Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список источников и литературы 2 страница



 

О.И. Крассов указывает, что главным фактором, определяющим правовой режим земельного участка, является целевое назначение категории земель, в составе которой находится участок. Составляющие особенную часть земельного права земельно-правовые институты с их специфическими правовыми режимами имеют важное значение для правильного порядка использования и охраны земельного участка как объекта купли-продажи и иных форм гражданского оборота Крассов, О.И. Земельное право современной России: Учебное пособие [Текст] / О.И. Крассов. - М., 2007. - С. 347..

 

На основе анализа сущности правового режима земельного участка мы приходим к выводу о том, что земельный участок является особым самостоятельным объектом гражданских правоотношений и выступает центральным, господствующим компонентом системы недвижимого имущества.

 

1.3 Правовое регулирование договора купли-продажи земельного участка

 

Восстановление института частной собственности в России послужило толчком процессу повсеместного проникновения частно-правовых начал во многие отрасли законодательства, но в связи с этим одновременно возникла проблема коллизии публично-правовых и частно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу природных объектов.

 

Правовой режим земельного участка предполагает определенное соотношение публичного и частного начал, вследствие чего правовой режим земельного участка является категорией комплексной, включающей индивидуальный поднормативный режим, отраслевой (гражданско-правовой) режим и межотраслевой режим, складывающийся в результате взаимодействия гражданско-правового режима участка и правового режима природного комплекса.

 

Конституция закрепила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9).

 

Эти положением подчеркивается значение природных ресурсов и главного из них - земли как основы жизни и деятельности народов. Это конституционное положение ориентирует на бережное отношение к природным ресурсам и их рациональное использование и обеспечивается природоресурсным и экологическим законодательством. Из принципа бережного отношения к природным ресурсам вытекает конституционное требование рационально использовать их. Эти принципы развиваются введением платы за пользование природными ресурсами, усилением государственного контроля за их использованием.

 

Таким образом, это конституционное положение направлено на соблюдение предусмотренных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды и подчеркивает неразрывность рационального использования природных ресурсов и их охраны, отмечает Б.Д. Клюкин Клюкин, Б.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1996. - С. 41..

 

В соответствии с правилами гражданского законодательства регулирование земельных участков осуществляется нормами ГК РФ, если законом не установлены специальные изъятия и ограничения.

 

М.В. Бархатов отмечает, что Гражданский кодекс предопределил необходимость изменений в традиционных подходах к правовому регулированию земельных отношений и поисков правильного соотношения, необходимых для этого частно-правовых и публично-правовых методов. Таким образом, была законодательно провозглашена возможность оборота земельных участков и сразу обозначены посылки к определению правового режима земельных участков как объектов гражданского оборота: находиться в обороте могут, но с определенными ограничениями. В частности, этим определяются изъятия из принципа свободы договора, заключаемого по поводу земельного участка Бархатов, М.В. Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации [Текст] / М.В. Бархатов. - М., 2002. - С. 359..

 

Основой правового регулирования оборота земли в Российской Федерации является Земельный кодекс РФ. Этот документ развивает нормы Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ по вопросам собственности на землю и оборота земли, а также нормы ГК РФ, регламентирующие куплю-продажу земельных участков Дьяков, А.П. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков в новом земельном законодательстве РФ [Текст] / А.П. Дьяков // Современное право. - 2006. - № 6. - С. 24-25.. ЗК РФ устанавливает особенности осуществления сделок для купли-продажи земельных участков. Земельный кодекс РФ определяет земли, полностью изъятые из оборота, - земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности (перечень приведен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ), а также земли, ограниченные в обороте, - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (перечень приведен в п. 5 ст. 27 ЗК РФ) Сыродоев, Н.А. Правовое регулирование оборота земельных участков [Текст] / Н.А. Сыродоев // Государство и право. - 2007. - № 6. - С. 9. .

 

Земельный кодекс РФ предусматривает особенности правового регулирования договора купли-продажи земельного участка. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ договор купли-продажи земельного участка должен заключаться с соблюдением требований статей 454 - 491 и 549 - 557 ГК РФ, а также особенностей, которые установлены в ст. 37 ЗК РФ. Продавать можно только те участки, которые прошли государственный кадастровый учет.

 

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулирует Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Принятию Закона предшествовала продолжительная дискуссия - в основном по проблеме сохранения целевого назначения этих земель, прежде всего сельхозугодий, и по вопросу продажи земельных участков этой категории земель иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства.

 

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Текст] : Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018:.

