Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как МПО пользуется своими правами?



Как МПО пользуется своими правами?

 

§ Каждая МПО имеет свою компетенцию, зафиксированную в учредительном документе, т.е. объект и сферу деятельности, в которой обладает определенными правами. Расширение компетенции – расширение всего, что не запрещено, то, что не упомянуто, нельзя.

 

§ МПО создает институциональные рамки для решения проблем, которые выражены в конфликтах и т.п. Рамки – это определенные, четко выраженные мероприятия, которые связаны с деятельностью организации.

 

§ МПО собирает и распространяет информацию по вопросам, относящимся к ее компетенции, что способствует правильной и взвешенной политике.

 

§ МПО на основе собранной информации формирует собственную политику.

 

§ МПО использует свои механизмы для контроля за исполнением своих решений.

 

§ МПО через свои резолюции способствуют привлечению мирового сообщества к формированию мирового общественного мнения, необходимого внимания к той или иной проблеме. Например, в 1972г. Была проведена специальная конференция ООН в Стокгольме по охране окружающей среды, на которой было принято решение по созданию в национальных государствах комиссий и министерств по охране окружающей среды. В начале 70-х гг. – резолюция Генассамблеи ООН против апартеида (ЮАР и остатки колониализма).

 

§ МПО способствуют выявлению виновника и привлечению его к ответственности за совершенное злодеяние против общества.

 

Органы МПО

   Органы МПО – составная часть МПО, ее структурное звено. Созданы на основе учредительного документа, наделены определенными полномочиями и функциями; наделены структурой, имеют определенный состав, закрепленный в межправительственном статусе/регламенте, где разработаны порядок принятия решений. Органы делятся на 2 категории:

ü исходя из характера членства; 

ü исходя из количества членов в организации.

 

Исходя из характера членства:

1.Правительственные: государства направляют своих представителей (например, СБ ООН, Конференция Лидеров Арабских стран );

 

2.Межпарламентские

а) организации, которые непосредственно избираются (например, Европейский парламент – только один);

 

б) назначают представителей  национального парламента  (например, Совет Европы, Межпарламентская Ассамблея СНГ). Обычно эти организации наделены только консультативными функциями, а в случае с Европарламентом – некоторые законодательные функции. Они также представители национальных парламентов, а национальные парламенты всегда являются носителями законодательной деятельности.

 

Административные органы эквивалентны международной гражданской службе, которая состоит из международных должностных лиц. Эти органы есть в любой МПО. Если их нет, то это уже не МПО.

 

Органы, состоящие из лиц, исходя из личных качеств вне зависимости от национальности, расы и т.п., а в зависимости от личных способностей (например, суды, арбитражи, всевозможные комитеты экспертов). В каждом МПО, как правило, есть юридический/правовой отдел.

 

Исходя из количества членов в организации:

1. Пленарные органы. Присутствуют представители всех членов МПО. Например, Генассамблея ООН, Совет министров ЕС. Обычно эти организации определяют общую политику МПО, формируют принципы работы МПО, ее приоритеты, принимают проекты конвенций. В их ведение также входит принятие бюджета и отчет об использовании бюджета, вопросы пересмотра устава и принятие всевозможных поправок к нему; вопросы членства – принятие новых или исключение. Таким образом, они имеют функции стратегического характера.Например, в ООН Генассамблея может пересмотреть Устав ООН, но это изменение должно быть затем утверждено СБ ООН. Поэтому Устав ООН менялся незначительно; изменения были небольшие – об изменении членства, но они не затрагивали сути ООН. В финансовой организации страна, которая вносит наибольший взнос, имеет фактически право вето. Изменения можно заблокировать, но для этого нужно 85% (США - 17,5%). На работу пленарных органов всегда оказывала влияние окружающая международная ситуация, они не работали в вакууме. Например, ООН в 50-е гг. все решения принимал в пользу США, т.к. была зависимость в первую очередь в материальном плане (план Маршалла). В 1960-е гг. ситуация меняется. Африканские государства начинают играть на американо-советских противоречиях. Вопрос о членстве Китая. КНР стала зарабатывать все больший авторитет, имела поддержку СССР. В 1972г. США были вынуждены признать КНР в качестве члена СБ ООН. Затем наступила разрядка.

