Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематический план. Содержание занятий



Тематический план

 Номер занятий Темы занятий Количество часов Примечание
Цветик-многоцветик  
«Гадкий утенок»  
«Дом с приведением (Страх наружу)»    
Смелей! см. приложение
Поверь в свои силы см. приложение
Ты все сможешь  
Прими решение  
«Подари мне свет»  
Ты и я  
Итоговое  

 

Содержание занятий

Занятие 1. Тема «Цветик - многоцветик» (1 час)

«Как настроение?» - часто спрашиваем мы друг у друга. И это не случайно. Наверное, вы сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи вам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё окрашено как бы в чёрный цвет. Неплохо научиться управлять своими чувствами – и самому легче, и окружающим приятнее. Первый шаг к этому - умение оценить своё настроение. Это нетрудно, для начала нужно привыкнуть наблюдать за собой. Педагог предлагает детям обратиться к рисунку, на котором изображён цветок. (Приложение А). Его лепестки, ребёнок должен раскрасить разными цветами, которым соответствует определённое настроение: Красный – восторженное; Жёлтый – приятное; Зелёный – спокойное; Синий – грустное; Чёрный – унылое.

Психолог раздаёт детям индивидуальные букеты и предлагает с данного момента отражать своё настроение на лепестках букета (заполнение в конце занятия; одно занятие – один лепесток). Таким образом, к концу года у ребят будут разные цветные интересные букеты, каждый из которых будет отражать их эмоциональный отношение, настроение. Психолог предлагает детям прослушать произведения и попробовать определить, какое настроение преобладает в музыкальном фрагменте и соответственно подобрать к нему цвет: «Мелодия» Глюка – красивая, грустная, нежная, звучит жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния – унылое настроение (чёрный цвет). «Song from a secret garden» – нежная, ласковая, манящая, вызывающая чувство грусти, печали, тоски, пленяющая своей мелодичностью, сердечностью – грустное настроение (синий цвет). Мелодия «Музыкального момента» Шуберта – шутливая, нежная, добрая, изящная, обаятельная; она звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, то очень хрупко, легко – приятное настроение (жёлтый цвет). «Полька» Майкопара – задорная, отрывистая, острая, лёгкая, с озорством, с блеском – восторженное настроение (красный цвет). Мелодия «Маленького вальса» Леви – нежная, спокойная, ласковая, напевная, светлая, задумчивая, плавная – спокойное настроение (зелёный цвет).

Дети анализируют получившие результаты прослушивания, выражают и определяют для себя какими средствами музыкальной выразительности передано настроение в музыке (в случае затруднения, педагог вместе с детьми выделяет эти средства и все вместе проверяют себя при повторном прослушивании). Педагог говорит детям о том, что музыка, как и живопись, может передавать краски живой природы окружающего мира (осень – красный, желтый; музыка – нежная, медленная, иногда радостная, восторженная, иногда взволнованная, острая, порывистая; зима – белая, нежно – голубая; музыка – иногда нежная, мелодичная, иногда грозная, злая, суровая; весна – тёмный, светло – зелёный; музыка – радостная, волнующая, трепетная, «растущая» (с движением); лето – зелёное, голубое, красное, жёлтое; музыка – восторженная, игривая, шутливая, иногда волнующая, беспокойная).

Психолог заканчивает занятие словами о том, что красоту разнообразия, неповторимость окружающего мира можно передавать с помощью цвета, звука, интонации, настроения в музыке, в рисунке.

Музыкальный ряд: Глюк Х. «Мелодия»; Song from a secret garden; Шуберт Ф. «Музыкальный момент» Фа – минор; С. Майкопар «Полька»; Н.Н. Леви «Маленький вальс».

Занятие 2. Тема «Гадкий утёнок» (1 час)

Занятие начинается с пересказа сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», из которого дети сами выделяют основные мысли: о том, что утенок не был гадким, он просто не был таким как все (на птичьем дворе). А если ты не такой как все – не значит, что ты гадок и безобразен. Утенок оказался лебедем – самой прекрасной птицей на земле. Поэтому, ребята, задумайтесь над тем, что все люди разные, каждый из нас по-своему особенный, не стоит вести себя так, как вели себя курицы, утки из сказки.

