Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История Брэндона. Брэндон нередко выглядел отчаявшимся, злым и грустным. Всем, кто с ним общался, он казался способным мальчишкой, но на самом деле уже с первых школьных дней учиться ему было трудно. Брэндону хотелось играть с друзьями в футбол и бейсбол,



 

сенсорная интеграция и мозг


История Брэндона

Брэндон нередко выглядел отчаявшимся, злым и грустным. Всем, кто с ним общался, он казался способным мальчишкой, но на самом деле уже с первых школьных дней учиться ему было трудно. Брэндону хотелось играть с друзьями в футбол и бейсбол, однако стоило ему присоединиться к игре, как он сразу начинал чувствовать себя неловким увальнем и неудач­ником. Мать подозревала, что с сыном что-то не так: он с самого рождения явно отличался от двух других ее детей. Она

рассказала о своих тревогах врачу-педиатру, но тот, осмотрев Брэндона, заключил, что мальчик здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Хотя члены семьи полагали, что с Брзндоном просто надо быть построже, мать виде­ла, что сын не в состоянии полностью контролировать себя.

Брэндон часто натыкался на предметы, ломал игрушки, ронял еду, но как будто не нарочно: он смущался, когда такое случалось. Однажды его мать поделилась своими сомнениями с одной из соседок. Та посоветовала прочесть книгу «Сенсорная интеграция и ребенок» - когда-то эта книга помогла ее сестре разобраться в поведении своего ребенка,

у которого были похожие проблемы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимательнее относясь к функциям сенсорной интеграции своего ребенка, вы можете помочь ему стать счастливее.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________


                                                19

                                                                                                              

 

                                                                                                          Специалисты, не имеющие специальной подготовки,

1. Что такое                               как правило, не распознают нарушение сенсорной инте-

сенсорная интеграция ?                          грации, если только оно не принимает тяжелых форм. В

знакомство с понятием                    медицинских учебных заведениях изучают мозг, поэтому

можно предположить, что врачи знакомы с сенсорными

                                             нарушениями. Однако педиатры, семейные врачи и пси-

                                                                                                         хиатры обычно уделяют внимание другим аспектам здо­-
                                                                                                         ровья, развития и заболеваний ребенка и не всегда могут
Перелом, корь или, скажем, плохое зрение выявить лег-        распознать нарушение сенсорной интеграции. Директора

ко. А вот причины трудностей с учебой или плохого по-   и учителя школ тоже могут не понимать природу пробле-

ведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения         мы. У родителей, проводящих со своими детьми много

нередко являются следствием неадекватной сенсорной      времени, больше шансов ее заметить, но у них, как пра-

интеграции в мозгу ребенка. Они встречаются у детей       вило, нет специальных познаний о нервной системе, и по-

по всему миру и приводят к тому, что способные ребята   тому им трудно разобраться в том, что происходит в мозгу

плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмо- ребенка.

тря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу             Мы особенно и не задумываемся о том, что мозг управ-

в семье.                                                                                   ляет всеми видами активности, телесной и умственной.

В силу своей неочевидности и серьезности эти пробле- Эта книга поможет читателю по-новому взглянуть на обу-

мы требуют объяснения. Немногие из нас задумываются  чение и поведение, понять некоторые аспекты жизни че-

о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и инте- ловека, о которых большинство из нас не догадывается.

грация мало кому знакомы. У большинства людей сенсор- Расскажет о двух видах ощущений - вестибулярных и

ная интеграция происходит «автоматически», поэтому      проприоцептивных, - существующих наряду со зрением,

мы считаем ее чем-то само собой разумеющимся, подобно, слухом, вкусом, обонянием и осязанием, известными всем

например, сердцебиению или перевариванию пищи.          со школьной скамьи.

 

_________________________________________________               Разобравшись, как у вашего ребенка происходит сен-­
Эта книга поможет вам по-новому взглянуть на обучение        сорная интеграция, вы сможете заметить проблему, как
и поведение.                                                                                   только она появится. Внимательнее относясь к функции-­

_________________________________________________        ям своего ребенка, связанным с сенсорной интеграцией,
                                                                                                          вы можете помочь ему преодолеть трудности и стать
*См. Словарь терминов, с. 257.                                                          счастливее.


