|
|||
Отношения России с региональными интеграционными объединениями ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ярким примером торгово-экономического сотрудничества в Америке является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное между США, Канадой и Мексикой и 1 января 1994 г. вступило в силу. В соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции к 2009 году почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами – участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины – отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривался. Приняты также решения в области миграции рабочей силы. В отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, Мексике такая помощь не предоставляется. Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер, поскольку, с одной стороны, в НАФТА участвуют такие развитые державы, как США и Канада, а с другой – Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Асимметричный характер определяет и различие целей стран-участниц. США, подписывая НАФТА опиралось на следующие предпосылки: - в связи с возрастанием роли экономических союзов США в одиночку сложно противостоять конкуренции со стороны ЕС и зарождающихся экономических союзов в Азии; - возможность реализации своего научно-технического потенциала при низких издержках производства, имеющихся у Мексики; - создание новых рабочих мест в Мексике, сократив тем самым поток иммигрантов с Юга; - возможность для широкого экономического проникновения в Латинскую Америку с целью расширения рынков сбыта. Канада первоначально расценивала создание НАФТА как угрозу своему статусу привилегированного торгово-экономического партнера США, но, в конечном счете, возобладала точка зрения, согласно которой трехсторонняя зона свободной торговли является наименьшим злом по сравнению с перспективой появления двусторонней американо-мексиканской зоны свободной торговли. Подписав НАФТА, Канада: - институализировала свои экономические отношения с США, не имеющие аналогов среди других промышленно развитых государств; - закрепила статус привилегированного торгово-экономического партнера США, обеспечив доступ к самому емкому в мире рынку. - рассчитывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой. Мексикапланирует путем создания режима свободной торговли с США: - реализовать такие преимущества, как наличие дешевой рабочей силы и изобилие природных ресурсов; - ускорить темпы своего экономического развития, прежде всего за счет экономии на масштабах производства и в результате либерализации движения капитала; - сократить период реформирования своей экономики и приобщения к числу промышленно развитых стран до 10-15 лет. В Южной Америке наиболее крупным региональным объединением являетсяЮжноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР).Соглашение о его создании было подписано 26 марта 1991 г. президентами Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В момент подписания договора был установлен график снижения действовавших до подписания соглашения ставок пошлин до полной их ликвидации. Образование МЕРКОСУР способствовало динамичному росту торговли между странами-участницами. К концу она стала наиболее перспективной интеграционной инициативой в Латинской Америке. В отличие от Европейского Союза МЕРКОСУР не предусматривает никакой помощи отдельным регионам или отраслям и признает только рыночные регуляторы экономического развития. В соответствии с договором решения принимаются путем консенсуса, но фактически Бразилия и Аргентина или даже сама Бразилия часто принимают решения без согласования со своими более слабыми партнерами. В декабре 1995 г. в Мадриде было подписано рамочное соглашение ЕС – МЕРКОСУР, предусматривающее подготовку к постепенной либерализации взаимной торговли вплоть до образования зоны свободной торговли. МЕРКОСУР также поддерживает идею образования зоны свободной торговли Южной и Северной Америки. Торгово-экономическое сотрудничество в Азии представлено большим числом региональных объединений, среди которых важное место занимает Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Соглашение о ее создании было подписано 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Основные цели АСЕАН: - содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона; - обеспечение экономической и политической стабильности в регионе; - разрешение внутрирегиональных проблем. Следует также упомянуть Азиатско-тихоокеанское экономическое Сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Первая встреча лидеров стран АТЭС состоялась в 1993 г. и выявила неравномерность распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. На совещании АТЭС в 1994 г. было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы до 2020 г. (для промышленно развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ВТО. Россия стала полноправным членом этой организации в ноябре 1998 г. В рамках АТЭС действуетСовет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) – неправительственная региональная организация, членство в которой осуществляется через национальные комитеты по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. Она провозглашает следующие цели: - обеспечение свободного передвижения людей, товаров, капитала, технологий и услуг; - защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков; - соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ВТО; - гармонизацию и совершенствование принципов рыночной экономики; - экономическую интеграцию независимо от проводимой экономической политики и политической ориентации страны. Характеризуя современные интеграционные процессы следует отметить, что все большую силу набирают межрегиональные формы интеграции. Прослеживается тенденция к усилению взаимодействия между интеграционными объединениями государств. Все интеграционные объединения государств в качестве институционной основы имеют соответствующие многосторонние межгосударственные организации с руководящими и вспомогательными органами. 3.3 Отношения России с региональными интеграционными объединениями С точки зрения альтернатив интеграции Россия в настоящий период имеет возможности выбора из ряда приоритетов: 1. Наращивать степень своей интегрированности с Европейским экономическим пространством. 2. Обеспечить перспективу интеграции в рамках межгосударственных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 3. В первоочередном порядке развивать процесс реинтеграции бывших республик СССР, воссоздавая цивилизованное пространство в рамках СНГ, а также восстанавливать связи, существовавшие в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Внешнеэкономическая политика России свидетельствует о попытках охватить все возможные пути включения в процессы интеграции. В отношениях России с ЕС существуют две основные точки зрения. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в экономический союз. Согласно Римскому и Маастрихтскому договору любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать "потерю управляемости". Однако в ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не столь актуален. Гораздо более насущные вопросы возникают в связи с подписанием нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Предыдущее СПС несомненно сыграло важнейшую роль в развитии взаимоотношений между Европейским Союзом и Россией: - положило начало повороту к качественно новым отношениям партнерства и сотрудничества; - создало политико-правовую базу отношений, определило их принципы и цели, основные области взаимодействия, учредило институты сотрудничества; - за годы действия СПС Стороны прошли немалый путь от учредительного документа к реальному сотрудничеству в различных областях экономики, политики и культуры, накопили большой опыт совместной работы. Основными целями Соглашения являются развитие экономических связей, перевод торговых отношений на недискриминационную основу, создание условий для постепенной интеграции России в Европейское экономическое пространство. Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары. В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями. Несмотря на достигнутые успехи, новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве до сих пор не подписано. Это связано во многом политическим напряжением между Россией и рядом стран ЕС, в частности с Польшей и прибалтийскими государствами. Особая важность в проекте нового соглашения отводится проблемам энергетической безопасности Европы. Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима. Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса, что не сообразуется с ее статусом и не соответствует потенциалу ее экономики. Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов. Не приуменьшая важности интеграционных процессов с ЕС и странами АТР, следует признать, что основные государственные интересы России состоят в развертывании процессов интеграции в рамках СНГ. В числе первоочередных задач находится формирование и развитие общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развитие системы транспорта, связи, энергетики. В соглашениях между странами СНГ предусмотрена и координация кредитно-финансовой политики, поощрение и защита инвестиций, сближение законодательств. В апреле 1994 года подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В настоящее время, в соответствии с этим Соглашением, таможенные пошлины при импорте из стран-участниц на практике не взимаются, а НДС и акцизы взимаются по тем же ставкам, которые применяются к товарам российского производства. В 2000 году было образовано Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В задачи данной организации входит формирование общих внешних таможенных границ, отмена барьеров во взаимной торговле, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Одним из шагов реализации этих задач стало образование таможенного союза с участием России, Белоруссии и Казахстана
|
|||
|