Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мв. 1.2 История о пастушьем дереве[10] (Ajapālakathā)



 

Кхандхака

Махавагга, глава I (истории 1-14)

Перевод с пали: Ānandajoti bhikkhu.
Перевод с английского: Шаповалов Леонид [Antaradhāna].

Источник английского текста: https://www.ancient-buddhist-texts.net/English-Texts/Great-Chapter/index.htm
Текст на пали, используемый для уточнений и перевода некоторых абзацев: https://suttacentral.net/pli-tv-kd1/pli/ms


Только для бесплатного распространения.

Namo tassa Bhagavato Arahato Sammāsambuddhassa.

 



 

 

 

Мв. 1.1 История (о дереве) пробуждения[1] [обусловленное возникновение] (Bodhikathā)

В то время[2] Благословенный пребывал вблизи Урувелы, на берегу реки Неранджары, у подножия дерева Пробуждения, после достижения Пробуждения. Тогда Благословенный сидел со скрещенными ногами в течение семи дней, испытывая счастье освобождения.

Затем, по прошествии семи дней, Благословенный вышел из этого сосредоточения, и по окончанию первой стражи ночи, направил в совершенстве сосредоточенный ум на обусловленное возникновение[3] в прямом и обратном порядке[4]:

«Если, есть то – есть и это; по причине наличия того – это возникает. Если нет того – то нет и этого; с прекращением того – это прекращается, а именно: из-за невежества – возникают волевые процессы; из-за волевых процессов – сознание [возникает]; из-за сознания – ум[5] и тело [возникают]; из-за ума и тела – шесть сфер восприятия [возникают]; из-за из шести сфер восприятия – контакт [возникает]; из-за контакта – чувство [возникает]; из-за чувства – жажда [возникает]; из-за жажды – привязанность [возникает]; из-за привязанности – бытие [возникает]; из-за бытия – рождение [возникает]; из-за рождения – старость, смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние возникают, и так происходит возникновение всей этой груды страданий.

Но с полным угасанием и прекращением невежества – прекращаются волевые процессы; с прекращением волевых процессов – прекращается сознание; с прекращением сознания – прекращаются ум и тело; с прекращением ума и тела – прекращаются шесть сфер восприятия; с прекращением шести сфер восприятия – прекращается контакт; с прекращением контакта – прекращается чувство; с прекращением чувства – прекращается жажда; с прекращением жажды – прекращается привязанность; с прекращением привязанности – прекращается бытие; с прекращением бытия – прекращается рождение; с прекращением рождения – прекращаются старость, смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние, и так происходит прекращение всей этой груды страданий».

И тогда, осознав значимость этого, Благословенный произнёс это вдохновенное высказывание:

 

«Когда явлений проявляется природа,
Для брахмана, что в созерцании усерден,
Тогда сомнения его все исчезают,
Явлений ведь он видит суть и их причины».
***

Затем Благословенный[6], по окончанию средней стражи ночи, направил в совершенстве сосредоточенный ум на обусловленное возникновение в прямом и обратном порядке:

«Если, есть то – есть и это…[7] …и так происходит прекращение всей этой груды страданий».

И тогда, осознав значимость этого, Благословенный произнёс это вдохновенное высказывание:

 

«Когда явлений проявляется природа,
Для брахмана, что в созерцании усерден,
Тогда сомнения его все исчезают,
Явлений прекращение он видит, и сего причины».

***

Затем Благословенный[8], по окончанию последней стражи ночи, направил в совершенстве сосредоточенный ум на обусловленное возникновение в прямом и обратном порядке:

«Если, есть то – есть и это…[9] …и так происходит прекращение всей этой груды страданий».

И тогда, осознав значимость этого, Благословенный произнёс это вдохновенное высказывание:

 

«Когда явлений проявляется природа,
Для брахмана, что в созерцании усерден,
Остановившись, Мары армии рассеял,
Подобен Солнцу он, сияющему в небе».

Мв. 1.2 История о пастушьем дереве[10] (Ajapālakathā)


В то время Благословенный пребывал вблизи Урувелы, на берегу реки Неранджары, у подножия Пастушьего баньяна, после достижения Пробуждения. Тогда Благословенный сидел со скрещенными ногами в течение семи дней, испытывая счастье освобождения. Затем, по прошествии семи дней, Благословенный вышел из этого сосредоточения.

Затем некий брахман, гордящийся своим происхождением, пришел к Благословенному, и подойдя, он обменялся приветствиями с Благословенным. Обменявшись вежливыми словами и приветствиями, он встал неподалеку. Стоя неподалеку, брахман сказал Благословенному: «Как определить, друг Готама, что кто-то является брахманом? И благодаря чему кто-либо является брахманом?»

И тогда, осознав значимость этого, Благословенный произнёс это вдохновенное высказывание:

«Кто неблагое оставил – тот брахман,
Гордыни лишен и пороков, себя обуздавший,
В знанье и жизни святой совершенен,
Можно правдиво сказать, что он брахман,
Не утвержденный нигде в этом мире».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.