 

24 июля 2007 года был принят Федеральный закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» О государственном кадастре недвижимости [Текст] : Федеральный закон № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года (в ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4017.. Целью принятия этого закона явилось желание законодателя привести к единому знаменателю государственный учет объектов недвижимости. С принятием Закона о кадастре недвижимости в едином государственном кадастре недвижимости будет содержаться систематизированный свод сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о подземных сооружениях, если иное не предусмотрено федеральным законом Васильева, Ю. В России вводится единый кадастр объектов недвижимости [Текст] / Ю. Васильева // Известия. - 2008. - 03 июля. .

 

С вступлением нового закона в силу учет вновь созданных или преобразованных объектов (например, при учете земельных участков, сформированных из одного участка) будет осуществляться в одном едином государственном кадастре недвижимости, который будет содержать в себе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости (если речь идет о земельном участке), описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке (если речь идет о здании, сооружении и т.д.), площадь объекта недвижимости. Также в кадастре будут содержаться дополнительные сведения об объекте недвижимости.

 

Кадастровый учет с указанием в кадастре сведений, перечисленных в ст.7 Закона о кадастре недвижимости, позволит при совершении сделок по реализации объектов недвижимости с максимальной точностью описывать реализуемое имущество в предмете договора, что сведет к минимуму признание такой сделки незаключенной (ст. 432 Гражданского кодекса РФ) в связи с ненадлежащим (неполным), не дающим возможности индивидуализировать недвижимое имущество описанием предмета договора, а, проще говоря, в связи с несогласованием сторонами предмета договора.

 

Е.Л. Минина отмечает, что введение нового закона о кадастре недвижимости значительно облегчит порядок индивидуализации объектов недвижимости при их реализации и с наибольшей точностью позволит описывать недвижимое имущество в предмете договора, а так же упростит процесс государственного кадастрового учета земельных участков Минина, Е.Л. Об условиях договора купли-продажи земельных участков [Текст] / Е.Л. Минина // Экологическое право. - 2007. - № 2. - С. 21. .

 

Отношения, связанные с куплей-продажей земельного участка регулируются также и нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст] : Федеральный закон № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (в ред. от 23.04.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594. . В современных российских условиях сделки с недвижимым имуществом - явление очень распространенное и необходимое. В гражданский оборот вовлечены не только такие крупные объекты недвижимости, как предприятия, комплексы зданий, но и жилые дома, квартиры, земельные участки. При заключении сделок с недвижимостью затрагиваются интересы ее участников, и поэтому для них особенно важным является проведение сделки таким образом, чтобы их права не были нарушены и не возникли неблагоприятные правовые последствия. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).

 

Государственная регистрация сделок с недвижимостью есть нормальная процедура для цивилизованного рынка. Такой акт не просто уточняет и закрепляет права и обязанности сторон, совершивших сделку. Поскольку записи государственной регистрации доступны для третьих лиц, этот акт еще ответственно информирует их о правовом режиме объекта, который представляет для них интерес с какой-либо стороны, отмечает Л. Шейнин Шейнин, Л. Отсутствие государственной регистрации: как оно влияет на недействительность сделок с недвижимостью? / Л. Шейнин // Юридический мир. - 2005. - № 11. - С. 44. .

 

Необходимо отметить, что в настоящее время сформирована система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с куплей-продажей земельных участков. В целом Земельный кодекс РФ, Закон о государственном кадастре недвижимости, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения являются большим шагом вперед на пути реформирования земельных отношений в стране. Однако не вызывает сомнения и то, что необходимо провести еще большую работу по развитию нормативно-правовой основы этих отношений, особенно по разработке оптимальной системы правового регулирования купли-продажи земельных участков, которая могла бы обеспечить эффективное хозяйствование на земле.

 

1.4 Место договора купли-продажи земельного участка в системе гражданско-правовых договоров

 

Договор купли-продажи является самым первым институтом в разделе IV «Отдельные виды обязательств» действующего ГК (гл. 30 ГК), который по праву предваряет рассмотрение всех прочих договорных обязательств в рамках второй части гражданского кодекса. Он же является самым большим правовым институтом по количеству образующих соответствующую главу статей и числу воплощенных в них норм права (ст. 454-566 ГК).

 

В современном гражданском законодательстве договор купли-продажи имеет статус генеральной договорной конструкции, объединяя в себе целый ряд отличающихся друг от друга явлений и распространяя свой режим на многие другие гражданско-правовые институты. Договор купли-продажи обладает четко выраженной общей и особенной частями: помимо общих положений о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК) существует целый ряд отдельных видов договора купли-продажи, среди которых и интересующий нас договор купли-продажи недвижимости Гражданское право: Учебник [Текст] / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2000. - Том 3. - С. 80. .

