|
|||
Блок VI. ПИЩЕВАРЕНИЕ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. Лекция VI. Анатомия и физиология органов пищеварения.. Обмен веществ и энергии. Анатомия и физиология органов пищеваренияСтр 1 из 4Следующая ⇒ Блок VI ПИЩЕВАРЕНИЕ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ Лекция VI Анатомия и физиология органов пищеварения. Обмен веществ и энергии Анатомия и физиология органов пищеварения Значение пищеварения Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные соли, витамины и воду. Пищеварением называют процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом. Физическая обработка заключается в измельчении пищи, ее протирании, растворении. Химические изменения представляют собой сложные реакции, происходящие в различных отделах пищеварительной системы, где под влиянием ферментов, содержащихся в секретах пищеварительных желез, происходит расщепление сложных нерастворимых органических соединений, содержащихся в пище, превращение их в растворимые и легко усваиваемые организмом вещества. Ферменты – это биологические катализаторы, вырабатываемые организмом и отличающиеся определенной специфичностью. Каждый фермент действует только на определенные химические соединения: одни расщепляют белки, другие – жиры, третьи – углеводы. В пищеварительном тракте в результате химической обработки белки расщепляются до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы (полисахариды) – до моносахаридов. Система органов пищеварения состоит из ротовой полости с тремя парами крупных слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки, в состав которой входит двенадцатиперстная кишка (в нее открываются протоки печени и поджелудочной железы, тощая и подвздошная кишки), и толстой кишки, состоящей из слепой, ободочной и прямой кишок. В ободочной кишке различают восходящую, нисходящую и сигмовидную кишки.
Пищеварение в ротовой полости В ротовой полости начинается физическая и химическая обработка пищи, а также осуществляется ее апробирование.
Измельчение пищи осуществляется зубами. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Общее число зубов у взрослых – 32. На 6-8 месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные зубы. В течение второго года жизни, а иногда и начала третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей. В 6-7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25-30 лет. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 7-9 человек из 10 обследованных нуждаются в лечении зубов. В первую очередь это связано с кариесом, возникающим вследствие разрушения эмали. Одной из основных причин повреждения эмали является ее деминерализация под влиянием кислот, которые образуются при распаде остатков пищи. Наряду с измельчением пиши в ротовой полости происходит смачивание ее слюной и начальный гидролиз некоторых пищевых веществ. С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается: наиболее заметные сдвиги в слюноотделении отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Пищеварение в желудке Желудок имеет вид изогнутого мешка, вмещающего 1-2 литра пищи. В желудке различают вход (кардиальная часть), дно (фундальная часть) и выход (пилорическая или привратниковая часть).
Изнутри желудок выстлан слизистой оболочкой, образующей много складок. В толще слизистой оболочки находятся железы, вырабатывающие желудочный сок. Желудочный сок человека – бесцветная жидкость кислой реакции с большим количеством соляной кислоты и слизи. Отделение желудочного сока начинается рефлекторно, уже тогда, когда пища попадает в полость рта. Оно может возникнуть и условнорефлекторно. Желудочный сок подготавливает желудок к перевариванию пищи и является важным условием, облегчающим этот процесс. Когда пища попадает в желудок, на нее продолжает рефлекторно вырабатываться желудочный сок за счет механического раздражения слизистой оболочки желудка. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке у детей дошкольного возраста является причиной его низких бактерицидных свойств и в значительной мере проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. Количество желудочного сока, его кислотность и переваривающая сила зависят от рода пищи. С возрастом по мере становления желудочной секреции, наиболее кислый сок отделяется на мясо, затем на хлеб и наименьшей кислотностью отличается сок на молоко. Роль печени и поджелудочной железы Частично переварившееся содержание желудка поступает в начальный отдел тонкого кишечника – двенадцатиперстную кишку. Здесь пищевая масса обрабатывается соком двух основных пищеварительных желез – печени и поджелудочной железы. Под влиянием содержащихся в них ферментов происходит наиболее интенсивная химическая переработка белков, жиров и углеводов, которые, подвергаясь дальнейшему расщеплению, доводятся в двенадцатиперстной кишке до такого состояния, что могут всасываться и усваиваться организмом. Относительная величина массы поджелудочной железы значительно увеличивается в возрасте от 1 года до 8 лет. Изменяется и ее секреторная функция. Активность белковых ферментов находится на довольно высоком уровне уже у грудного ребенка, далее она постепенно увеличивается, достигая максимума к 4-6 годам. Активность липазы увеличивается к концу первого года жизни и остается высокой до 9-летнего возраста. Активность ферментов, расщепляющих углеводы, на протяжении первого года жизни увеличивается в 3-4 раза, а максимальных значений достигает к 9 годам. В процессе переваривания пищевых веществ в двенадцатиперстной кишке важнейшую роль играет желчь. Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка. Количество желчи в раннем возрасте вполне достаточно для переваривания основного пищевого продукта – молока, содержащего эмульгированный жир, с возрастом желчеотделение усиливается. В процессе развития ребенка увеличивается способность желчного пузыря концентрировать желчь. Функции кишечника Из двенадцатиперстной кишки в основном переварившиеся пищевые вещества поступают в тонкий кишечник. Основной функцией тонкого кишечника является всасывание. Всасывание – это сложный физиологический процесс, происходящий главным образом за счет активной работы клеток кишечного эпителия. Белки всасываются в кровь в виде водных растворов аминокислот. В связи с тем, что для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, в небольшом количестве у них всасываются натуральные белки молока, яичный белок. Избыточное поступление в организм ребенка нерасщепленного белка приводит к разного рода кожным высыпаниям, зуду. Углеводы всасываются в кровь главным образом в виде глюкозы. Жиры всасываются преимущественно в лимфу в виде жирных кислот и глицерина. Важной функцией кишечника является его моторика. Моторика осуществляется продольными и кольцевыми мышцами кишечника, которые вызывают два типа кишечных движений – сегментацию и перистальтику. Сегментация или кольцеобразные сокращения повторяются через определенные интервалы времени (около 10 раз в минуту). Участки сокращения сменяются участками расслабления, и наоборот. Таким образом пищевые массы перемешиваются. Перистальтические движения распространяются медленными волнами (1-2 см/c) вдоль кишечника по направлению от полости рта и способствуют проталкиванию пищи. Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей менее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтика у детей слабее. У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых. У взрослого человека длина кишечника превышает длину его тела в 4-5 раз, а у грудного ребенка - в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 года до 3 лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.
|
|||
|