2. Органы ограниченного состава: для совмещения ответственности наибольшая заинтересованность государств и всех остальных членов данной МПО, а также ин. интересов. Например, в СБ ООН есть 5 постоянных и 10 непостоянных членов. При формировании этих органов используются определенные принципы:

а) принцип справедливого географического представительства, например (СБ); причем в СБ используются и идеологические принципы;

б) специфические интересы; у каждой страны есть свои особые интересы, которые должны быть разные (Коста-Рика - кофе, Индонезия – каучук и т.д.);

в) равное представительство государств с несовпадающими интересами; интересы стран, которые взаимно исключают друг друга (например, экспортеры и импортеры);

г) наибольший финансовый вклад: в финансовых организациях, чем больше вклад, тем больше голосов (председатель – немец, зам – француз; обычно меняются французы и немцы);

д) политическое представительство: например, СССР имел 4 голоса в Генассамблее, т.к. полноправными членами были Украина, Белоруссия, ССР и Россия. Это было решено в Ялте. Рузвельта за это очень ругали. Ялта для многих американцев сравнивается с Мюнхеном 1939г. (нарицательно). В 1945г. еще не было ясно, по какому пути пойдут восточно-европейские страны, не думали, что будет столько много социалистических государств. Украина, Белоруссия, Россия внесли наибольший вклад в победу над гитлеровской коалицией.

 

Обычно при формировании организации ограниченного состава используется один принцип: например, Всемирный почтовый совет - члены-страны назначаются Конгрессом на основе справедливого географического распределения (по уставу).

 

Большее значение играют принципы голосования. В голосовании устав каждого МПО пытается примирить различные интересы.

     

Существует четыре основных этапа голосования:  

1)          Выдвижение инициативы.

В МПО выдвижение инициативы возможно только представителями национальных государств. Например, в ООН - в Ген. Ассамблее в речах или во время знаменательных событий. Эйзенхауэр предложил  идею «открытого неба», но немцы не поддержали это. СССР выдвигал предложение о сокращении ядерного оружия. У СССР его было мало, но зато кратное превосходство в сухопутном вооружении. СССР сам бы не пошел на сокращение ядерного вооружения, но для мировой общественности это было хорошим лозунгом. М.Наддафи («Зеленая книга», Ливия) писал об особом пути развития арабского мусульманского мира. Сейчас он выдвигает инициативу о создании африканской экономической организации.

     2)          Включение вопросов в повестку дня.                    

           Повестка Генеральной Ассамблеи планируется за 60 дней. Открытие происходит каждый первый вторник октября. Существуют созданные специальные комитеты для разработки повестки дня, которые включают страны, заинтересованные в этом. Главная задача комитетов – дать рекомендацию, следует ли вообще включать тот или иной вопрос: не разорвет ли он МПО противоречиями, соответствует ли духу?

     3)       Обсуждается, либо отправляется на доработку.

Генеральная Ассамблея отправляет комитету на доработку с юридической точки зрения, если возникают сложности, вопрос может стоять на повестке дня десятки лет (например, израильско-палестинская проблема).

     4)        Голосование. 

           В подавленном большинстве МПО каждое государство имеет один голос. Но есть и нюансы: - голоса могут быть неравны; - система взвешенных голосов (зависит от территории, населения, ВВП).

         

Принятие решений:

Ø единогласное, например в СБ 5 постоянных членов “за”;

Ø квалифицированное большинство, в ЕС по экономическим и торговым вопросам  2/3 или ¾. В МВФ – 85%. Рассматриваются от присутствующих или от всех членов;

Ø Простое большинство, 50% плюс один голос.

 

Принцип аккламации: если решение не вызывает ни у кого возражений (в течении определенного времени), за него даже не голосуют. В настоящее время решения обычно не принимаются до тех пор, пока не будет найдено решение, наиболее подходящее для большинства членов МПО. Например, голосование по Ираку, не проводят голосование до тех пор, пока не будет принята подходящая формулировка для всех сторон.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.