|
|||
Шри Кришнамачарья – 3 страница2-43 kayendriyasiddhirasuddhiksayattapasah Удаление нечистоты позволяет телу функционировать более эффективно. Сдерживаются как физические, так и умственные болезни и недомогания. 2-44 svadhyayadistadevatasamprayogah Размышления, развитые до высочайшей степени, приближают человека к высшим силам, и это способствует пониманию наиболее сложного. 2-45 samadhisiddhirisvarapranidhanat Обращение к Богу способствует полному пониманию любого выбранного объекта. 2-46 sthirasukhamasanam Сейчас представляются Асана и Пранаяма, - следующие два аспекта йоги (см. сутру 2-29), помогающие понять и правильно использовать наше тело и наше дыхание. С них, в отличие от изменения отношения, легче начинать. Для большинства из нас появляется возможность с их помощью начать уменьшать помехи на выбранном пути. Краткость поданных ниже инструкций объясняется тем, что упражнения изучаются под непосредственным руководством учителя. 2-47 prayatnasaithilyanantasamapattibhyam Эти качества могут быть достигнуты распознаванием и наблюдением за реакцией тела и дыхания на различные позы, составляющие практику асаны. Однажды познанные, эти реакции могут контролироваться шаг за шагом. 2-48 tato dvandvanabhighatah Если правильно следовать этим принципам, практика асаны поможет минимизировать влияние внешних факторов на тело, таких, как возраст, климат, диета и работа. 2-49 tasminsatisvasaprasvasa yorgativicchedah pranayamah Выполняя асаны, мы начинаем понимать, как ведет себя дыхание. Ритм дыхания глубоко индивидуален. Он зависит от состояния нашего мышления и результата воздействия внутренних и внешних сил на наше тело. Познание дыхания, полученное посредством практики асаны, является основой для начала практики пранаямы. 2-50 bahyabhyantarastambha vrttirdesakala-samkhyabhih paridrsto dirghasuksmah Каковы компоненты пранаямы? 2-51 bahyabhyantaravisa yaksepi caturthah В состоянии йоги появляется совершенно другое-состояние дыхания. 2-52 tatah ksiyate prakasavaranam Результаты выполнения упражнений Патанджали описывает следующим образом: 2-53 dharanasu ca yogyata manasah Разум теперь подготовлен к процессу направления на выбранную цель. 2-54 svavisayasamprayoge cittasya svarupanukara Теперь можно определить обуздание чувств, пратьяхару, являющуюся пятым аспектом йоги (см.2-29): 2-55 tatah parama vasyatendriyanam Тогда чувства становятся управляемыми, ГЛАВА 3 VIBHUTIPADAH В этой главе, названной вибхутипада, Патанджали описывает способность разума посредством выполнения различных упражнений (описанных в предыдущих двух главах) достичь состояния, свободного от возмущений. Такой разум может глубоко проникать в суть объектов и концепций. Действительно, для этого открываются колоссальные возможности. В личности растет знание об объектах, находящихся в более высоких измерениях. Однако даже такое знание может само быть источником возмущений и препятствовать личности достичь высшего состояния бытия. Высшее состояние - это свобода от возмущений любого вида и в любое время. Следующие три сутры описывают шестой, седьмой и восьмой компоненты йоги, упомянутые в сутре 2-29. Первые пять компонентов описаны в главе 2. 3-1 desabandhascittasya dharana Разум достигает способности быть направленным (дхарана), когда концентрация на выбранном объекте остается стабильной, несмотря на существование других объектов, отвлекающих разум от выбранного направления. Объект выбирается независимо от притягательности альтернатив. Выбранный объект может носить сенсуальный или концептуальный характер, быть простым или сложным, ощутимым или недоступным для осязания, пребывать в благоприятных условиях или быть искаженным различными помехами. Способность выдерживать направление в таких ситуациях ограничена, если разум подвержен возмущениям или на него сильно влияют помехи типа превратного понимания (см. сутру 2-3). 3-2 tatra pratyayaikatanata dhyanam После фиксации направления развивается связь между проявлениями разума и выбранным объектом. 3-3 tadevarthamatranirbhasam svarupasunyamiva samadhih Вскоре личность настолько вовлекается в объект, что становится очевидным его постижение. Все остальное исчезает. Так, будто индивидуум потерял себя. Это полная интеграция с постигаемым объектом (самадхи). Когда мы достигаем этого состояния, очевидным останется только сам объект. Мы даже не будем подозревать, что существуем отдельно от него. Наш разум сливается с объектом и ни с чем другим. 