                                               20

 

Немного о словах                                                                             ют столь же важную роль в помощи детям, как матери и

специалисты-женщины.
Слова нужны для коммуникации. Однако многие слова            Детьми мы называем детей не старше 8-9 лет.

имеют значения, понятные лишь определенному кругу             Нервная система представляет собой сеть взаимосвя-

людей, для остальных же они могут значить нечто совсем       занных нервных клеток, расположенных по всему телу.

иное или даже вовсе не иметь смысла. Употребляя слова,        Плотное скопление нервных клеток внутри черепа обра-

мы будем уточнять их значение, чтобы вы нас лучше по-         зует головной мозг. Пучки нервных клеток, расположен-

нимали. Если вы не знаете значений слов, которые мы              ных вдоль позвоночника, называются спинным мозгом.

употребляем, вы не сможете понять и наших идей. Итак,         Взятые вместе, головной мозг и спинной мозг называют-

давайте поговорим о словах.                                                        ся центральной нервной системой. Отростки нервных

В этой книге, говоря «он», мы будем иметь в виду ре-         клеток располагаются и за пределами центральной нерв-

бенка, а «она» будет относиться к родителю, учителю или       ной системы - в коже, мышцах, суставах, внутренних ор-

терапевту. Мы делаем это только для того, чтобы облег-         ганах и органах чувств (подробнее см. в главе 3).
чить вам чтение текста. В этой книге в большинстве слу-         В научной среде и специальной литературе, особенно

чаев «он» может относиться как к мальчику, так и к де-            переводной, когда речь идет о чем-либо, связанном с нерв-

вочке. И безусловно, отцы и специалисты-мужчины игра-        ной системой, вместо «невро-» нередко пишут и говорят

«нейро-». Иногда «невро-» «резервируют» для практической
Сенсорная интеграция                                                                     медицины, а «нейро-» - для фундаментальной науки.
придает приобретаемому                                                                Нервный процесс - это какой-либо строго упорядочен-
опыту смысл, просеивая                                                                 ный процесс, выполняемый нервной системой. Слово
информацию, организуя                                                                  «функция» происходит от латинского слова со значением
ее и тем самым помогая                                                                  «выполнять», то есть нервная функция - это то, как нерв-
ребенку сконцентриро-                                                              ная система выполняет ту или иную работу. Невролог -
ваться.                                                                                       специалист в области нервной системы и ее функций.

                                                         Ощущения вызываются раздражителями, которые,

                                                  посылая определенные сигналы, стимулируют или акти-

                                                визируют нервные клетки и запускают нервные процес-­
сы. Вы можете читать эту книгу потому, что зрительными

                                                сигналами стимулируются нервные клетки ваших глаз

                                  и запускаются сенсорные процессы в вашем мозгу. Звуко-


Что такое сенсорная интеграция?         21

вая вибрация, прикосновение к коже, запах, мышечная             месте, острые предметы режут, а действия имеют конкрет-

активность и сила тяжести - примеры раздражителей,               ные последствия. Физические взаимодействия - это взаи-

вызывающих ощущения.                                                               моотношения, подчиняющиеся незыблемым законам фи-

Интеграция - это вид организации чего-либо. Инте-            зики. Ребенок, читающий книгу, взаимодействует с ней как

грировать - значит собрать или организовать разные ча-           физически, так и ментально (умственно). Физическое взаи-

сти в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части       модействие заключается в том, что он удерживает книгу,

работают слаженно, как одна система. Центральная нерв-        не давая ей упасть под действием силы тяжести, держит

ная система, и особенно головной мозг, устроены так, что       прямо голову, направляя взгляд на строки, и фиксирует в

они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсор-        мозгу наличие темных знаков на белом фоне. Умственная

ной информации в целостную систему.                                       активность состоит в складывании из этих знаков слогов,

