннем детстве к первому классу может пе-        ся сделать две вещи одновременно («отложи книги и возь-

рерасти в серьезную проблему.                                                   ми карандаш»), хотя он с трудом запоминает даже одну.

Родители и учителя ожидают от школьника большего,        В классе его постоянно отвлекают внешние звуки, свет,

чем от маленького ребенка. Ученик должен не только              он теряется при виде множества людей, выполняющих раз-

усвоить много нового, но и научиться налаживать отно-           ные действия. Его мозг перевозбужден и отвечает слиш-

шения с одноклассниками и преподавателями. Если мозг         ком активно. Гиперактивный ребенок «прыгает по всему

плохо упорядочивает ощущения, ребенку будет нелегко          классу» не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг

подружиться с кем-либо и поддерживать дружеские отно-       выходит из-под контроля. Чрезмерная активность являет-

шения. В школе такой ребенок часто испытывает стресс,         ся вынужденной реакцией на ощущения, ни организовать,

ибо для выполнения заданий ему приходится работать             ни выключить которые невозможно. Дезорганизация ра-

больше, чем одноклассникам.                                                      боты мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать

                                                                                                внимание, следовательно, он не способен понять, чему его


Что такое сенсорная интеграция?         29

учат. Если ребенок стоит в шеренге, а кто-нибудь случайно    бенно если сверстники так ему и говорят. Слова и мысли
толкает его, он может разозлиться или ударить. Злость и         бессильны организовать работу мозга. Однако ощущения
удар никак не связаны с личными отношениями: это спон-       и адаптивные ответы могут это сделать и тем самым по-­
тайные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка.        высить самооценку.

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не мо-         Нарушение сенсорной интеграции - тяжелое бремя.

жет ни объяснить свои проблемы, ни понять происходя-          Следует иметь в виду, что нарушение сенсорной интегра-

щее, потому что мозговые процессы бессознательны и             ции у каждого ребенка выражается по-своему. Даже у ти-

контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хоро-        пично развивающихся детей время от времени проявля-

шо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения              ются некоторые из его симптомов. Родителям следует бес-

(скажем, конфеты или золотые звезды*), ни наказания не         покоиться лишь в том случае, если подобных симптомов

помогают мозгу организовать ощущения. Взрослые часто       много и проявляются они почти постоянно. Если вы счита-

лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его вы-            ете, что у вашего ребенка нарушение сенсорной интегра-

полнять непосильные задания.                                                     ции, отведите его к терапевту - специалисту, имеющему

_______________________________________________                   теоретическую и практическую подготовку в данной обла-

Нарушение сенсорной интеграции                                                   сти (см. главу 11). Получая помощь терапевта и поддержку

у каждого ребенка выражается по-своему.___________                  понимающих родителей, ваш ребенок, скорее всего, будет

                                                                                                                 успешно развиваться, получать удовлетворение от обще-
Сталкиваясь с такими ситуациями несколько лет под-               ния с окружающими и вносить посильный вклад в обще-
ряд, ребенок начинает замечать, что отличается от                   ство, несмотря на возможные трудности, связанные с раз-
остальных. Он может осознавать, что в каком-то смысле          витием определенных навыков и функций. Переберите в
он навсегда останется «другим». Отсутствие деликатной         уме всех взрослых знакомых, и вы увидите, что каждому
родительской поддержки чревато формированием у ре-           из них довелось испытать затруднения в процессе усвоения
бенка низкой самооценки («я плохой», «я глупый»), осо-          знаний или адаптации. Однако большинство из нас спо-­
                                                                                                                  собно обходиться и без идеальной сенсорной интеграции.

*Золотая звезда - распространенная в некоторых странах фор-­
ма поощрения ребенка за выполнение ожидаемых от него дей­-
ствий в школе или в семье. Прикрепляется на стенде или стене               Зачем была написана эта книга
и т. д. напротив имени ребенка (в школе) или выполненного им

задания (в семье). Часть специалистов и родителей подвергают             Мы надеемся, что эта книга поможет родителям осознать

такую систему поощрений жесткой критике. - Прим. перев.                    проблемы своего ребенка, связанные с сенсорной интегра-


цией, понять, что происходит, и как-то ему помочь. Роди-

телям, чей ребенок проходит процедуру оценки или курс         2. Развитие

терапии, она разъяснит действия терапевта. Чтобы все                 

это понять, вы должны поразмышлять об ощущениях,              сенсорной интеграции:

получаемых от тела и действия силы тяжести, от глаз

и ушей, о мозге, который упорядочивает эти ощущения           от рождения до школы

и потом использует их для управления телом и мышлени­-                                         ем. Вы также должны наблюдать за детьми и отмечать,

