Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отношения России с региональными интеграционными объединениями



Ярким примером торгово-экономического сотрудничества в Америке является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное между США, Канадой и Мексикой и 1 января 1994 г. вступило в силу.

В соответствии с подписанным Соглашением о североамерикан­ской интеграции к 2009 году почти все тор­говые и инвестиционные барьеры между странами – участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины – отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривался.

Приняты также решения в области миграции рабочей силы. В отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предо­ставляется значительная финансовая помощь из совместных бюд­жетных фондов, Мексике такая помощь не предоставляется.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно рас­пространяется на огромную территорию с населением 370 млн. че­ловек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметрич­ный характер, поскольку, с одной стороны, в НАФТА участвуют такие развитые державы, как США и Канада, а с другой – Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к разви­вающимся странам.

Асимметричный характер определяет и различие целей стран-участниц.

США, подписывая НАФТА опиралось на следующие предпосылки:

- в связи с возрастанием роли экономических союзов США в одиночку сложно противостоять конкуренции со стороны ЕС и зарождающихся экономических союзов в Азии;

- возможность реализации своего научно-технического потенциала при низких издержках производ­ства, имеющихся у Мексики;

- создание новых рабочих мест в Мексике, сократив тем самым поток иммигрантов с Юга;

- возможность для широкого экономического проникновения в Латин­скую Америку с целью расширения рынков сбыта.

Канада первоначально расценивала создание НАФТА как угрозу своему статусу привилегированного торгово-экономического парт­нера США, но, в конечном счете, возобладала точка зрения, согласно которой трехсторонняя зона свободной торговли является наименьшим злом по сравнению с перспективой появления двусторонней амери­кано-мексиканской зоны свободной торговли. Подписав НАФТА, Канада:

- институализировала свои экономические отношения с США, не имеющие аналогов среди других промышленно развитых госу­дарств;

- закрепила статус привилегированного торгово-экономичес­кого партнера США, обеспечив доступ к самому емкому в мире рынку.

- рассчи­тывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой.

Мексикапланирует путем создания режима свободной торговли с США:

- реализовать такие преимущества, как наличие дешевой рабо­чей силы и изобилие природных ресурсов;

- ускорить темпы своего экономического развития, прежде всего за счет экономии на масштабах производства и в результате либерали­зации движения капитала;

- сократить период реформирования своей экономики и приобщения к числу промышленно развитых стран до 10-15 лет.

В Южной Америке наиболее крупным региональным объединением являетсяЮжноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР).Соглашение о его создании было подписано 26 марта 1991 г. президентами Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В момент подписания договора был установлен график снижения действовавших до подписания согла­шения ставок пошлин до полной их ликвидации.

Образование МЕРКОСУР способствовало динамичному росту торговли между странами-участницами. К концу она стала наиболее перспективной интеграционной инициативой в Латинской Америке.

В отличие от Европейского Союза МЕРКОСУР не предусматри­вает никакой помощи отдельным регионам или отраслям и признает только рыночные регуляторы экономического развития.

В соответствии с договором решения принимаются путем консенсуса, но фактически Бразилия и Аргентина или даже сама Бразилия часто принимают решения без согласования со своими более слабыми партнерами.           

В декабре 1995 г. в Мадриде было подписано рамочное соглаше­ние ЕС – МЕРКОСУР, предусматривающее подготовку к постепен­ной либерализации взаимной торговли вплоть до образования зоны свободной торговли. МЕРКОСУР также поддерживает идею образования зоны свобод­ной торговли Южной и Северной Америки.

Торгово-экономическое сотрудничество в Азии представлено большим числом региональных объединений, среди которых важное место занимает Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Соглашение о ее создании было под­писано 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Ма­лайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Основные цели АСЕАН:

- содействие экономическому, социальному и культурному разви­тию посредством сотрудничества стран региона;

- обеспечение экономической и политической стабильности в ре­гионе;

- разрешение внутрирегиональных проблем.

Следует также упомянуть Азиатско-тихоокеанское экономическое Сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестици­онной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных об­ластях. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Первая встреча лидеров стран АТЭС состоялась в 1993 г. и выявила неравномерность распределения благ от развер­тывающихся в регионе интеграционных процессов.

