|
|||
Справедливость и закон под вопросом?Справедливость и закон под вопросом? Помимо всего прочего, по мнению В. Пастухова [23], Россия на современном этапе является несостоятельным государством, не способным поддерживать справедливость и закон (однако этот автор указывает на то, что несостоятельность российской государственности возникла не при Путине, а значительно раньше). И дело тут не в наличии криминала и даже не в его связях с политическими кругами, а в тесном переплетении «формальной и неформальной вертикалей власти» на всех уровнях, в соединении их в единое целое [1, 23, 28–30, 35, 38, 39, 40, 42]. Наиболее эффективный «симбиоз власти и криминал» с точки зрения Пастухова [23] наблюдался в 2003–2007 годах (напомним, именно в это время начались как наиболее активная продажа в частные руки, так и массовое обанкрочивание крупных институтов проектно-изыскательской отрасли). Криминал делал то, что коррумпированные чиновники не могли сделать легально, например если дело касалось отъема собственности через банкротство или через рейдерский захват, похищения налогов, легализации денежных средств и т.д. Но все же Пастухов [23] считает, что уже появились признаки наступления кризиса в этом партнерстве: «В финальной стадии государственно-криминальное партнерство оказывается абсолютно неэффективным. Оно деградирует до уровня насоса, выкачивающего ресурсы из России в офшорные зоны... Сегодня ни один бюджетный проект не может быть реализован успешно именно по этой причине. Стоимость любого проекта с участием государства в России вне зависимости от его масштаба, как правило, бьет олимпийскиерекорды. Политически несостоятельное государство оказывается в конечном счете экономически несостоятельным...» О перспективах декриминализации нашего государства Пастухов [23] говорит туманно: «Исторически известны три формации, в рамках которых удавалось подавить беспрецедентно высокую коррупцию: либеральная демократия, коммунизм и нацизм. Какой именно путь изберет Россия, предугадать невозможно...» Пока известно, что в последние годы в связи с обострением противоречий с США и наложением санкций российские власти продолжают активно искать новые источники доходов, в том числе, к сожалению, за счет дальнейшей продажи госактивов [2]. Однако есть и положительные моменты. Например, с конца 2019 года в России приостановлена приватизации федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП).
|
|||
|