Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





XI. Войска и службы Тыла Вооруженных Сил СССР



XI. Войска и службы Тыла Вооруженных Сил СССР

Значительная часть деятельности войск Тыла направлена на обеспечение Сухопутных войск, поэтому авторы рассматривают их в данной главе.

Опыт войны был широко использован для организации материально-технического обеспечения войск. К имевшимся еще в годы войны войскам - железнодорожным, военно-строительным, автодорожным - добавились трубопроводные войска. Помимо того, имелось еще 10 служб - горючего, продовольственная, вещевая, медицин­ская, санитарно-ветеринарная, топографическая, военно-оркестровая, финансовая, юридическая, военной торговли, квартирно-эксплуатационная. Последняя из них подчинялась заместителю министра обороны по расквартированию войск, хотя от дивизии и ниже она находилась в ведении соответствующих заместителей командира по тылу. К тыловым относились и авиационно-технические, аварийно-спасательные, инженерно-аэродромные, ремонтные части, вспомогательный флот. Деятельность Тыла обеспечивали и входящие в его состав части родов войск - связи, инженерных и химических, а также части ПВО и охраны17. Кроме того, ремонт техники (бронетанковой, автомобильной, авиационной и т.д.) и ее техническое обслуживание обеспечивали ремонтно-восстановительные части - отдельные базы, передвижные заводы, мастерские и батальоны (последние в основном в составе общевойсковых дивизий), которые не относились к тылу, являясь службами боевого обеспечения и подчиняясь соответствующим начальникам - заместителям командиров по вооружению.

Материально-техническое обеспечение войск возлагались на части тыла, основной структурно-штатной единицей которого в послевоенное время стали бригады (а в общевойсковых дивизиях - отдельные батальоны) материального обеспечения. Бригады входили в состав групп войск, округов и армий (от 1 до 5 в каждой из структур) и включали в свой состав батальоны - автомобильные, подвоза ГСМ и материального обеспечения, базы и склады по родам войск. Причем значительное количество из этих бригад в мирное время были представлены лишь штабами. Оркестры, ансамбли и театры, которые существовали практически во всех видах Вооруженных Сил, группах войск и военных округах, находились в ведении военно-оркестровой службы. Своими подразделе­ниями располагали финансовая и юридическая службы. Первая из них наиболее знаменита своими полевыми кас­сами Госбанка, а юридическая - военными трибуналами и прокуратурами. Основную подготовку специалистов тыла, помимо академии, осуществляли 4 военных училища (см. гл. 6).

Железнодорожные войска сохранили структуру времен войны, и основной штатной единицей в их составе оставались бригады - более 40 (так, например, единственная в этих войсках 1-я гвардейская бригада после войны дислоцировалась в Приволжском округе), которые могли сводиться в корпуса, например 19-я бригада 4-го корпуса. Численность этих войск превышала 60 тыс. человек. Конечно, технический прогресс коснулся оснащенности и этих войск, которые проводили огромный объем работ по строительству и эксплуатационному обслуживанию железнодорожных магистралей - чего стоит только знаменитый БАМ (например, в Тынде находилась 35-я бригада 35-го корпуса). А восстановление в начале 1970-х гг. бронепоездов, особенно, появление в составе РВСН баллистических ракет железнодорожного базирования, добавило забот и этим войскам. Основной учебный центр, готовивший кадры для этих войск, располагался в п. Загорянский Московской области. Впрочем, учебные части действовали и при железнодорожных корпусах, например 1-й учебный им. Ленинского комсомола полк 1-го железнодорожного корпуса.

Автодорожные войска также со времен войны сохранили в своем составе бригады, полки и отдельные батальоны. В состав бригад входило 5-7 автомобильных батальонов, однако большинство таких бригад в мирное время были представлены одними лишь штабами. В период мобилизации на их укомплектование из народного хозяйства поступали автомобильные колонны, структура которых в обычное время почти копировала штат военного времени. Автоколонны в военное время становились автомобильными батальонами или отдельными ротами. Самыми знаменитыми деяниями этих войск в послевоенное время стали походы «на целину», когда битвы за урожай превращались в настоящие сражения войск и головную боль командующих всех округов, расположен­ных на территории страны, за подготовку, оснащение и отправку «целинных» батальонов. Но все-таки самой яркой строкой в послевоенной истории этих войск стали перевозки грузов в Афганистане. Засады и нападения душманов, минная война на дорогах, а следовательно, большие потери в водительском составе и технике, превращали эти перевозки в подвиги. Дорожные части объединялись в дорожные бригады, которые могли сводиться в корпуса, например 333-я и 343-я дорожно-строительные бригады 63-го одноименного корпуса Одесского округа, 323-я бригада 62-го корпуса Московского округа.

Трубопроводные войска, несмотря на свою «молодость», являлись немаловажным звеном в обеспечении войск в первую очередь ГСМ при их перемещениях в ходе запланированного наступления или при ведении обороны. Большие объемы горючего для значительного количества техники, состоящей на вооружении войск, не позволяли полностью удовлетворять потребность в нем лишь подвозом автотранспортом и по железной дороге или даже авиацией. Основной структурно-штатной единицей этих войск являлись бригады, которые входили в состав групп войск и округов - по 1-2 бригады в каждом.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.