Психолог предлагает прослушать два произведения (Сен-Санса «Лебедь», Чайковского «Болезнь куклы»); сравнить их, выразить свое отношение, мнение, и определить, можно ли соотнести данную музыку с какими – либо героями сказки (с какими? – Ответы детей). «Лебедь» Сен – Санса – музыка – нежная плавная, рассказывает нам о гордом, неторопливо плывущем скользящем по воде лебеде (лебедь). «Болезнь куклы» Чайковского – музыка печальная, грустная, нежная, можно даже услышать, как капают слёзы из глаз - напоминает утёнка, которого все сторонились, бранили, который был одинок и несчастен. Психолог предлагает ребятам выполнить работу по теме: превращение гадкого утёнка в красивого статного лебедя – гордую птицу (осуществляется под музыку Чайковского «Танец лебедей» - вальс нежный полётный, музыка полна внешней красоты). Для того, чтобы сполна наградить лебедя всеми качествами, которые он отдаёт, вложить в него свои чувства и переживания (благородные, для того, чтобы он, действительно, нёс в себе не только красоту – внешнюю, но и теплоту, душевность, проникновенность. В конце занятия организуется выставка, где дети рассказывают об образах (лебедях), которые они создали (на основании личностного отношения и музыкальных эмоций).

Музыкальный ряд: К. Сен – Санс «Лебедь»; П.И. Чайковский «Болезнь куклы»; П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» (танец лебедей)

Литературный ряд: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Занятие 3 . Тема: «Дом с приведением (Страх наружу)» (1 часа)

Страх – одна из самых актуальных проблем у детей дошкольного возраста. Обычно те страхи, о которых говорят дети, связаны со случайными образами, с увиденными по телевизору или услышанным в страшном рассказе. Этот внешний страх маскирует собой истинный страх, который обусловлен более глубокими причинами, связанными с конкретными условиями развития ребёнка.

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: опасно ли быть ночью в лесу? Если в лесу опасно, то поможет ли страх, который охватывает человека быть ему более осторожным. Что вызывает у детей страх, какой он? Предлагает прослушать музыкальное произведение «Requiem for a dream», какие чувства оно вызывает (ответы детей). Почему именно такие (анализ содержания и характера музыкальны выразительных средств, способствующих появлению у ребёнка определённого чувства – чувства страха, неприятные ощущения: ощущения опасности, как – будто кто-то или что-то угрожает). Предлагает нарисовать свои страхи, ощущения, возникшие при прослушивании произведения; нарисовать маски, выражающие агрессию, злобу, ненависть (страшные). Предлагает прослушать песню «А нам всё – равно» из к/ф «Бриллиантовая рука» и выполнить работу по изготовлению на первый взгляд неприятного, но на самом деле милого, всё же доброго «дома с привидениями». В конце занятия психолог говорит детям, что в этих домах поселятся их страхи (детей) и спустя некоторое время они превратятся в таких же добрых милых приведений, которые они делали.

Музыкальный ряд: «А нам всё – равно» из к/ф «Бриллиантовая рука»; «Requiem for a dream» by Darem Aronofski

Занятие 4 Тема «Смелей!»(1 час)

    Психолог начинает занятие с приветствия «Подари подарок другу». Дети, находясь в круге, по цепочке «дарят подарки» друг другу. При этом психолог должен отметить, какие подарки называют дети чаще остальных.  Затем детям предлагается обсудить, что значит «быть смелым». Психолог обязательно называет важные «характеристики» смелого человека. После проделанной работы предлагается снять напряжение, успокоится с помощью релаксирующей игры "Воздушный шарик".

    Психолог дает детям задание: закончить сказку «Два брата». При этом выслушиваются все мнения, с последующим анализом психолога. Далее ребятам дается возможность нарисовать своего любимого героя во всех его проявлениях и «подробностях». И заканчивается занятие прощанием «Подари улыбку соседу» - дети встают друг напротив друга в два круга- малый и большой. И шагая (кто налево-0кто направо) улыбаются встречному лицу.

Занятие 5 Тема «Поверь в свои силы»(1 час)

    Структура занятия аналогична предыдущему занятию. Все начинается с приветствия: «Я дарю тебе». Психологу необходимо заметить, что именно дарят дети друг другу, как они произносят это и их поведение. Психолог предлагает побеседовать на тему «Поверь в свои силы». При этом ему необходимо убедить ребят, что сил у каждого из них много и их необходимо использовать. Далее ребята выполняют упражнение «Продолжи предложение». Психолог также внимательно наблюдает за поведением ребят, за их произношением, и за многословностью. После всего психолог проводит с ребятами игру «Корабль и ветер». И заканчивается занятие прощанием «Подари улыбку соседу».

