|
|||
Роман-пророчествоРоман-пророчество
«Маленькая Няня» — роман о самой красивой романтической любви и в то же время это роман-пророчество. Я поняла это только после внезапной смены власти в России, когда молодой претендент на престол мирным путём сместил слабого умом старого правителя. Так произошло в романе, так случилось и в жизни. Но, к сожалению, данный пророческий факт в действительности ограничился только рокировкой фигур. После этого открытия у меня часто возникал вопрос: действительно ли страну воинствующего короля-льва постигнет несчастье, которое описано в романе: «В западной стороне разразилась такая буря, что западное королевство получило разрушений больше, чем может произойти во время войны. Теперь королю-льву не до войн: нужно восстанавливать то, что разрушено ураганом. А разрушения таковы, что камня на камне не осталось»? Каждое насилие, проявленное «королем-львом» («западным государством») под лозунгом гуманизма (бомбардировка мирных объектов чужих стран, политическая и экономическая изоляция, в которую ввергаются слабые государства и многие другие, неправомерные и далеко не гуманные действия) отдаётся катастрофой, происходящей на территории его «королевства»: многочисленные торнадо и другие катаклизмы обрушиваются на страну и опустошают немалые территории. Катастрофа на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 году привела к разливу нефти по поверхности огромного водного бассейна, что не замедлило сказаться на климатическом положении стран, обласканных некогда Гольфстримом. В год олимпийских игр суждено было сбыться ещё одному предсказанию. В романе король-лев с определённой долей злорадства относится к королю-волку. В день коронации последнего происходит обряд вручения подарков новому монарху. Посол короля западного государства преподносит виновнику торжества очень скромный по королевским меркам подарок: шубу из волчьих шкур, — что явилось оскорбительным намёком, так как волк — геральдический знак короля восточного государства, к тому же это символ мудреца, а не хищника. На церемонии вручения подарков посол западного королевства сопроводил свои действия пожеланием быть волком, адресованным молодому королю. Это могло означать, что новому правителю желают волчьей жизни. Но не это возмутило короля-волка, а то, что к ногам его была брошена шуба, сшитая из шкур убитых волков, которые спасли ему жизнь, а в символическом значении были для него его народом. Этот эпизод вспомнился мне, когда началась дискредитация наших спортсменов на Олимпиаде. Глумление над российскими спортсменами было сродни убийству и «сдиранию шкур» (деморализация нашей команды в данной ситуации равна убийству веры в справедливые принципы соревнования). Мне показалось, что с каждого представителя нашей сборной содрали «шкуру», сшили белыми нитками оправдания своих неблаговидных поступков «шубу справедливости и честности» и бросили её под ноги президенту и народу, наверное, не только России, но и других стран мира. Как в романе король-лев хотел доказать всем, что он хозяин мира, так и в нашей действительности Америка перешагнула границы приличия. Благодеяния «мирового полицейского» костью в горле застревают у малых и больших держав. Как отреагировал президент России на вопиющий акт несправедливости, всем известно. Речь короля-волка, произнесённая в ответ на такой «дорогой» подарок, сродни речи российского президента, но в ней нет дипломатической ретуши, которая необходима в моменты напряженности между странами (точнее было бы сказать, политического кризиса, который назрел на Олимпиаде). Речь короля — жесткая и прямая, в ней, при всей дипломатической изысканности, видна твёрдая позиция монарха. 2010 год оказался богатым на исполнение пророческих предсказаний. В романе говорится, что «наследник престола решил разорить осиное гнездо, свитое ставленниками короля, злоупотребляющими властью. Участь главы города постигла и всю остальную городскую знать, попиравшую законы. То же самое случилось с судьями и другими чиновниками этого и остальных городов: всем была предоставлена возможность добывать пропитание собственным трудом. Казна была значительно пополнена за счёт утаённых податей, которые господа, надёленные государственной властью, приберегали для собственного обогащения». Был отстранён от власти мэр столицы, во что не мог бы поверить ни глава города, ни его приспешники, ни тем более «подданные». Идёт ряд смен руководителей регионов России, и, возможно, исполнится пророчество о том, что казна государства значительно пополнится «за счёт утаённых податей». Однако оптимистическое пророчество сменяет пессимистическое: «Смена одних правителей городов на других ничего не дала. Новые ставленники так же обворовывали народ и казну, как и их предшественники. Новые судьи были ничем не лучше старых, потому что в судах по-прежнему обвинялись невиновные и большей частью бедные и бесправные. Несмотря на отмену смертной казни, как и прежде, убивали тех, кто был не угоден новым ставленникам короля. Тёмный, невежественный народ вершил самосуд... И с этим беззаконием невозможно было бороться даже королю, потому что замена одних законников на других ничего не решала. Борьба с существующими беззакониями… положительных результатов не приносила». Это мы видим, с этим живём, с этим в бессилии миримся. Как предупреждение звучит фраза: «Самым опасным оказалось невежество, из которого необходимо было выводить страну», но как насмешка — следующие слова: «По приказу короля строились библиотеки, театры и, конечно же, школы и академии». Начиная с 90-х годов, в России не открываются научные, культурные и образовательные учреждения, а с катастрофической скоростью закрываются. Может, это предсказание будущего России? Остаётся только надеяться на благоразумие её правителей: «Король… может построить школы и открыть библиотеки. У него есть власть, а также деньги, те, что он взял у народа в долг. Подати — это заём, который нужно вернуть. Налоги бременем лежат на плечах подданных короля. Эти деньги всегда уходили на роскошества и развлечения правителей». Король в романе говорит: «Но я бы хотел иначе распоряжаться этими средствами. Всё, что я беру у народа, я намереваюсь вернуть ему в ином виде: это будут школы, библиотеки, театры. Я хочу сделать своё королевство просвещённым». С трудом верится, что в тоталитарном государстве правитель думает так же, как король в романе: «Быть королём — значит быть проводником Божественных законов среди людей. Кто не понимает этого и начинает использовать доверие Всевышнего во благо себе, тот предает Создателя и вверяет себя силам, взращивающим самолюбие и эгоизм. Вот почему на земле так много зла, которое порождает беды и несчастья. Я должен быть тем королём, который преобразует и эту жизнь, и этот мир», что он желает «многое свершить», чтобы «его государство засветилось на небе ярчайшей звездой». Надо быть здравомыслящим, чтобы рассуждать, как мудрец: «Я хочу прожить свою жизнь так, чтобы не умереть бесславно, чтобы оставить такой след, который помог бы людям найти дорогу к истине, чтобы не осквернить творение Бога, который создал меня человеком». Только теперь я понимаю, что в книге заложено гораздо больше, чем находится на поверхности. Всё в ней завуалировано, и только прозорливому уму дано понять всю глубину пророческих предсказаний, заложенных в романе. Но не только этот аспект придаёт весомость произведению. В романе рассматриваются вопросы политического и социального плана; дана картина жизни всех слоёв населения: от мафиози до бомжей; ярко представлены права и бесправие граждан королевства; поднят вопрос приоритетов: будучи королём, можешь стать никем, а не обладая ничем, можешь быть королём; описана двуликость органов власти и судей и многое другое. Также подняты проблемы взаимоотношений между людьми, воспитания, культуры и духовности; показан наш серый быт и нарисована на первый взгляд фантастическая любовь. Но я ничего не выдумала, всё это более чем реально, даже любовь.
|
|||
|