|
|||
Тема 3. Соглашения, регламентирующиеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Вопросы для семинара 1. Процесс регионализации. Предпосылки, цели и формы интеграции 2. Европейский Союз, как наиболее развитое интеграционное объединение 3. Региональные объединения в Северной и Южной Америке 4. Региональные объединения в Азии
Тема 3. Соглашения, регламентирующие внешнеторговые отношения стран
3.1 Процессы регионализации и интеграции. Предпосылки, цели и формы интеграции
Рассмотренная тема унификации международного права в экономической сфере относилась к проявлению глобализации регулирования ВЭД. Однако если унификация с помощью конвенций относится к координационному методу регулирования, то наряду с ним существует и развивается также субординационныйметод, связанный с созданием элементов наднационального регулирования. Данный метод присущ процессам регионализации в рамках интеграционных группировок государств. Экономическая интеграция определяется как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Интеграционные процессы были обусловлены во многом быстрым экономическим развитием ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии). В качестве предпосылок интеграции выделяются следующие: 1. Близость уровней экономического развития. Интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. 2. Географическая близость.Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке, далее к ним подключались другие соседние государства. 3. Общность экономических и иных проблем.Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем интегрирующихся стран. 4. Демонстрационный эффект.Успехи стран в рамках интеграционных объединений оказывают психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании многих стран Европы стать членами ЕС, даже без наличия экономических предпосылок. 5. «Эффект домино».После того как большинство стран региона стали членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности переориентации экономических связей и сокращения торговли. В результате не имея изначального интереса, они высказывают заинтересованность в подключении к интеграции во избежание экономических потерь. Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой схожие задачи: 1. Использование преимуществ экономики масштаба.Обеспечение расширения размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и др. 2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других областях. 3. Решение задач торговой политики.РегиональнаяРРРРРР интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров, т.к согласованные выступления от лица блока стран более весомы. 4. Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, осуществляющих экономические реформы, к объединениям стран с более высоким уровнем развития рассматривается как канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны также заинтересованы в этом в целях создания новых рынков сбыта. 5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.Интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Очевидно, что интеграция отличается от просто экономического сотрудничества и, соответственно, международная организация в сфере интеграции, отличается от международной организации, обеспечивающей различные формы экономического сотрудничества. Некоторые из этих отличий заключаются в следующем: 1. Государства-члены интеграционного объединения передают интеграционному «центру» больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции. 2. В рамках интеграционного объединения создается специальный режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. 3. Международные организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую структуру, с присутствием не только органов по обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формированию общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями. Не обязательно, впрочем, чтобы в интеграционных процессах того или иного межгосударственного объединения имелись все эти признаки полностью. Внешними проявлением интеграции являются: - создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы; - концентрация и переплетение капиталов; - проведение согласованной внешнеэкономической политики. На практике различают следующие организационно-правовые формы интеграционных объединений: 1. Зона свободной торговли: в этом случае отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами. 2. Таможенный союз: вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам и образуется единая таможенная территория. 3. Общий рынок: отменяются таможенные пошлины и нетаможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов. 4. Экономический союз: к признакам общего рынка добавляется единая внешнеэкономическая политика, расширяется применение «наднациональных» методов регулирования. 5. Единое экономическое пространство: характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства. Основным источником международно-правового регулирования интеграционных процессов является международный договор или соглашение, а институционным механизмом – международные организации как органы интеграционного объединения.
|
|||
|