Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3. Соглашения, регламентирующие



Вопросы для семинара

1. Процесс регионализации. Предпосылки, цели и формы интеграции

2. Европейский Союз, как наиболее развитое интеграционное объединение

3. Региональные объединения в Северной и Южной Америке

4. Региональные объединения в Азии

 

Тема 3. Соглашения, регламентирующие

внешнеторговые отношения стран

 

3.1 Процессы регионализации и интеграции.

Предпосылки, цели и формы интеграции

 

Рассмотренная тема унификации международного права в экономической сфере относилась к проявлению глобализации регулирования ВЭД. Однако если унификация с помощью конвенций относится к координационному методу регулирования, то наряду с ним существует и развивается также субординационныйметод, связанный с созданием элементов наднационального регулирования. Данный метод присущ процессам регионализации в рамках интеграционных группировок государств.

Экономическая интеграция определяется как процесс экономи­ческого взаимодействия стран, приво­дящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму меж­государственных соглашений и согласо­ванно регулируемый межгосударствен­ными органами.

Интеграционные процессы были обусловлены во многом быстрым экономическим разви­тием ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств междуна­родного транспорта и коммуникаций. Международная торговля стала все бо­лее дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии).

В качестве предпосылок интеграции выделяются следующие:

1. Близость уровней экономическо­го развития. Интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на при­мерно одинаковом уровне экономичес­кого развития.

2. Географическая близость.Большинство интеграци­онных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке, далее к ним подключались другие соседние государства.

3. Общность экономических и иных проблем.Экономи­ческая интеграция призвана решить набор конкретных проблем интегрирующих­ся стран.

4. Демонстрационный эффект.Успехи стран в рамках интеграционных объединений оказывают пси­хологическое воздействие на другие страны. Демон­страционный эффект проявился, напри­мер, в желании многих стран Европы стать членами ЕС, даже без наличия экономических предпосылок.

5. «Эффект домино».После того как большинство стран региона стали членами интеграционно­го объединения, остальные, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности переориентации экономичес­ких связей и сокращения торговли. В результате не имея изначального инте­реса, они высказывают заин­тересованность в подключении к инте­грации во избежание экономических потерь.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой схожие задачи:

1. Использование преимуществ эко­номики масштаба.Обеспечение расши­рения размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и др.

2. Создание благоприятной внеш­неполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление сотрудничества участ­вующих стран в политической, воен­ной, социальной, культурной и других областях.

3. Решение задач торговой полити­ки.РегиональнаяРРРРРР интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торго­вых переговоров, т.к согласованные выступления от лица блока стран более весомы.

4. Содействие структурной пере­стройке экономики. Подключение стран, осуществляющих эко­номические реформы, к объединениям стран с более высоким уровнем развития рассматривается как канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны также заинтересованы в этом в целях создания новых рынков сбыта.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.Интеграционное объединение нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

Очевидно, что интеграция отличается от просто экономического сотрудни­чества и, соответственно, международная организация в сфере интеграции, отли­чается от международной организации, обес­печивающей различные формы экономического сотрудниче­ства. Некоторые из этих отличий заключаются в следующем:

1. Государства-члены интеграционного объединения пере­дают интеграционному «центру» больший по сравнению с традиционными международными экономическими органи­зациями объем компетенции.

2. В рамках интеграционного объединения создается специальный режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

3. Международные организации, являю­щиеся инструментами интеграции, имеют специфическую структуру, с присутствием не только органов по обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формиро­ванию общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями.

Не обязательно, впрочем, чтобы в интеграционных про­цессах того или иного межгосударственного объединения имелись все эти признаки полностью.

Внешними проявлением интеграции являются:

- создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы;

- концентрация и переплетение капиталов;

- проведение согласованной внешнеэкономической по­литики.

На практике различают следующие организационно-пра­вовые формы интеграционных объединений:

1. Зона свободной торговли: в этом случае отменяются та­моженные пошлины в торговле между странами-участница­ми при сохранении каждой из них национальных таможен­ных тарифов в торговле с третьими странами.

2. Таможенный союз: вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам и образуется единая таможенная территория.

3. Общий рынок: отменяются таможенные пошлины и не­таможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капи­талов, рабочей силы, финансов.

4. Экономический союз: к признакам общего рынка добавляется единая внешнеэкономическая политика, расширяется применение «наднациональных» методов регулиро­вания.

5. Единое экономическое пространство: характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валю­той, тенденциями конфедеративного устройства.

Основным источником международно-правового регули­рования интеграционных процессов является между­народный договор или соглашение, а институционным механизмом – международные организации как органы интеграционного объедине­ния.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.