|
|||
Воззвание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей 15/28 февраля 1922 г.Божиею милостью, смиренный Тихон, Патриарх Московский и Всея России, всем верным чадам российской православной церкви. БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДА БУДЕТ С ВАМИ. Среди тяжких испытаний и бедствий, обрушив[ши]хся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением. Еще в августе 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасающем бедствии, Мы, почитая долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских церквей (Православным патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йор[к]скому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их вымирающему от голода населению Поволжья. Тогда же был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначающихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) Правительственному К[омите]ту. Однако в декабре Правительство предложило нам делать, при посредстве органов церковного управления (Св[ященного] Синода, Высш[его] Церк[овного] Совета, Епархиального Совета, Благочинного и церк[овно-]приходского совета), сборы деньгами и продовольствием для оказания помощи голодающим [1]. Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, — о чем и оповестили православное население 6/19 февраля с/г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения [2]. Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах, по отношению к духовным руководителям Церкви, 13/26 февраля В.Ц.И.К., для оказания помощи Голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и проч. богослужебные церковные предметы [3]. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, неосвященных и неимеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближняго, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской церкви и карается Ею, как святотатство, мирянин отлучением от Нея, священослу житель извержением из сана (апост[ольское] правило 73, Двукрат[ный] Вселенск[ий] Собор[,] прав[ило] 10). Дано в Москве 15 февраля 1922 года. — Л. 7-об. Машинописная копия того времени, сделанная между 1 и 8 марта 1922 г. в Секретном отделе Московского губотдела ГПУ и заверенная его секретарем А. Н. Пряниковым. Вверху л, 7 рукописная помета: “т. Молотову”. Здесь же штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол №111, п. 33 от 13 марта 1922 г. (№ 23-5). — РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 2, д. 48, л. 6-об. Другой заверенный экземпляр той же машинописной закладки с той же заверительной подписью. Вверху л. 6 рукописная помета: “т. Ленину”. Здесь же штамп “Архив т. Ленина” с рукописным входящим номером. — ЦАФСБ. Особый архив, д. 1780, т. 2, л. 60-об. Заверенная машинописная копия того времени. — Опубликовано: Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. № 98. С. 61-63; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М., 1994. С. 188, 190; Протоиерей В. Цыпин. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 231, 232.
№ 23-2 * Протокол № 1 совещания в ГПУ о проведении кампании по изъятию церковных ценностей 8 марта 1922 г. СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. ПРОТОКОЛ № 1. Председательствует УНШЛИХТ. СЛУШАЛИ Информационный доклад т. БАЗИЛЕВИЧА о несостоявшемся докладе т. ГАЛКИНА в доме ПЕЧАТИ и информация т. УНШЛИХТА о письме ТИХОНА верующим и обсуждение его во время богослужения целом ряде церквей. ПОСТАНОВИЛИ
Предложить ЦК ПОМГОЛА после первых получений ценностей наладить немедленно же отправку продмаршрутов в голодающие губернии с показанием, что они получены путем реализации ценностей. В виду выяснившегося на несостоявшемся, по причине тесноты помещения, диспуте громадного интереса, проявленного к нему, главным образом, группами верующих, настроенных враждебно, Совещание полагает обязать МК организовать в понедельник 13-го с/м. доклад на ту же тему в помещении Колонного Зала Дома Союзов, приняв меры к мобилизации всех партийных сил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Уншлихт 8/3-22[ 68 ] — Л. 5 — об. Машинописный подлинник, подпись, дата и номер протокола — автограф. На л. 5 штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 111, п. 33 от 13 марта 1922 г. (№ 23-5).
|
|||
|