|
|||
Лазарев Лазарь Львович 15 страницаВ жизни был очень скромен. Одевался просто: сначала в парусиновую толстовку - излюбленную одежду среди интеллигентов в 30-е годы, позже, когда ему присвоили генеральское звание, в "парадных" случаях, мундир. Но чаще всего - обычный штатский костюм. Немногие часы отдыха любил проводить вместе со своими сотрудниками и друзьями. И даже незадолго до смерти, когда пережитые годы и болезни дали себя знать, тяжело переживал то, что не может, как прежде, приехать к себе в ОКБ и, придя в бригаду общих видов, начать создавать новую машину, ибо не представлял себе жизни без творчества. Вот таким удивительным человеком был Туполев - соратник и друг Архангельского. Коллектив ОКБ возглавил сын Туполева - Алексей Андреевич, который руководил разработкой конструкции первого советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Несколько раз в неделю Архангельский (у него неполная рабочая неделя) поутру отправлялся в ОКБ. Его без малого сорок лет возил один и тот же шофер, Петр Петрович. Архангельский приезжал на набережную, где высятся корпуса ОКБ и которая теперь носит имя Туполева, а на стене здания ОКБ висит мемориальная доска. Проходил через один и тот же подъезд, здоровался с вахтером и поднимался в кабинет на третьем этаже, который занимал уже многие десятки лет. Когда я впервые вошел в его кабинет, то удивился его скромной обстановке. Большой письменный стол, к которому приставлен буквой "Т" стол для заседаний. Несколько стульев, два кресла и диван. На одной стене - портрет Ленина, а на другой, прямо над столом Архангельского, - большой и великолепно выполненный портрет Жуковского кисти Космина. Показав на портрет Жуковского, Архангельский мне сказал: - У нас всего два таких портрета. Оригинал и копия, которую сделал сам автор. Мы их заказали специально для наших кабинетов. И по-мальчишески подмигнув мне, продолжал: - А Андрей Николаевич не разобрался, какой оригинал, какая копия, и повесил себе над столом копию. А оригинал-то вот он. И когда он улыбнулся, то за сединой и морщинами вдруг проглянуло что-то удивительно молодое и задорное. Да, таким был Длинный - любимец Жуковского, веселый 18-летний студент Шура. К нему заходили сотрудники. И в их разговоре и поведении чувствовалось удивительно бережное отношение к нему и огромное уважение. Все, к кому он обращался, считали прямо-таки честью для себя исполнить его распоряжение или просьбу. 30 декабря 1977 года в ОКБ праздновали 85-летие Архангельского. Заседание НТС, посвященное Архангельскому, открыл генеральный конструктор А.А. Туполев. Архангельского приветствовали и ответственные работники Совета Министров СССР, и министерства, командование ВВС и многие ученые и конструкторы. В зале находились и все те, кто работал рядом с ним, - это и члены пятой бригады, создавшие СБ, и просто молодые конструкторы, для которых Архангельский - это история авиации. В ответном слове, благодаря за поздравления и добрые пожелания, Архангельский, хитро улыбаясь, сказал: - Я, конечно, твердо обещать не могу, но, чтобы доставить вам удовольствие, постараюсь дожить до 90. Когда я разговаривал со многими конструкторами, то мне хотелось понять, почему они так любят и уважают Архангельского. Ведь дело не только в созданных самолетах. Тем более что последние годы он их уже не конструировал. Ответы были разные. Кто говорил о его доброжелательности, кто о трудолюбии. Кто-то вспомнил, что все чертежи на самолеты подписывал лично Архангельский, и что он не боялся риска, кто начинал перечислять его заслуги как конструктора. И постепенно я понял, что все они правы. И если просуммировать все сказанное, то Архангельского любят за то, что он смог сделать свою жизнь образцом служения своему народу, что он многими десятками лет своей долгой жизни смог доказать, что он достойный ученик и продолжатель дела того, кого Ленин назвал "отцом русской авиации". * * * Эта книга была уже закончена, когда Александр Александрович Архангельский скоропостижно скончался 18 декабря 1978 года, не дожив до своего 86-летия 11 дней. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Когда работа над книгой завершалась, он спросил меня: - А как вы собираетесь назвать книгу? Я ответил, что названия еще не придумал. Те, что приходили на ум, не подходят. Может быть, сам Александр Александрович что-нибудь предложит? - Как вам нравятся эти строки древнегреческой поэтессы Сафо: "Мне не кажется трудным до неба коснуться рукой"? - медленно проговорил он. - Нравятся, - ответил я. - Давайте назовем: "Коснувшись неба". - Хорошее название, - кивнул Архангельский. Потом, помолчав, добавил: - Знаете, я всю жизнь мечтал об этом. [1] Центральный государственный военно-исторический архив, фонд 493, опись 10, дело 21. [2] ЦГВИА; ф. 493, оп. 10. д. 21. [3] Самолет, 1924, № 2, с. 3. [4] В.И. Ленин и советская авиация. М., 1979, с. 112. [5] КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. М., 1958, с. 320. [6] Кольцов М. Хочу летать. М., 1932, с. 48. [7] Кольцов М., с. 49-50 и 53-54. [8] Кольцов М., с. 66-67. [9] Кольцов М., с. 96. [10] "Правда", 1936, 30 декабря. [11] Флаинг Ревыо Интернейшнл, т. 22, 1967, март. [12] Полынин Ф.П. Боевые маршруты. М., 1972, с. 186. [13] Яковлев А.С. Цель жизни. М., 1972, с. 160. [14] Шелест И. С крыла на крыло. М., 1977, с. 229. [15] Шелест И., с. 230. [16] Шелест И., с. 232. [17] Брофи А. Военно-воздушные силы США. М., 1957, с. 109. [18] Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. М, 1977, с. 41-42. [19] Пономарев А.Н., с. 44-45. [20] Цитируется по рукописной стенограмме выступления А.Н. Туполева.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора
|
|||
|