 

Основанием выделения договора купли-продажи земельного участка в отдельный вид договора купли-продажи является такой признак как особенности отчуждаемых имущественных благах (недвижимость) Ровный, В.В. Эволюция договора купли-продажи в отечественном законодательстве и доктрине: по пути от дифференциации к единству: Вопросы частного права и цивилистики [Текст] / В.В. Ровный // Юридический вестник. Новосибирск. - 2001. - № 8. - С. 15..

 

Н.Н. Аверьянова отмечает, что договоры купли-продажи земельных участков значительно отличаются от договоров купли-продажи обычных товаров и во многих национальных законодательствах регулируются специальными нормами, как правило, императивного характера. Подобного рода сделки с земельными участками, которые являются не только разновидностью недвижимого имущества, но и природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы, природным ресурсом, используемым в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской федерации, регулируются не только нормами гражданского законодательства, но и имеющими отношение к обязательству по купле-продаже земельных участков соответствующими нормами земельного, лесного, природоохранительного и иного специального законодательства Аверьянова, Н.Н. Правовое обеспечение купли-продажи земельных участков [Текст] / Н.Н. Аверьянова, Н.Т. Разгельдеев. - Саратов, 2005. - С. 18..

 

Наряду с общими положениями, Гражданский кодекс РФ предусматривает особое регулирование договоров купли-продажи земельных участков, по которым земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому Пункт 3 ст. 129, пункт 3 ст. 209 ГК РФ. См: См: Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Текст] : Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.. Данные положения призваны урегулировать правовой режим такого объекта как земля, являющегося одновременно и природным объектом, и природным ресурсом и недвижимым имуществом. В Земельном кодексе РФ содержится ряд норм, регулирующих отношения по купле-продаже земельных участков. Основой правового регулирования оборота земли в Российской Федерации является Земельный кодекс РФ. Этот документ развивает нормы Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ по вопросам собственности на землю и оборота земли, а также нормы ГК РФ, регламентирующие куплю-продажу земельных участков.

 

Земельный кодекс РФ устанавливает особенности осуществления сделок для купли-продажи земельных участков Сыродоев, Н.А. Правовое регулирование оборота земельных участков… С. 9. . Кодекс определяет земли, полностью изъятые из оборота, - земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности Пункт 4 ст. 27 ЗК РФ. См: Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147., а также земли, ограниченные в обороте, - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности Пункт 5 ст. 27 ЗК РФ. См: Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147..

 

Как подчеркивается в работах специалистов в области земельного права, выработанное гражданским правом общее понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных отношений, но основное отличие оборотоспособности земельных участков от оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью Крассов, О.И. Право частной собственности на землю [Текст] / О.И. Крассов. - М., 2000. - С. 102-105.. Наиболее ярким примером таких ограничений является установление ст. 27 ЗК РФ видов земельных участков, исключенных из оборота и ограниченных в обороте. Эта норма Земельного кодекса РФ также принята в развитие положений ст. 129 ГК РФ, устанавливающих ограничение в обороте земельных участков в публичных интересах.

 

В соответствии со ст. 7 ЗК каждый земельный участок, в том числе находящийся в частной собственности, имеет правовой режим, включающий в себя целевое назначение и разрешенное использование. При продаже земельного участка, находящегося в частной собственности, ни продавец, ни покупатель не вправе самостоятельно изменить этот правовой режим.

 

Н.Н. Аверьянова обращает внимание на то, что продажа земель с изменением их правового режима всегда сопряжена с реализацией дополнительных процедур, обеспечивающих возможность такой продажи. Так, например, для того, чтобы продать земельный участок с изменением его целевого назначения, необходимо перевести его из одной категории в другую на основании решения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 8 ЗК) Аверьянова, Н.Н. Особенности купли-продажи земельных участков [Текст] / Н.Н. Аверьянова // Нотариус. - 2008. - № 1. - С. 43..

 

Важной особенностью совершения сделок с земельными участками является то, что предметами гражданско-правых сделок могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет; соблюдение требований о предельных размерах земельных участков, которые устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в зависимости от соответствующего целевого использования земельных участков; необходимость государственной регистрации сделок с земельными участками; невозможность в ходе сделки изменения его целевого назначения и режима использования.

 

Таким образом, мы приходим к выводу, что договор купли-продажи земельного участка занимает особое место в системе гражданско-правовых договоров, что обусловлено особым объектом такого договора: земельные участки являются не только разновидностью недвижимого имущества, но и природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы.

