|
|||
Закон необходимой ошибки126. Закон "необходимой ошибки" Однажды бедняк пришел к своему духовному наставнику: — Бедность моя достигла предела, дети пухнут с голоду, жена болеет и нет денег на лечение — что делать? — Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Надо купить лотерейный билет и выиграть сто тысяч. — Сто тысяч — это как раз то, что нужно. Но мне всегда не везет, как я узнаю, какой билет купить? — Нет ничего проще. Ты пришел ко мне в четверг, сегодня у нас июль, так что покупай двадцать седьмой билет. Бедняк послушался, купил двадцать седьмой билет, выиграл сто тысяч и со слезами на глазах пришел благодарить. — Ты спас меня, отче, но как ты узнал, что нужен именно двадцать седьмой билет? — Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Ты пришел в четверг — это четыре, июль — седьмой месяц, четырежды семь — двадцать семь! — Но четырежды семь — двадцать восемь! — Глупец! — рассердился духовный наставник. — Ты выиграл и еще споришь! Видимо, и впрямь все лучшее находят ошибаясь! Сюда же просится и такой аспект:
"В политике бывают ситуации, когда из некоторых обстоятельств можно выбраться, только совершив ошибку". (Наполеон Бонапарт)
И такой:
"Перед ошибкою захлопываю дверь, В смятенье Истина: "Как я войду теперь?"
(Рабиндранат Тагор) Поскольку Истина не является элементом мира, а есть всего лишь компонента субъективного ощущения той или иной правильности в поступках и действиях людей (кстати, только людей!), она не может выступать антиподом или дополнением к тому, что традиционно считается ошибкой. Я полагаю, что ошибаться — это не значит нарушить некий якобы гармоничный порядок. Ошибаться, рискну высказаться прямо и откровенно, это, скорее, делать то, что единственно возможно в данных, тех или иных, обстоятельствах, потому что не ошибаться значило бы "ничего не делать", потому что любая активность «людской», так сказать, закваски изначально одномерна и плоска, а следовательно, и ошибочна, ибо затрагивает всегда только часть, или, говоря по-философски, фрагмент мира, чем непредсказуемо влияет на все остальное целое. Последнее обстоятельство постоянно требует от нас «исправительных» усилий, которые, в совокупности, и дают Историю, Науку, Знание. Как Афродита была из воды, но не вода, так и рожденное из ошибок не всегда есть ошибка!
|
|||
|