Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закон красноречивого действия



97. Закон "красноречивого действия"

В 1992 году на Украине произошел любопытный случай. Демократу из Львова Евгению Грыниву избиратели во время встречи заявили: народ бедствует, а ваши карманы, как говорят, набиты деньгами, дом — товарами. Все оправдания депутата заглушал возмущенный рокот голосов. Тогда обиженный народный избранник скинул правый башмак, снял носок и просунул в дырку этого носка палец. Аргумент оказался убедительным…

Нет лучшего средства, привлечь других людей на свою сторону, чем неожиданное, яркое, запоминающееся, буквально кричащее за вас и в вашу пользу действие.

Эта история подлинная. Такое было на самом деле.

Предстояло принятие великого композитора Людвига ван Бетховена в действительные члены Академии искусств в Париже. Председательствующий объявил: "Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей Академии великого Бетховена". И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в Академии нет, тем как бы предрешив исход дела.

В зале воцарилось молчание.

"Но…" — продолжал председатель… и налил из стоявшего на столе графина полный стакан воды, так что ни одной капли добавить нельзя было; затем оторвал из стоявшего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность. Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась. Тогда председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся. В ответ последовал взрыв аплодисментов. На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.

О ленинградце Баскине заговорили во время горбачевской «перестройки». Илья Баскин (Илья Баскин. Баскин — кладезь идей .) — 34-летний президент фирмы «Гарант» — в те годы сумел добиться невозможного: отвоевать под Ленинградом, в Кингисеппе, бывшую армейскую казарму и с помощью крупнейших американских бизнесменов, собравших 250 тысяч долларов для закупки японского швейного оборудования, наладить производство десятков тысяч детских платьев, сорочек и блузок.

Но местные власти и разные чиновники всячески противились его предложениям. Однако каждое начальственное "не лезь" только прибавляло силу этому человеку.

Однажды он решил привезти из Текстильного института студенток и предложил им выбрать для будущих моделей ткани. Девушки ткани выбрали и модели придумали совершенно новые. Шили их на себя. А через месяц Баскин посадил студенток в «Икарус» и привез в приемную начальника главка.

— Ты чего тут шоу у меня в приемной устраиваешь?! — попытался поорать один из руководителей главка, но, увидев очаровательных студенток в не менее очаровательных нарядах, смягчился:

— Это торговля никогда в жизни не возьмет. Не нужны советским людям такие наряды.

— Возьмет, — возразил Баскин. — Вернее, уже взяла.

Оказывается, еще по дороге к начальству Баскин на том же «Икарусе» привез девушек в крупнейший ленинградский женский универмаг «Пассаж», где несколько моделей готовы были продавать хоть завтра.

Наверное, не было в древнем мире человека, который бы не знал фрину. Ту, которая на свои собственные деньги, заработанные ее ласками, предложила отстроить город Фивы, разрушенный македонскими войсками.

Фрина родилась за 328 лет до Рождества Христова в Беотии, то есть в Центральной Греции.

Она была умна и очень красива. Впервые ее увидели обнаженной на празднике Нептуна в Элевзисе. Она сбросила свои одежды, распустила длинные волосы и вошла в море, как вышедшая из него Афродита. Но подобный поступок перед лицом всего народа был вовсе не бесстыдством, а грандиозным великодушием.

Народ знал, что она красавица, но знал это только по слухам, она сделала ему честь открытием своей красоты, и народ благодарил ее громкими рукоплесканиями.

Ваятель Пракситель, находившийся в это время там, до такой степени был восторжен таким соединением совершенств, что тогда же создал в натуры Фрины скульптуру богини Афродиты.

Говорят, что именно после этого случая Фрина стала любовницей адвоката Гиперида. И не только его.

Но, изваяв богиню с гетеры, скульптор внес раздор в общество. Сотни тысяч паломников, которые молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты и посылали поцелуи мраморной статуе, вслух восклицали: "Афродита, прекрасная Афродита!" Но про себя они шептали: "Как ты прекрасна, Фрина, божественна твоя красота!"

Рис. Пракситель. Афродита Книдская. 364–361 до н. э.

 

Естественно, что разразился скандал, фрина предстала перед судилищем. Главным обвинителем куртизанки был Евтихий, беззубый омерзительный человечишка, которому Фрина когда-то отказала…

Он говорил, что Фрина, не довольствуясь оскорблением установленного культа, хотела ввести в государстве поклонение новым богам.

"Я доказал вам, — говорил он, заканчивая речь, — бесчестие фрины, бесстыдно предающейся оргиям, на которых присутствуют мужчины и женщины, обожествляющие Изодэтес. Преступление ее явно, оно доказано. За это преступление назначается смерть. Пусть же умрет Фрина. Так повелевают боги, ваш долг повиноваться им".

Гиперид возражал Евтихию.

Он прежде всего настаивал на том, что поведение фрины гораздо выше поведения других женщин из того же класса, что она не могла предавать осмеянию уважаемые всеми церемонии и никогда не думала вводить нового культа. Речь была красноречива, но она не убедила судей, несмотря на заключение, в котором Гиперид вдохновенно воскликнул, что вся Греция будет рукоплескать оправдательному вердикту, постоянно повторяя: "Слава вам, что вы пощадили фрину!" Несмотря на остроумное сравнение Евтихия с жабой, вызвавшее улыбку на лицах некоторых из судей, большинство гелиастов имело во взглядах нечто угрожающее.

Гиперид не ошибался, чувствуя беду.

"Что сделать, чтобы убедить их? — думал он, испуганный этими пагубными признаками. — Что делать?"

А зал шумел. Промедление грозило непоправимостью.

И тут Гиперида осенило.

Величественным движением руки он заставил всех замолкнуть. И, обернувшись к обвиняемой, сидевшей около него на скамье, сказал ей:

— Встань, Фрина.

Затем, обратившись к гелиастам, проговорил:

— Благородные судьи, я еще не окончил своей речи!

Нет! Еще осталось заключение, и я закончу так: посмотрите все вы, поклонники Афродиты, а потом приговорите, если осмелитесь, к смерти ту, которую сама богиня признала бы сестрою…

Говоря эти слова, Гиперид сбросил с Фрины одежды и обнажил перед глазами всех прелести куртизанки.

Крик восторга вылетел из груди двухсот судей.

Охваченные суеверным ужасом, но еще более восхищенные удивительной красотой, представшей перед ними, — сладострастно округленною шеею, свежестью и блеском тела, — гелиасты, все как один, провозгласили невиновность фрины.

Жаба Евтихий был посрамлен… его ярость удвоилась при виде радостной гетеры, свободно уходившей под руку со своим милым адвокатом. Исход процесса Фрины стал событием в Афинах.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.