что им нравится делать и как. Вначале вам удастся заме-         В первые семь лет жизни ребенок учится ощущать свое
тить лишь некоторые проявления сенсорной интеграции,         тело и окружающий мир, «обретать почву под ногами» и
но со временем вы научитесь видеть больше. Даже спустя       эффективно перемещаться в этом мире. Он узнаёт, что
годы наблюдений за этим процессом у детей терапевты            означают разные звуки, учится разговаривать сам. При-
продолжают открывать новые аспекты нарушения сен-             обретает навыки взаимодействия с физическими силами
сорной интеграции.                                                                       нашей планеты, а также с многочисленными предметами
В следующей главе мы рассмотрим разные виды ак-                 (мебелью, одеждой, обувью, столовыми приборами, игруш-
тивности детей, чтобы понять, как развивается сенсорная         ками, карандашами, книгами) и, конечно же, с другими
интеграция. В 3-й главе мы поговорим о мозге, ибо имен-        людьми. Каждый из перечисленных объектов дает ребен-
но там зарождается нарушение и именно он изменяется в         ку некую сенсорную информацию, и, чтобы ее использо-
процессе терапии. В главах с 4-й по 9-ю мы подробно рас-       вать и эффективно взаимодействовать с миром, ребенок
сказываем о различных видах сенсорных нарушений.               должен развивать сенсорную интеграцию.
Глава 10 прольет свет на сам терапевтический процесс,           Функции, связанные с сенсорной интеграцией, разви-
разработанный для улучшения функций мозга, связан-             ваются в естественном порядке, и у всех детей их разви­-
ных с сенсорной интеграцией. Последней главе отводится       тие идет в определенной последовательности. Одни дети
роль «домашнего помощника», который поможет вам              развиваются быстрее, другие медленнее, однако все идут
тоньше понимать своего ребенка и работать с ним в до-           в основном по одному и тому же пути. Значительное от-
машней обстановке.                                                                      клонение от обычной последовательности в развитии сен­-
                                                                                                                 сорной интеграции позднее приводит к появлению про-­
                                                                                                                 блем в других сферах жизни.
* Комментарий эксперта Мери Шнейдер к темам, поднятым                        В этой главе мы описываем самые важные этапы раз-
в этой главе, см. в Приложении А.                                                        вития сенсорной интеграции, какой ее можно наблюдать


у обычно развивающихся детей. Не нужно быть специа-           и целенаправленными. Улучшается также и артикуляция.

листом, чтобы увидеть, как у ребенка упорядочиваются           Упорядочивая ощущения, ребенок обретает контроль над

сенсомоторные процессы. Все, что требуется сделать, - это     эмоциями. Привыкает оставаться собранным на протяже-

наблюдать за ним и другими детьми в течение дня. Вы не        нии более продолжительного времени. Некоторые ситуа-

можете видеть, как работает мозг, зато можете наблюдать       ции, неприятные для младенца, ребенку постарше при-

поведение, которое отражает мозговую активность.                  носят удовлетворение и чему-то его учат.

_________________________________________________

Функции, связанные с сенсорной интеграцией,                                Организация посредством адаптивных ответов

развиваются в естественном порядке...                                          Наилучшую возможность для сенсомоторной организа-

Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее.____               ции дают адаптивные ответы на ощущения. Адаптивный

ответ - это ситуация, когда человек реагирует на то, что               происходит с его телом или в окружающем мире, творче-

Основы развития ребенка                                                            ски или с пользой для себя. Слыша звук, мы поворачиваем

                                                                                                голову - посмотреть, что происходит. Кто-то толкает нас, и

В основе развития всех детей лежат одни и те же законы.         мы, учитывая свой вес, балансируем, чтоб не упасть. Поло-

Самый общий из них связан с организацией. Большин-             жите младенца на живот, и он приподнимет и повернет го-

ство действий ребенка в первые семь лет жизни является         лову, чтобы было легче дышать. Одевание, игра и катание

частью одного процесса - процесса организации ощуще-          на велосипеде требуют множества адаптивных ответов.

ний в нервной системе.                                                                                                        _________________________________________________

Младенец видит, слышит и ощущает свое тело, однако       Детям от природы свойственно получать удовольствие

правильно организовать эти ощущения не в состоянии,            от того, что вынуждает их испытывать новые ощущения

поэтому большинство из них не несет для него большого        и развивать новые двигательные функции._____________
смысла. Он не может определить, далеко ли находится                

предмет или что означают звуки; трогая предмет, не чув-        Мы адаптируемся к ощущениям. Но прежде чем наше

ствует его форму, не знает, где находится его тело по отно-    тело сможет выдать адаптивный ответ, мы должны орга-

шению ко всему остальному. По мере того как младенец         низовать ощущения, полученные от тела и окружающей

начинает испытывать ощущения, его мозг учится их упо-         среды. Мы можем адаптироваться к ситуации, только ес-

рядочивать, понимать, концентрировать внимание на кон-       ли наш мозг знает, какова эта ситуация. Если ребенок де-

кретных ощущениях и игнорировать остальные. Движе-           монстрирует адаптивные ответы, значит, его мозг эффек-

ния неуклюжие и резкие, позднее становятся плавными            тивно организует ощущения.


Чтобы кататься на велосипеде, ребенок должен ощущать действие силы тяжести и движения собственного тела.