Нервные клетки действительно общаются друг с дру-         слов и фраз, а также в обдумывании смысла предложений.
гом, поэтому во фразах типа «ощущения говорят телу, что
оно делает» и «мозг говорит телу, что делать» мы употреб-­
ляем слово «говорить». Ученые заменяют его специальны-      Сенсорная интеграция - это...
ми терминами, но термины, как правило, запутывают чи­-
тателей, которые не сталкиваются с ними в повседневной        Сенсорная интеграция представляет собой упорядочива-
жизни. Поскольку наша книга предназначена для родите-         ние ощущений, которые потом будут как-либо использо-
лей, мы будем использовать простые, общеупотребитель-       ваны. Ощущения дают нам информацию о физическом
ные слова, а также сравнения и метафоры, конечно, в той         состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут
степени, в какой они не искажают сути происходящего.            в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую

Слово физический относится ко всему, что можно из-         миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусоч-

мерить в области массы, энергии, пространства и времени.      ки сенсорной информации - и не только от глаз или ушей,

Сила тяжести, расстояние, форма, свет, вибрация, движе-        но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством,

ние и прикосновение - физические явления; мысли и вос-         которое фиксирует действие силы тяжести и перемеще-

поминания к физическим явлениям не относятся, хотя они       ния нашего тела по отношению к земле.
вызываются физической активностью мозга. Физическая

среда - это мир, в котором предметы падают вниз, двига-         Регулирование дорожного движения

ются, только если их толкнули или потянули на себя, в ко-      Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или

тором тяжелые предметы трудно сдвинуть с места, две ве-      вести себя подобающим образом, мозг должен организовать

щи не могут находиться одновременно в одном и том же         все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область

 

                                                    22

соответствующих ощущений, сортирует и располагает их       лением. Однако, если сенсорные процессы не упорядоче-

в определенном порядке, подобно регулировщику, направ-      ны, переварить ощущения и напитать мозг невозможно.

ляющему движение машин. Когда ощущения текут орга-                                                                                                        __________________________________________________

низованно, или интегрированно, мозг может использовать       Ощущения можно уподобить пище для мозга:

их для формирования восприятия, поведения, а также для        они доставляют ему знания, необходимые для управления

процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен,          телом и мышлением.___________________________________

жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке.

Сенсорная интеграция                                                                  Составление целого из частей

- является бессознательным процессом, происходящим                          Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаи-                                          в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не заду-  ку» из кусочков. Представьте, как вы чистите и едите                                          мываемся о дыхании);  апельсин. Вы ощущаете апельсин глазами, носом, ртом,

- организует информацию, полученную с помощью органов                     кожей ладоней, мышцами и суставами кистей рук. Отку-                                     чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение,  да вам известно, что это один-единственный апельсин,                               воздействие силы тяжести и положение в пространстве);                                                                                       а не много разных? Что заставляет ваши десять пальцев

- наделяет значением испытываемые нами ощущения,                             и две руки работать слаженно? Все ощущения от апельси-                              фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует скон-на и все ощущения, полученные от кистей рук, каким-то                       центрироваться (например, слушать учителя и не обра-                                                                                                образом собираются в мозгу вместе, и эта интеграция                                             щать внимания на уличный шум);        позволяет мозгу ощутить апельсин как единое целое

- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать                          и использовать руки для очистки апельсина.                                      на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социаль-          Ощущения и значение

ного поведения.                                                                                 Ощущения представляют собой потоки электрических

импульсов. Химические реакции, идущие в нашей нерв-
Пища для мозга                                                                              ной системе, тоже участвуют в образовании импульсов.
Сенсорная интеграция является самой важной частью ра-         Чтобы импульсы обрели значение и сыграли определен-
боты сенсорной системы. Вы знаете, что пища питает на-        ную роль в системе, они должны быть интегрированы.
ше тело, но для этого она должна быть переварена. Ощу-        Именно интеграция позволяет нам воспринимать ощуще-
щения можно уподобить пище для мозга: они доставляют        ния. Мы воспринимаем наше тело, других людей и пред-
мозгу знания, необходимые для управления телом и мыш-       меты благодаря тому, что мозг интегрирует сенсорные


-

  

Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу».             При таких действиях                  как поедание апельсина   потоки информации, по­ступающей от глаз, носа, рта, кожи, мышц и суста­вов, сливаются в единое целое, формируя целост­ное восприятие ситуации.

