|
|||||
История Брэндона. Брэндон нередко выглядел отчаявшимся, злым и грустным. Всем, кто с ним общался, он казался способным мальчишкой, но на самом деле уже с первых школьных дней учиться ему было трудно. Брэндону хотелось играть с друзьями в футбол и бейсбол,Стр 1 из 5Следующая ⇒
сенсорная интеграция и мозг История Брэндона Брэндон нередко выглядел отчаявшимся, злым и грустным. Всем, кто с ним общался, он казался способным мальчишкой, но на самом деле уже с первых школьных дней учиться ему было трудно. Брэндону хотелось играть с друзьями в футбол и бейсбол, однако стоило ему присоединиться к игре, как он сразу начинал чувствовать себя неловким увальнем и неудачником. Мать подозревала, что с сыном что-то не так: он с самого рождения явно отличался от двух других ее детей. Она рассказала о своих тревогах врачу-педиатру, но тот, осмотрев Брэндона, заключил, что мальчик здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Хотя члены семьи полагали, что с Брзндоном просто надо быть построже, мать видела, что сын не в состоянии полностью контролировать себя. Брэндон часто натыкался на предметы, ломал игрушки, ронял еду, но как будто не нарочно: он смущался, когда такое случалось. Однажды его мать поделилась своими сомнениями с одной из соседок. Та посоветовала прочесть книгу «Сенсорная интеграция и ребенок» - когда-то эта книга помогла ее сестре разобраться в поведении своего ребенка, у которого были похожие проблемы. _____________________________________________________________________________________________________________________________________ Внимательнее относясь к функциям сенсорной интеграции своего ребенка, вы можете помочь ему стать счастливее. _____________________________________________________________________________________________________________________________________ 19
Специалисты, не имеющие специальной подготовки, 1. Что такое как правило, не распознают нарушение сенсорной инте- сенсорная интеграция ? грации, если только оно не принимает тяжелых форм. В знакомство с понятием медицинских учебных заведениях изучают мозг, поэтому можно предположить, что врачи знакомы с сенсорными нарушениями. Однако педиатры, семейные врачи и пси- хиатры обычно уделяют внимание другим аспектам здо- ко. А вот причины трудностей с учебой или плохого по- и учителя школ тоже могут не понимать природу пробле- ведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения мы. У родителей, проводящих со своими детьми много нередко являются следствием неадекватной сенсорной времени, больше шансов ее заметить, но у них, как пра- интеграции в мозгу ребенка. Они встречаются у детей вило, нет специальных познаний о нервной системе, и по- по всему миру и приводят к тому, что способные ребята тому им трудно разобраться в том, что происходит в мозгу плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмо- ребенка. тря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу Мы особенно и не задумываемся о том, что мозг управ- в семье. ляет всеми видами активности, телесной и умственной. В силу своей неочевидности и серьезности эти пробле- Эта книга поможет читателю по-новому взглянуть на обу- мы требуют объяснения. Немногие из нас задумываются чение и поведение, понять некоторые аспекты жизни че- о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и инте- ловека, о которых большинство из нас не догадывается. грация мало кому знакомы. У большинства людей сенсор- Расскажет о двух видах ощущений - вестибулярных и ная интеграция происходит «автоматически», поэтому проприоцептивных, - существующих наряду со зрением, мы считаем ее чем-то само собой разумеющимся, подобно, слухом, вкусом, обонянием и осязанием, известными всем например, сердцебиению или перевариванию пищи. со школьной скамьи.
