Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Защитник истины, гонитель, бич пороков»



«Защитник истины, гонитель, бич пороков»

В начале 1750-х Александр Сумароков экспериментировал и искал собственный стиль. Он писал не только торжественные оды, но и песни, элегии, дружеские и любовные послания, которые пользовались огромной популярностью среди дворянской молодежи. Их читали в салонах, печатали в брошюрах и переписывали от руки. Творчество Сумарокова перестал одобрять Михаил Ломоносов. Поэты спорили в печати, анализировали стихотворения друг друга. Сумароков даже написал пять «вздорных» од — пародий на произведения Ломоносова. Поэт критиковал Ломоносова за обилие метафор и сравнений. Он считал, что в поэзии недопустима «словесная вольность», а стихи должны быть точными и ясными. Ломоносов в ответ писал: «Зла ему [Сумарокову] не желаю, мстить за обиды и не думаю и только у Господа прошу, чтобы мне с ним не знаться».

В середине 1750-х героями стихов Сумарокова стали представители его окружения. Он считал, что в России было мало образованных людей. Поэт писал: «Невеж больше, нежели просвещенных людей». Сумароков сочинял обличительные басни, сатиры, высмеивал чиновников и придворных. Ученик поэта Иван Елагин назвал его «защитником истины, гонителем, бичом пороков». Сумароков высмеивал невежество, взяточничество, жадность. Он обвинял молодых людей в неуважении к русскому языку и правилам морали.

Его неукротимость и истеричность вошли в поговорку. Он вскакивал, бранился, убегал, когда слышал, как помещики называли крепостных слуг «хамовым коленом». Он доходил до истерики, защищая свое авторское право от посягательств московского главнокомандующего; он громко проклинал самоуправство, взятки, дикость общества; дворянское «общество» мстило ему, выводя его из себя, издеваясь над ним.

Литературовед Григорий Гуковский, «Сумароков и его литературно-общественное окружение»

Несмотря на это, в 1756 году Сумарокову доверили руководство Русским, для представлений трагедий и комедий, театром — первым постоянным публичным театром России (сейчас — Александринский театр Санкт-Петербурга). В нем ставили спектакли по пьесам Сумарокова. Поэт сам писал сценарии, подбирал актеров, присутствовал на репетициях. Сумароков поставил первую русскую оперу «Цефал и Прокриса», драму «Пустынник», трагедию «Ярополк и Димиза». В то же время он не оставлял литературу — создавал оды, эпистолы, критические статьи, пасторальные зарисовки, идиллии, эпиграммы. Сумароков пробовал себя почти во всех жанрах, писал прозу и стихи. Он сотрудничал с Императорской Академией наук, публиковал в ее журнале «Ежемесячные сочинения» и там же редактировал отдел поэзии.

В январе 1759 года поэт начал издавать «Трудолюбивую пчелу» — первый российский частный журнал, который был целиком посвящен литературе. Первый номер журнала открывался посвящением Екатерине Алексеевне, жене наследника престола Петра Федоровича, будущей Екатерины II. В то время она находилась в опале: императрица Елизавета Петровна подозревала ее в связи с иностранными дипломатами и подготовке заговора. Сумароков поддержал Екатерину Алексеевну. Он писал:

Умом, и красотой, и милостью богиня,
О просвещенная великая княгиня!
<...>
Возвысь сей низкий труд примерами ея
И покровительством Минерва будь моя!

В «Трудолюбивой пчеле» были опубликованы многочисленные стихотворения и статьи самого Сумарокова, его учеников и друзей — филолога Григория Козицкого, актера Ивана Дмитревского, писателя Алексея Ржевского и других, переводы произведений античных поэтов. Здесь же Сумароков продолжил полемику с Ломоносовым. В январском номере он опубликовал статью «О истреблении чужих слов из русского языка». В ней издатель упрекал писателей и поэтов в использовании заимствований в произведениях, писал, что они мешают «ясности» слога: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка». В журнале печатались и сатирические стихотворения и заметки, в которых Сумароков критиковал власть и современное ему общество. Поэт опубликовал в «Трудолюбивой пчеле» «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обвинял чиновников во взяточничестве, очерк «О домостроительстве» о жестокости помещиков, утопию «Сон. Щастливое общество». В декабре 1759 года Александр Сумароков закрыл журнал. Литературовед Александр Западов писал: «Редакция не объяснила причины прекращения журнала, но, очевидно, сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску, могла ухудшить отношение придворных кругов к кадетскому журналу и способствовать его окончанию». В последнем номере «Трудолюбивой пчелы» Сумароков поместил стихотворение «Расставание с музами»:

Для множества причин
Противно имя мне писателя и чин;
С Парнаса нисхожу, схожу противу воли
Во время пущего я жара моего,
И не взойду по смерть я больше на него, —
Судьба моей то доли.
Прощайте, музы, навсегда!
Я более писать не буду никогда.

В 1761 году Александр Сумароков оставил театр из-за конфликта с сотрудниками. Поэту не хватало денег, которые выделяла казна, он месяцами не платил жалованье. Это вызвало недовольство театральной труппы. Сумароков пытался получить дополнительное финансирование. Он написал Ивану Шувалову с просьбой выделить деньги, но не получил ответа. После этого писателю пришлось уйти с должности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.