Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





VIII. Инженерные войска



VIII. Инженерные войска

Эти войска в послевоенное время существенно увеличили оснащенность техникой, хотя численность их формирований, наоборот, уменьшилась - со времен войны сохранилось не так уж много частей, в основном, как правило, бывшие саперные батальоны в оставшихся дивизиях, значительная часть из которых сменила нумерацию. Самыми крупными структурно-штатными единицами со времен войны остались бригады - инженерно-саперные и понтонно-мостовые (почти все сменившие нумерацию), которые подчинялись или непосредственно Москве, или штабу округа (группы войск), реже - армии. Инженерно-саперные и понтонно-мостовые полки входили в состав армий, а отдельные батальоны - в состав армейских корпусов и дивизий (см. выше). В некоторых армиях имелись переправочно-десантные батальоны, которых можно отнести как к войскам спецназа, так и к инженерным войскам, поскольку в их задачу входил захват и удержание плацдармов до подхода главных сил при переправе через водные преграды. Имелся также целый ряд отдельных специализированных батальонов (рот, взводов), как правило входящих в состав бригад ВГК, — это такие батальоны, как инженерные штурма и разграждения (оибшр), инженерно-заградительные (оизб), маскировочные (омб), мостостроительные (омостб), дорожные (одорб), оборудования пунктов управления (обопу), инженерно-фортификационные (оифб), спецминирования (обсм), раз­минирования (обрм), полевого водоснабжения (обпвс). Кроме того, после Чернобыля вблизи атомных станций стали создаваться инженерные бригады ликвидации последствий ядерных аварий.

Инженерные войска никогда не оставались без «работы», поскольку постоянно проводимые учения, никогда не прекращающееся оборудование и строительство военных городков, полигонов, стрельбищ, дорог и т.д., а также периодически происходящие стихийные бедствия требовали привлечения, как личного состава этих войск, так и самой инженерной техники. А ее на вооружении инженерных и понтонных частей состояло немало - от обыкновенных грузовых автомобилей, тракторов и бульдозеров до специализированных бронированных машин, как, например, ИРМ (инженерные разведывательные машины на модифицированных шасси БМП-1) и УР-67 (установки дистанционного разминирования на шасси БТР-50), а также мостоукладчиков МТУ-20 и МТ-55А на шасси танка Т-55 (без башни). Различные маневры и учения, проводимые в 1960-1980-е гг., как правило, с форсированием крупных и мелких рек с соответствующими названиями - «Днепр» (1967 г.), «Двина» (1970 г.), «Березина» (1978 г.) и самое масштабное в поствоенное время - «Запад-81», требовали масштабных привлечений и понтонно-мостовых частей, главным вооружением которых являлись тяжелые и легкие понтонно-мостовые парки. Но настоящим испытанием для инженерных частей стал Афганистан (см. гл. 7).

Отдельной строкой надо отметить военно-строительные части, хоть и не относящиеся к инженерным частям, а, скорее, к тыловым, но выполнявшие огромный объем работ по строительству военных объектов и объ­ектов инфраструктуры гражданского назначения, в первую очередь жилья для военнослужащих. Знаменитые, хотя зачастую со знаком «минус», строительные батальоны (стройбаты) и отряды являлись основной структурной единицей военно-строительных частей. Этот «минус» им приносил порядок комплектования их личным составом, который осуществлялся по остаточному принципу, — в их состав направлялись в основном те, кто не подходил для боевых частей: бывшие заключенные, национальные кадры, не владеющие русским языком (или делающие вид, что не владеют), низкоинтеллектуальные или неуравновешенные люди. Правда, строительные части, осуществ­лявшие возведение важных объектов, комплектовались лучше. Они могли быть как отдельными, так и сводиться в бригады, которые, в свою очередь, могли входить в состав строительных корпусов. Военно-строительные части фактически не имели никакого вооружения, не считая строительной и автомобильной техники.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.