 

импульсы в значимые (имеющие смысл) формы и взаимо­отношения. Когда мы смотрим на апельсин, наш мозг ин­тегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы восприни­маем цвет и форму фрукта. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегри­руются, и благодаря этому мы узнаём, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах.

 

Сенсорная интеграция и жизнь

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, ког­да мозг плода ощущает движения материнского тела. Младенец научится ползать и вставать, только если в его мозгу будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция, что и происходит в первый год жизни.

_________________________________________________

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.______

 

 

23

Детство играет в сенсорной интеграции главную роль,            ибо ребенок организует не только свои зрительные и слу-        ­ховые ощущения, но и ощущение собственного тела и дей­-       ствия силы тяжести. Чтение требует весьма сложной ин- теграции ощущений, поступающих от глаз, ушей и мышц             шеи, а также от особого чувствительного органа во вну-      ­треннем ухе. У танцоров и гимнастов отлично развита интеграция телесных и вестибулярных ощущений, поэто­-                 му их движения красивы и точны. Работа художников и ремесленников зависит от интеграции ощущений, полу-                 ­ченных от глаз и рук. У спокойных и жизнерадостных лю­-            дей интеграция нервной системы, как правило, хорошая. Большинству же из нас приходится довольствоваться «средненькой» интеграцией.

В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Несмотря на то что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется разви-          ­вать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром                      и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физиче­-          ских задач, с которыми человек сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной инте-          ­грации дает адаптивный ответ.

    __________________________________________________

Ребенок должен развивать сенсорную интеграцию, по-        разному взаимодействуя с окружающим миром._________

 

 

    Адаптивные ответы

Адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправлен-                  ­ный отклик на ощущения. Младенец видит погремушку и тянется за ней. Попытка дотянуться до погремушки и

 

 


 

 

Играя, ребенок приобретает элементарные                навыки, кото-             рые позднее по-              ­могут ему раз-          вить сложные              навыки и успеш-           ­но справляться                 с проблемами.

                                   есть адаптивный ответ. Простое бесцельное махание ру­ками таковым не является. Когда ребенок осознает, что погремушка слишком далеко, и ползет к ней, мы уже имеем дело с более сложным адаптивным ответом. По­средством адаптивных ответов мы справляемся с задача­ми и узнаем что-то новое. Вместе с тем формирование та­кого ответа помогает мозгу развиваться и организовы­вать самого себя. Большинству взрослых это кажется все­го лишь игрой. Однако игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорга­низация и становятся доступными более сложные навы­ки. Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с ее помощью, вероятнее всего, на-


учится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас.

 

 

Устройство для обработки ощущений                                       Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это  значит, что он воспринимает окружающий мир, предме-                    ­ты и делает выводы о них, основываясь непосредственно                  на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что вос­принимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют ско­-            рее мышечную, или двигательную, природу, нежели мен­тальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.

По мере взросления некоторые сенсомоторные процес­-         сы замещаются ментальными и социальными навыками. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Сенсорная ин­теграция, необходимая для движения, говорения и игры,               - это фундамент более сложной интеграции, сопровожда- ­ющей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в                  первые семь лет жизни организация сенсомоторных про- цессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки.

_________________________________________________

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, гово- рения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.


Что такое сенсорная интеграция?          25

А нам интересно!                                                                             вится больше, а вот результаты усилий менее заметны и
Если возможности мозга ребенка интегрировать сенсор-          не столь вдохновляющи. Специалисты, изучающие нару-
ную информацию соответствуют требованиям, которые           шения сенсорной интеграции, подсчитали, что сегодня в
предъявляет ему окружающая среда, ребенок будет реа-          США от 5 до 15% детей плохо себя ведут и отстают в уче-
гировать на нее эффективно, творчески и получать от               бе из-за проблем с сенсорной интеграцией. Некоторые де-
этого удовлетворение. Успешно выполняя посильные за-         ти со слабой интеграцией во многих отношениях не отли-
дачи, ребенок испытывает удовольствие. В каком-то                 чаются от сверстников, а их интеллектуальный уровень
смысле слово «интересно» и есть «детское» определение        средний или выше среднего. У других же наблюдаются
сенсорной интеграции. Организация ощущений прино-             иные проблемы со здоровьем или учебой, никак не свя-
сит удовлетворение, и еще большее удовлетворение мы           занные с сенсорной интеграцией.
испытываем, когда наш адаптивный ответ на эти ощуще-­
ния оказывается более зрелым и сложным, чем раньше.            Оценка