      32

Кроме того, каждый адаптивный ответ рождает но­-           вые ощущения и способствует их интеграции. Хорошо организованный адаптивный ответ добавляет порядка в работу мозга. Чтобы интегрировать ощущения, ребенку необходимо к ним адаптироваться. Качаясь на качелях, ребенок перемещает свое тело в ответ на вестибулярные                 и двигательные ощущения, и перемещение помогает моз-            ­гу их упорядочить. Никто не в силах дать адаптивный от-           ­вет за ребенка, он должен сделать это сам. К счастью, де­-         тям по природе свойственно получать удовольствие от                всего того, что вынуждает их испытывать новые ощуще-                 ­ния и развивать новые двигательные функции. Им инте-­ ресно интегрировать ощущения и формировать адаптив-          ­ные ответы.

Наблюдая за ребенком, катающимся на велосипеде,                 вы увидите, как сенсорный опыт вызывает адаптивные ответы, которые, в свою очередь, способствуют сенсорной интеграции. Чтобы удержать в состоянии равновесия                   свое тело и велосипед, необходимо ощущать действие си-         ­лы тяжести и движение тела. Как только центр тяжести сдвигается и ребенок начинает падать, его мозг интегри­-       рует ощущения от падения и формирует адаптивный от-          ­вет. В данном случае ответ подразумевает перераспреде­-  ление веса тела для поддержания равновесия. Если этого адаптивного ответа не последует или же он будет медлен­ным, ребенок упадет с велосипеда. Постоянные неудач­-          ные попытки сформировать адаптивный ответ - из-за не­возможности получить «качественную», точную информа­цию от тела, - могут привести к тому, что ребенок станет избегать катания на велосипеде.


 

Развитие сенсорной интеграции: от рождения до школы   

Управление велосипедом требует дополнительных адаптивных ответов. Понять, где - по отношению, скажем,                    к дереву - находится твое тело и велосипед, можно, толь­-               ко если мозг интегрирует зрительные ощущения с теле­-               сными и вестибулярными. Затем он должен с их помощью спланировать, как объехать дерево. Чем быстрее едет ве­-лосипед, тем сильнее должна быть сенсорная стимуляция                    и точнее адаптивные ответы. Если ребенок въехал в де­рево, значит, его мозг не интегрировал ощущения или же                        сделал это не так быстро, как требовалось. Когда после успешного катания ребенок слезает с велосипеда, его мозг                  уже знает о силе тяжести, пространстве вокруг тела и                                           о том, как тело двигается, больше, чем знал до катания.  Поэтому ездить на велосипеде с каждым разом становит­ся                   все легче. Так развивается сенсорная интеграция.

Внутреннее  побуждение

У всех детей имеется мощное внутреннее побуждение   развивать сенсорную интеграцию. Нам не приходится заставлять их ползать, или стоять, или карабкаться: сама природа направляет действия ребенка. Понаблюдайте,                      как ребенок обследует окружающий мир в поиске воз­можностей для своего развития и как снова и снова пы­-            тается что-то сделать, пока не достигнет успеха. Без этого внутреннего стремления к сенсорной интеграции никто                        из нас не смог бы развиваться. Поскольку наше внутрен-              ­нее побуждение столь сильно, мы считаем большинство элементов сенсорной интеграции чем-то само собой ра­зумеющимся. Природа человека «автоматически» забо­-                тится о них.

3  Ребенок и сенсорная интеграция


_______________________________________________________

У всех детей есть мощное внутреннее побуждение                      развивать сенсорную интеграцию._____________________

Стандартные блоки

В процессе последовательного развития ребенок исполь­-                зует любой вид активности, чтобы сформировать «кирпи-         ­чики», или блоки, которые потом лягут в фундамент бо­-                  лее сложных и зрелых этапов развития. Он непрерывно объединяет одни функции, чтобы сформировать другие,                       уже более упорядоченные. Повторяет много раз одни и                      те же действия, шлифуя таким образом каждый отдельно                       взятый сенсорный и двигательный элемент. Иногда, пре­-                   жде чем попробовать что-то новое, он возвращается к уже пройденным этапам и повторяет их. Блоки, формирующие ходьбу, заметить легко: чтобы научиться сидеть, необхо­-               димо научиться держать голову прямо, чтобы пойти на                           двух ногах, надо прежде научиться ползать на четверень-                ках. Ощущения тоже развиваются последовательно и бло-            ками, хотя заметить это куда сложнее. В первую очередь                ребенок развивает те ощущения, которые «рассказывают»                    ему о его теле и действии на него гравитационного поля                  Земли, - именно они станут кирпичиками, с помощью ко-            торых позднее сформируются зрительные и слуховые ощу- щения, нужные для определения расстояния до предме­-                  тов. Зрительное восприятие, необходимое для чтения, яв-           ляется конечным результатом - зданием, построенным из множества блоков, появляющихся благодаря сенсомотор-            ной активности в младенчестве и раннем детстве. То же                  самое относится и к научным способностям, и к формиро-


 

ванию поведения и эмоциональной сферы. Все покоится  на фундаменте сенсомоторного развития.

__________________________________________________

Ребенок использует любой вид активности, чтобы сформи­ровать «кирпичики», или блоки, которые потом лягут в фундамент более сложных и зрелых этапов развития.____



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.