Занятие 6 Тема «Ты все сможешь»(1 час)

    Структура занятия аналогична предыдущему занятию. Все начинается с приветствия: «Передай чувство». Психологу необходимо заметить, какое именно чувство отдают дети друг другу, с каким настроением они это делают, и как ведут при этом себя. Психолог предлагает побеседовать на тему «Верь в себя». Далее психолог проводит с ребятами игру «Корабль и ветер». Далее ребята пытаются закончить сказку «На море». Психолог замечает, каким образом и в каких красках рассказывали дети эту сказку, в каком настроении. Занятие заканчивается прощанием «Подари улыбку соседу».

Занятие 7 Тема «Прими решение»(1 час)

    Структура занятия аналогична предыдущему занятию. Все начинается с приветствия: «Подари подарок». Дети, находясь в круге, по цепочке «дарят подарки» друг другу. При этом психолог должен отметить, какие подарки называют дети чаще остальных. Далее ребята пытаются закончить сказку «Прими решение». Психолог замечает, каким образом и в каких красках рассказывают дети эту сказку, в каком настроении. Психолог проводит с ребятами игру «Смелые ребята».  Занятие заканчивается прощанием «Подари улыбку соседу».

Занятие 8 Тема «Подари мне свет»(1 час)

Психолог рассказывает ребятам о том, что на занятии они будут заниматься изготовлением фонарика, что фонарь – это свет, который нужно нести и дарить окружающим людям. Рассказывает притчу о маленьком фонарщике. Затем обсуждается литературный фрагмент, анализируется, и высказывается своё отношение к тематике притчи. Прослушивают музыкальный фрагмент Прокофьева, выделяют эмоции, переживания, чувства, которые возникли при прослушивании, и определяют к какому герою по настроению, по характеру притчи относится данная музыка (фонарщик). Прослушивают следующее музыкальное произведение (Рахманинов «Сирень»), анализ – аналогичен. Сопоставляют характер музыки, сравнивают и проводят ассоциацию (свет). После сравнения двух музыкальных произведений дети на листе бумаги с помощью красок выражают своё отношение к создавшемуся образу (фонарщик, свет), подкрепленного музыкой, с её содержанием, характером. Пытаются отразить свои чувства, переживания, возникшие при прослушивании. Обязательным является обсуждение с детьми их эмоциональных ощущений, отражённых на листе бумаги. Эта работа (лист) и будет являться основой для создания нашего фонаря. Затем выполняется работа по изготовлению данного изделия. Занятия психолог заканчивает проникновенными словами о смысле работы детей, о чувствах, которые они вложили в эту деятельность, зажигая в детях то чувство нужности в них, в их работе, важности.

Музыкальный ряд: С.С. Прокофьев «Раскаяние»; С.В. Рахманинов «Сирень»;

В. Шаинский «Вместе весело шагать»; «Свеча горела на столе…»

Литературный ряд: Притча о маленьком фонарщике, отрывок из сказки

Г.Х. Андерсена «Старый фонарь».

Занятие 9 Тема «Ты и я»(1 час)

Психолог говорит детям о том, что каждый человек существует и живёт для кого-то, а не только для себя, ради себя. Близкие люди, которые нас окружают – любимы нами, уважаемы, ценимы. Дети слушают песню «Ты и Я» Маликова и выделяют основную мысль: единство людей, их взаимодополнение – жизненная сила. Когда ты – один, ты уязвим, беззащитен; когда «ты и я» - вместе, можно справиться с любыми жизненными препятствиями. Педагог читает детям фрагмент из мультфильма «Ёжик и медвежонок», в котором говорится о том, что если не будет ёжика, то не будет и медвежонка, т. е, если не будет тебя, то не будет и меня, таким образом, психолог предлагает детям сделать для своих близких людей приятный неожиданный сюрприз, сделанный своими руками, в который они «вложат» нежность, заботу, любовь к другому человеку, тому, кому будет адресован подарок. Психологг акцентирует внимание на том, что подарки делаются не для того, чтобы льстится, «подлизываться», «выслуживаться», а для того, чтобы просто сделать приятное, подарить радость, от чистого сердца, порадовать его «безвозмездно». На протяжении работы психолог включает музыку приятную (нежную, ласковую, спокойную, убаюкивающую), вызывающую светлые тёплые чувства, навевающую образ любимого человека, эмоции, чувства к которому дети без труда отразят в своей работе (чувства к этому человеку - под воздействием музыки).

Музыкальный ряд: Д. Маликов «Ты и я»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г.Свиридов «Колыбельная песенка»

Литературный ряд: отрывок из м/ф «Ёжик и медвежонок»

Занятие 10 Тема «Итоговое»(2 час)

На итоговом занятии проводятся обобщения о проведенных ранее занятиях. Также предлагаются диагностики для исследования в эффективности данной программы и работы психолога для последующего анализа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.