______________________________________________             Пока мы не знаем способов измерить возникающие в

«Интересно» - это «детское» определение сенсорной                    мозгу нарушения. Нарушение сенсорной интеграции не

интеграции.____________________________________              похоже на другие проблемы со здоровьем. Химический

дисбаланс, вирусные инфекции, изменение показателей                          крови и патологии тканей можно измерить в лаборато­-                           рии. Сбой в сенсорной интеграции вычленить куда слож-

Нарушение сенсорной интеграции- это...                                  нее. Мы наблюдаем, как ребенок играет и действует, как

выполняет стандартные тесты, и на основе этого пытаем-
«Либо она есть, либо ее нет» - про сенсорную интеграцию       ся оценить работу его мозга. Лишь хорошо подготовлен-
так сказать нельзя. Идеальной интеграции либо ее пол-            ный специалист в состоянии увидеть едва уловимые раз-­
ного отсутствия не бывает ни у кого. У жизнерадостных,         личия в поведении при хорошей и при слабой интеграции.
продуктивно работающих людей с хорошей координацией      Как правило, врачи, которые тестируют детей, прово-
интеграция проходит успешнее, чем у остальных. У одних      дя рутинные медицинские процедуры и измерения, не
она на редкость хорошая, у других - средняя, у третьих -         находят никаких нарушений и, следовательно, принима-
слабая.                                                                                            ются ободрять родителей, уверяя, что ребенок «перерас-
Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет                тет» проблему и «наверстает упущенное». Если наруше­-
на многие сферы жизни человека. Ему требуется больше         ние выражено не сильно, родители часто даже не замеча-
усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже стано-     ют его до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не


 

столкнется с трудностями в усвоении навыков чтения или письма. Родители, у которых несколько детей, или же ро­дители с хорошо развитой интуицией могут заметить, что с ребенком что-то не в порядке, однако сформулировать проблему им трудно. Они задаются вопросом «Откуда проблема, если вроде все в порядке?», или «Почему он так плаксив?», или «Почему он такой упрямый?». Помочь от­ветить на подобные вопросы может терапевт, прошедший теоретическую и практическую подготовку в области сен­сорной интеграции.

 

Некоторые ранние симптомы                                                                                   Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интегра­ции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или сто­ять позднее своих сверстников. Возможно, потом им труд­нее будет учиться завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде. Бывает и так, что младенцы со слабой сенсорной интеграцией развиваются соответственно возрасту, а с проблемами сталкиваются лишь спустя какое-то время. Они могут неловко двигать­ся, запинаться во время бега, быть неуклюжими и часто падать или спотыкаться. Но неуклюжесть не всегда вы­звана слабой сенсорной интеграцией: причина может крыться и в плохой работе двигательных нервов или мышц. У ребенка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии со­брать из кусочков цельную картину.

В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сен­сорной интеграции бывают плохо развиты игровые на­выки. Ребенок не может интегрировать информацию,



Нарушение сенсорной интеграции может пре­вратить даже очень простые действия                       в сложные.

                                          идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоя­нии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует. Он пропускает детали или не понимает дей­ствий других детей. Не соблазняется играми, популярны­ми у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипу­ляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает по­вреждения.

Одна из распространенных проблем - задержка рече­вого развития - может уже в раннем возрасте сигнализи­ровать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не


 

 

сенсорная интеграция?

Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок выполня­ет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать: например, плохо режет бумагу ножницами.

                                          слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят ска­зать, однако не справляются с артикуляцией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.