|
|||
Семинар VI. Пищеварение. Обмен веществ. Материалы для самостоятельного изучения. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ВИТАМИНЫСеминар VI Пищеварение. Обмен веществ 1. Значение пищеварения 2. Пищеварение в ротовой полости 3. Пищеварение в желудке 4. Роль печени и поджелудочной железы 5. Функции кишечника 6. Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма 7. Анаболизм и катаболизм 8. Основные этапы обмена веществ 9. Основной обмен 10. Обмен белков 11. Особенности жирового обмена 12. Обмен углеводов 13. Водно-солевой обмен 14. Витамины и их значение
Материалы для самостоятельного изучения ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ВИТАМИНЫ Основные этапы обмена веществ Химические превращения пищевых веществ начинаются в пищеварительном тракте. Здесь сложные вещества пищи расщепляются до более простых, способных всосаться в кровь и лимфу. Вещества, поступившие в результате всасывания в кровь и лимфу, приносятся в клетки, где претерпевают основные изменения. Образовавшиеся сложные органические вещества входят в состав клеток и принимают участие в осуществлении их функций. Превращения веществ, происходящие внутри клеток, составляют существо внутриклеточного, или промежуточного, обмена. Решающая роль во внутриклеточном обмене принадлежит многочисленным ферментам клетки. Ферменты представляют собой белки, которые действуют как органические катализаторы. Сами ферменты в реакциях не участвуют, однако благодаря их деятельности с веществами клетки происходят сложные превращения, что приводит к высвобождению энергии. Особое значение здесь приобретают реакции окисления и восстановления. Энергетический метаболизм клеток (образование и превращение энергии) происходит главным образом в митохондриях (органоиды клеток, в них протекают окислительно-восстановительные реакции). Большая часть энергии, высвобождаемой при катаболических процессах, образуется в митохондриях при участии кислорода – это аэробные реакции. Кроме аэробных реакций в организме происходят анаэробные реакции, не требующие кислорода, они чаще происходят в цитоплазме клеток. Анаэробные процессы наиболее характерны для мышечной ткани. Основной обмен Энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, называют основным обменом. Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет основной обмен в 2-2,5 раз интенсивнее, чем у взрослого. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. По изменению темпов ростовых процессов и интенсивности обмена девочки опережают мальчиков примерно на год. Обмен белков Белки в обмене веществ занимают особое место. Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма. Без белков нет роста. Белки, содержащие весь необходимый набор аминокислот для нормального синтеза белка организма, называют полноценными. К ним относят преимущественно животные белки. Белки, не содержащие всех необходимых для синтеза белка организма аминокислот, называют неполноценными (например, желатин, белок кукурузы, белок пшеницы). Наиболее высокая биологическая ценность у белков яиц, мяса, молока, рыбы. В организме ребенка интенсивно идут процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Это требует поступления в детский организм относительно большего количества белка, чем у взрослого человека. Чем интенсивнее идут процессы роста, тем больше потребность в белке. Белки не откладываются в организме про запас. Поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличения задержки азота и, следовательно, нарастания синтеза белка не произойдет. При этом у ребенка ухудшается аппетит, нарушается кислотно-щелочное равновесие, усиливается выведение азота. Ребенку нужно давать оптимальное количество белка. Особенности жирового обмена Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты. При распаде жира выделяется в два раза больше энергии, чем при распаде равного количества белков и углеводов. Кроме того, жир является обязательной составной частью клеточных структур: цитоплазмы, ядра и клеточной мембраны, особенно нервных клеток. Не израсходованный в организме жир откладывается в запас в виде жировых отложений. С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (витамины A,D,E), имеющие для человека жизненно важное значение. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета. Потребность организма в жирах на 1 кг массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом увеличивается абсолютное количество жира, необходимое для нормального развития детей. Обмен углеводов Углеводы являются основным источником энергии. Наибольшее количество углеводов содержится в злаках, картофеле. Богаты углеводами также овощи и фрукты. Расщепившись в пищеварительном тракте до глюкозы, углеводы всасываются в кровь и усваиваются клетками организма. Особенно чувствительной к снижению уровня глюкозы в крови (гипогликемии) является центральная нервная система. Значение глюкозы для организма не исчерпывается ее ролью как источника энергии. Она входит в состав нуклеиновых кислот, в состав цитоплазмы и, следовательно, необходима для образования новых клеток, особенно в период роста. В детском организме в период его роста и развития углеводы выполняют не только роль основных источников энергии, но и важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек, вещества соединительной ткани. Углеводы участвуют в окислении продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Водно-солевой обмен Хотя ни вода, ни минеральные соли не являются источниками энергии, их поступление и выведение из организма является условием его нормальной жизнедеятельности. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм вместе с минеральными веществами, она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода участвует в регуляции температуры тела, испаряясь, она предохраняет тело от перегрева. При нормальной температуре окружающей среды и нормальном пищевом режиме потребность воды у взрослого человека составляет 2-2,5 литра. Отношение количества потребленной воды к количеству выделенной составляет водный баланс. Организм ребенка быстро теряет и быстро накапливает воду. Потребность в воде на 1 кг массы тела с возрастом уменьшается, а абсолютное количество ее возрастает. Организм нуждается в постоянном поступлении минеральных солей. Они оказывают большое влияние на развитие ребенка. С кальциевым и фосфорным обменом связаны рост костей, сроки окостенения хрящей и состояние окислительных процессов в организме. Кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Фосфор нужен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Наибольшая потребность в кальции отмечается на первом году жизни ребенка. В молоке имеется идеальное соотношение солей кальция и фосфора. Поэтому включение молока в рацион питания детей обязательно. Потребность в железе у детей выше, чем у взрослых. Витамины и их значение Витамины – органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Витамины входят в состав многих ферментов. Это объясняет важную роль витаминов в обмене веществ. Витамины способствуют действию гормонов, а также повышению сопротивляемости организма (инфекция, действие высокой и низкой температуры). Они необходимы для стимулировании роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. Главным их источником являются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших количествах, но их недостаточность или отсутствие в пище нарушает образование соответствующих ферментов. Авитаминоз – отсутствие определенных витаминов, вызывающее специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания.
Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимы следующие витамины. Витамин В1 содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной крупах, печени. При отсутствии в пище витамина В1 развивается заболевание бери-бери. Больной теряет аппетит, наступает потеря чувствительности в мышцах ног. Без своевременного лечения наступает смерть. Витамин В2 содержится в хлебе, гречневой крупе, молоке, яйцах, печени, мясе, томатах. У человека первым признаком отсутствия этого витамина является поражение кожи. Витамин РР содержится в зеленых овощах, моркови, картофеле, горохе, дрожжах, гречневой крупе, ржаном и пшеничном хлебе, молоке, мясе, печени. При авитаминозе РР отмечается чувство жжения во рту. Кожа рук, шеи, лица становится грубой и шероховатой. Витамин В12 у человека синтезируется в кишечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб. При его недостатке в организме развивается злокачественное малокровие, связанное с нарушением образования эритроцитов. Витамин С (аскорбиновая кислота) широко распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, печени. Хорошо сохраняется аскорбиновая кислота в квашенной капусте. Недостаток витамина С вызывает заболевание цингой. Витамин А в организме человека образуется из распространенного природного пигмента (каротина), находящегося в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, абрикосах, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц. При недостатке витамина А замедляется рост детей, развивается “куриная слепота”, т.е. резкое падение остроты зрения при неярком освещении. Витамин D содержится в желтках, коровьем молоке, рыбьем жире. Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, в некоторых странах поражающей более половины детей в возрасте до 5 лет, является рахит. При рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются. Отсутствие или недостаток в организме витамина D вызывает тяжелые нарушения.
|
|||
|