На совещании АТЭС в 1994 г. было при­нято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы до 2020 г. (для промышленно развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ВТО.

Россия стала полноправным членом этой органи­зации в ноябре 1998 г.

В рамках АТЭС действуетСовет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) – неправительственная региональная организация, членство в которой осуществляется че­рез национальные комитеты по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. Она провозглашает следующие цели:

- обеспечение свободного передвижения людей, товаров, капитала, технологий и услуг;

- защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков;

- соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ВТО;

- гармонизацию и совершенствование принципов рыночной эко­номики;

- экономическую интеграцию независимо от проводимой эконо­мической политики и политической ориентации страны.

Характеризуя современные интеграционные процессы следует отметить, что все большую силу набирают межрегиональные формы ин­теграции. Прослеживается тенденция к усилению взаимо­действия между интеграционными объединениями госу­дарств. Все интеграционные объединения государств в каче­стве институционной основы имеют соответствующие многосторонние межгосударственные организации с руково­дящими и вспомогательными органами.

3.3 Отношения России с региональными интеграционными объединениями

С точки зрения альтернатив интеграции Россия в на­стоящий период имеет возможности выбора из ряда приоритетов:

1. Наращивать степень своей интегрированности с Евро­пейским экономическим пространством.

2. Обеспечить перспективу интеграции в рамках межгосу­дарственных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регио­не.

3. В первоочередном порядке развивать процесс реинтеграции бывших республик СССР, воссоздавая цивилизованное пространство в рамках СНГ, а также восстанавливать связи, суще­ствовавшие в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Внешнеэкономическая политика России свидетельствует о попытках охватить все возможные пути включения в про­цессы интеграции.

В отношениях России с ЕС существуют две основные точки зрения. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в экономический союз. Согласно Римскому и Маастрихтскому договору любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать "потерю управляемости".

Однако в ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не столь актуален. Гораздо более насущные вопросы возникают в связи с подписанием нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

Предыдущее СПС несомненно сыграло важнейшую роль в развитии взаимоотношений между Европейским Союзом и Россией:

- положило начало повороту к качественно новым отношениям партнерства и сотрудничества;

- создало политико-правовую базу отношений, определило их принципы и цели, основные области взаимодействия, учредило институты сотрудничества;

- за годы действия СПС Стороны прошли немалый путь от учредительного документа к реальному сотрудничеству в различных областях экономики, политики и культуры, накопили большой опыт совместной работы.

Основными целями Соглашения являются развитие экономических связей, перевод торговых отношений на недискриминационную основу, создание усло­вий для постепенной интеграции России в Европейское эко­номическое пространство.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Несмотря на достигнутые успехи, новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве до сих пор не подписано. Это связано во многом политическим напряжением между Россией и рядом стран ЕС, в частности с Польшей и прибалтийскими государствами. Особая важность в проекте нового соглашения отводится проблемам энергетической безопасности Европы.

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса, что не сообразуется с ее статусом и не соответствует потенциалу ее экономики.

Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.

Не приуменьшая важности интеграционных процессов с ЕС и странами АТР, следует признать, что основные государственные интересы России состоят в развертывании процессов интеграции в рамках СНГ.

В числе первоочередных задач находится формирование и развитие общего эконо­мического пространства, таможенной и миграционной поли­тики, развитие системы транспорта, связи, энергетики. В соглашениях между странами СНГ пред­усмотрена и координация кредитно-финансовой политики, по­ощрение и защита инвестиций, сближение законодательств.

В апреле 1994 года подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В настоящее время, в соответствии с этим Соглашением, таможенные пошлины при импорте из стран-участниц на практике не взимаются, а НДС и акцизы взимаются по тем же ставкам, которые применяются к товарам российского производства.

В 2000 году было образовано Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В задачи данной организации входит формирование общих внешних таможенных границ, отмена барьеров во взаимной торговле, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка.

Одним из шагов реализации этих задач стало образование таможенного союза с участием России, Белоруссии и Казахстана



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.