_________________________________________________ Разобравшись, как у вашего ребенка происходит сен- _________________________________________________ ям своего ребенка, связанным с сенсорной интеграцией, 20
Немного о словах ют столь же важную роль в помощи детям, как матери и специалисты-женщины. имеют значения, понятные лишь определенному кругу Нервная система представляет собой сеть взаимосвя- людей, для остальных же они могут значить нечто совсем занных нервных клеток, расположенных по всему телу. иное или даже вовсе не иметь смысла. Употребляя слова, Плотное скопление нервных клеток внутри черепа обра- мы будем уточнять их значение, чтобы вы нас лучше по- зует головной мозг. Пучки нервных клеток, расположен- нимали. Если вы не знаете значений слов, которые мы ных вдоль позвоночника, называются спинным мозгом. употребляем, вы не сможете понять и наших идей. Итак, Взятые вместе, головной мозг и спинной мозг называют- давайте поговорим о словах. ся центральной нервной системой. Отростки нервных В этой книге, говоря «он», мы будем иметь в виду ре- клеток располагаются и за пределами центральной нерв- бенка, а «она» будет относиться к родителю, учителю или ной системы - в коже, мышцах, суставах, внутренних ор- терапевту. Мы делаем это только для того, чтобы облег- ганах и органах чувств (подробнее см. в главе 3). чаев «он» может относиться как к мальчику, так и к де- переводной, когда речь идет о чем-либо, связанном с нерв- вочке. И безусловно, отцы и специалисты-мужчины игра- ной системой, вместо «невро-» нередко пишут и говорят «нейро-». Иногда «невро-» «резервируют» для практической Ощущения вызываются раздражителями, которые, посылая определенные сигналы, стимулируют или акти- визируют нервные клетки и запускают нервные процес- сигналами стимулируются нервные клетки ваших глаз и запускаются сенсорные процессы в вашем мозгу. Звуко- Что такое сенсорная интеграция? 21 вая вибрация, прикосновение к коже, запах, мышечная месте, острые предметы режут, а действия имеют конкрет- активность и сила тяжести - примеры раздражителей, ные последствия. Физические взаимодействия - это взаи- вызывающих ощущения. моотношения, подчиняющиеся незыблемым законам фи- Интеграция - это вид организации чего-либо. Инте- зики. Ребенок, читающий книгу, взаимодействует с ней как грировать - значит собрать или организовать разные ча- физически, так и ментально (умственно). Физическое взаи- сти в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части модействие заключается в том, что он удерживает книгу, работают слаженно, как одна система. Центральная нерв- не давая ей упасть под действием силы тяжести, держит ная система, и особенно головной мозг, устроены так, что прямо голову, направляя взгляд на строки, и фиксирует в они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсор- мозгу наличие темных знаков на белом фоне. Умственная ной информации в целостную систему. активность состоит в складывании из этих знаков слогов, Нервные клетки действительно общаются друг с дру- слов и фраз, а также в обдумывании смысла предложений. Слово физический относится ко всему, что можно из- миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусоч- мерить в области массы, энергии, пространства и времени. ки сенсорной информации - и не только от глаз или ушей, Сила тяжести, расстояние, форма, свет, вибрация, движе- но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, ние и прикосновение - физические явления; мысли и вос- которое фиксирует действие силы тяжести и перемеще- поминания к физическим явлениям не относятся, хотя они ния нашего тела по отношению к земле. среда - это мир, в котором предметы падают вниз, двига- Регулирование дорожного движения ются, только если их толкнули или потянули на себя, в ко- Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или тором тяжелые предметы трудно сдвинуть с места, две ве- вести себя подобающим образом, мозг должен организовать щи не могут находиться одновременно в одном и том же все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область
22 соответствующих ощущений, сортирует и располагает их лением. Однако, если сенсорные процессы не упорядоче- в определенном порядке, подобно регулировщику, направ- ны, переварить ощущения и напитать мозг невозможно. ляющему движение машин. Когда ощущения текут орга- __________________________________________________ низованно, или интегрированно, мозг может использовать Ощущения можно уподобить пище для мозга: их для формирования восприятия, поведения, а также для они доставляют ему знания, необходимые для управления процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, телом и мышлением.___________________________________ жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке. Сенсорная интеграция Составление целого из частей - является бессознательным процессом, происходящим Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаи- в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не заду- ку» из кусочков. Представьте, как вы чистите и едите мываемся о дыхании); апельсин. Вы ощущаете апельсин глазами, носом, ртом, - организует информацию, полученную с помощью органов кожей ладоней, мышцами и суставами кистей рук. Отку- чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, да вам известно, что это один-единственный апельсин, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); а не много разных? Что заставляет ваши десять пальцев - наделяет значением испытываемые нами ощущения, и две руки работать слаженно? Все ощущения от апельси- фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует скон-на и все ощущения, полученные от кистей рук, каким-то центрироваться (например, слушать учителя и не обра- образом собираются в мозгу вместе, и эта интеграция щать внимания на уличный шум); позволяет мозгу ощутить апельсин как единое целое - позволяет нам осмысленно действовать и реагировать и использовать руки для очистки апельсина. на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ); - формирует базу для теоретического обучения и социаль- Ощущения и значение ного поведения. Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов. Химические реакции, идущие в нашей нерв- -
Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». При таких действиях как поедание апельсина потоки информации, поступающей от глаз, носа, рта, кожи, мышц и суставов, сливаются в единое целое, формируя целостное восприятие ситуации.