 

1.5 Стороны и предмет договора купли-продажи земельного участка

 

Сторонами договора купли-продажи земельного участка являются продавец и покупатель. В качестве продавца и покупателя могут выступать любые субъекты гражданского права с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

 

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования Ст. 5 ЗК РФ. См: Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.. Указанные субъекты права являются одновременно участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством Пункт 1 ст. 2, ст. 124, ст. 125 ГК РФ. См: Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Текст] : Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410., Пункт 3 ст. 3 ЗК РФ. См: Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.. Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Перечисленные субъекты права как обладатели соответствующих вещных или обязательственных прав на земельные участки могут быть участниками сделок с ними Оглоблина, О.М. Собственность и иные права на земельные участки в Российской Федерации [Текст] / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2006. - С. 283..

 

Граждане для совершения гражданско-правовых сделок с недвижимостью должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством. Правоспособность гражданина - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать это право. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью Суханов, Е.А. Гражданское право: Учебник... С. 318.. Дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности Пункт 1 ст. 21 ГК РФ. См: Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Текст] : Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В отличие от правоспособности, дееспособностью обладают не все граждане, поскольку по состоянию здоровья или в силу недостижения определенного возраста некоторые из них не способны к осознанному юридически значимому поведению Комментарий к Гражданскому кодексу (Части первой) [Текст] / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2007. - С. 284..

 

 

     

 

Касьянова О.В. отмечает, что сделки с земельными участками в интересах недееспособных или ограниченно дееспособных граждан заключаются в порядке, установленном законом. Так, за малолетних граждан, т.е. несовершеннолетних, не достигших 14 лет, подобные сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны по правилам ст. 28 ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать указанные сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем Ст. 26 ГК РФ. См: Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Текст] : Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.. От имени гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным, сделки совершает его опекун Ст. 29 ГК РФ. См: Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Текст] : Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.. Гражданин, который в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности, вправе совершать такого рода сделки лишь с согласия попечителя Ст. 30 ГК РФ. См: Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Текст] : Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.. Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность Касьянова, О.В. Правовое регулирование сделок с земельными участками... С. 147..

 

Участниками сделок с земельными участками могут быть граждане Российской Федерации, а также при определенных условиях иностранные граждане и лица без гражданства. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами Пункт 2 ст. 5 ЗК РФ. См: Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.. Данное правило основано на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для указанных субъектов национальный режим, который в отдельных случаях может быть ограничен федеральным законом. Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36 ЗК РФ Боголюбов, С.А. Земельный участок: вопросы и ответы… С. 64.. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

 

Юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений, которым могут принадлежать права на земельные участки, также могут быть как российскими, так и иностранными. Возможность совершения сделок с земельными участками российскими юридическими лицами (коммерческими или некоммерческими организациями любых видов) также обусловлена их правоспособностью Оглоблина, О.М. Купля-продажа земельных участков.. 185.. Правоспособность юридического лица возникает при государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент его ликвидации. В гражданском праве различают общую (универсальную) и специальную (уставную) правоспособность юридического лица.

 

Большинство коммерческих организаций обладают общей гражданской правоспособностью, которая означает, что обладающая ею коммерческая организация вправе осуществлять любые виды хозяйственной и иной деятельности, иметь любые гражданские права и нести все обязанности, связанные с осуществлением этой деятельности Тихомиров, М.Ю. Государственная регистрация акционерного общества [Текст] / М.Ю. Тихомиров // Право и экономика. - 2008. - № 9. - С. 34..

 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, в отличие от большинства других коммерческих организаций, обладают специальной правоспособностью. Специальная правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его учредительных документах и соответствуют установленным в этих документах предмету и целям деятельности данного юридического лица. По этой причине п. 3 ст. 9 ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст] : Федеральный закон № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746. к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе любого унитарного предприятия (основанного как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления), относит, в частности, цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия.

 

По общему правилу специальной правоспособностью обладают также некоммерческие организации Ст. 49 ГК РФ. См: Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Текст] : Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.. Пределы специальной правоспособности некоммерческих организаций определяются их учредительными документами. Сделки, заключенные некоммерческой организацией за пределами специальной правоспособности, установленной учредительными документами, будут считаться оспоримыми в соответствии со ст. 173 ГК РФ. Пределы специальной правоспособности некоммерческих организаций могут быть ограничены и законом Мищенко, Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» [Текст] / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2000. - С. 375..

 

Помимо граждан и юридических лиц, участниками земельных и гражданско-правовых отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Порядок участия указанных субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлен в ст. 125 ГК РФ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.