импульсы в значимые (имеющие смысл) формы и взаимоотношения. Когда мы смотрим на апельсин, наш мозг интегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы воспринимаем цвет и форму фрукта. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются, и благодаря этому мы узнаём, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах.
Сенсорная интеграция и жизнь Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Младенец научится ползать и вставать, только если в его мозгу будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция, что и происходит в первый год жизни. _________________________________________________ Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.______
23 Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ибо ребенок организует не только свои зрительные и слу- ховые ощущения, но и ощущение собственного тела и дей- ствия силы тяжести. Чтение требует весьма сложной ин- теграции ощущений, поступающих от глаз, ушей и мышц шеи, а также от особого чувствительного органа во вну- треннем ухе. У танцоров и гимнастов отлично развита интеграция телесных и вестибулярных ощущений, поэто- му их движения красивы и точны. Работа художников и ремесленников зависит от интеграции ощущений, полу- ченных от глаз и рук. У спокойных и жизнерадостных лю- дей интеграция нервной системы, как правило, хорошая. Большинству же из нас приходится довольствоваться «средненькой» интеграцией. В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Несмотря на то что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется разви- вать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физиче- ских задач, с которыми человек сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной инте- грации дает адаптивный ответ. __________________________________________________ Ребенок должен развивать сенсорную интеграцию, по- разному взаимодействуя с окружающим миром._________
Адаптивные ответы Адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправлен- ный отклик на ощущения. Младенец видит погремушку и тянется за ней. Попытка дотянуться до погремушки и
Играя, ребенок приобретает элементарные навыки, кото- рые позднее по- могут ему раз- вить сложные навыки и успеш- но справляться с проблемами. есть адаптивный ответ. Простое бесцельное махание руками таковым не является. Когда ребенок осознает, что погремушка слишком далеко, и ползет к ней, мы уже имеем дело с более сложным адаптивным ответом. Посредством адаптивных ответов мы справляемся с задачами и узнаем что-то новое. Вместе с тем формирование такого ответа помогает мозгу развиваться и организовывать самого себя. Большинству взрослых это кажется всего лишь игрой. Однако игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки. Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с ее помощью, вероятнее всего, на- учится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас.
Устройство для обработки ощущений Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предме- ты и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют ско- рее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития. По мере взросления некоторые сенсомоторные процес- сы замещаются ментальными и социальными навыками. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровожда- ющей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных про- цессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки. _________________________________________________ Сенсорная интеграция, необходимая для движения, гово- рения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Что такое сенсорная интеграция? 25 А нам интересно! вится больше, а вот результаты усилий менее заметны и ______________________________________________ Пока мы не знаем способов измерить возникающие в «Интересно» - это «детское» определение сенсорной мозгу нарушения. Нарушение сенсорной интеграции не интеграции.____________________________________ похоже на другие проблемы со здоровьем. Химический дисбаланс, вирусные инфекции, изменение показателей крови и патологии тканей можно измерить в лаборато- рии. Сбой в сенсорной интеграции вычленить куда слож- Нарушение сенсорной интеграции- это... нее. Мы наблюдаем, как ребенок играет и действует, как выполняет стандартные тесты, и на основе этого пытаем-
столкнется с трудностями в усвоении навыков чтения или письма. Родители, у которых несколько детей, или же родители с хорошо развитой интуицией могут заметить, что с ребенком что-то не в порядке, однако сформулировать проблему им трудно. Они задаются вопросом «Откуда проблема, если вроде все в порядке?», или «Почему он так плаксив?», или «Почему он такой упрямый?». Помочь ответить на подобные вопросы может терапевт, прошедший теоретическую и практическую подготовку в области сенсорной интеграции.
Некоторые ранние симптомы Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников. Возможно, потом им труднее будет учиться завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде. Бывает и так, что младенцы со слабой сенсорной интеграцией развиваются соответственно возрасту, а с проблемами сталкиваются лишь спустя какое-то время. Они могут неловко двигаться, запинаться во время бега, быть неуклюжими и часто падать или спотыкаться. Но неуклюжесть не всегда вызвана слабой сенсорной интеграцией: причина может крыться и в плохой работе двигательных нервов или мышц. У ребенка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в сложные. идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует. Он пропускает детали или не понимает действий других детей. Не соблазняется играми, популярными у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипуляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Одна из распространенных проблем - задержка речевого развития - может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не
сенсорная интеграция? Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок выполняет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать: например, плохо режет бумагу ножницами. слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят сказать, однако не справляются с артикуляцией.
|
|||||
|