3-4 trayamekatra samyamah Три процесса, описанные в сутрах 3-1, 3-2 и 3-3, могут применяться к различным объектам в разное время или могут быть направлены на один и тот же объект на неопределенное время. 3-5 tajjayatprajnalokah Что является результатом практики самьямы? 3-6 tasya bhumisu viniyogah Любой ли объект может быть выбран для направления на него разума в процессе самьямы? Что лежит в основе нашего выбора? 3-7 trayamantarangam puvebhyah В сравнении с первыми пятью компонентами йоги (сутра 2-29), три последних (сутры 3-1, 2, 3) являются более сложными. 3-8 tadapi bahirangam nirbijasya Благодаря настойчивости и дисциплине мы можем адаптировать наше мышление для поддержания процесса направленности. 3-9 vyutthananirodhasamskarayorabhibhavapradurbhtvau Разуму свойственны два состояния, базирующихся на двух различающихся тенденциях. Это внимание и рассеянность. Однако в любой момент превалирует только одно из них, и это состояние влияет на поведение индивидуума. 3-10 tasya prasantavahita samskarat Можем ли мы развить состояние внимательности? Но если мы не будем пытаться поддерживать это состояние, возьмет верх состояние рассеянности. 3-11
sarvarthataikagratayoh ksayodayau cittasya Даже рассеянность может изменяться и может быть модифицирована. Разум может пребывать в хаотическом состоянии или быть настолько инертным, что не поддается возмущениям, или быть легко восприимчивым к любым отвлекающим явлениям. Эти вариации зависят от свойственных нам тенденций и нашей реакции на них. Существует другое, промежуточное состояние бытия. 3-12 tatab punah santoditau tulyapratyayau С дальнейшим очищением нашего разума: 3-13 etena bhutendriyesu dharmalaksanavasthaparinama Ясно, что характеристики наших разумов различаются. К тому же они меняются со временем. Разум, чувства и ощущаемые объекты обладают тремя общими характеристиками: инертностью, активностью и ясностью. Большинство изменений в нашем разуме происходит из-за того, что эти три свойства находятся в состоянии постоянного движения. Как они изменяются, когда они изменяются и как различные их комбинации влияют на характеристики нашего мышления, вопрос сложный. Однако, Как уже установлено, разум пребывает в различных состояниях (в соответствии с которыми возникают различные отношения, возможности и манеры поведения индивидуума). Можно также сказать, что изменения могут происходить во всех объектах восприятия и в ощущениях. Подобные изменения могут происходить на различных уровнях и под воздействием различных внешних факторов, таких, как время или наши умственные способности. 3-14 santoditavyapadesyadharmanupati dharmi Субстанция содержит все свои характеристики. В зависимости от конкретно принимаемой ею формы, соответствующие этой форме характеристики становятся очевидными. Но какие бы формы и какие бы характеристики субстанции ни проявлялись в данное время, существует база, содержащая все характеристики. Некоторые проявлялись в прошлом, некоторые очевидны в настоящее время, другие проявят себя в будущем. Важность сутр от 3-9 до 3-14 в том, что все, воспринимаемое нами, является фактом, а не фикцией. Но эти факты подвергаются изменениям. Эти два правила Патанджали, известные, как сатвада и паринамавада, лежат в основе его учения. 3-15 kramanyatvam parinamanyatve hetuh Можно ли повлиять на характеристики субстанции? 3-16 parinamatrayasamyamadatitanagatajnanam В какой-то мере самъяма представляет собой процесс изменения ментального потенциала от состояния ошибочного постижения объекта (или полного непонимания) к состоянию полного постижения. Когда этот потенциал достаточно высок, индивидуум может выбрать любой объект для развития глубокого знания о нем. Эти объекты могут быть как внешними (в пределах сенсорного восприятия), так и концепциями (типа времени или взаимосвязей). В следующих сутрах перечислены некоторые аспекты знания, вытекающие из различных самъям. От нас самих зависит, будем ли мы заинтересованы в использовании нашего высокоразвитого ума для получения узкоспециализированных знаний или мы более озабочены истинной свободой нашего индивидуального выбора. Истинная свобода - это нечто большее, чем осознанная необходимость. Это состояние, в котором все наши действия таковы, что не приводят к сожалению и раскаянию. Патанджали предостерегает от неправильного использования самъямы. 3-17 sabdarthapratyayanamitaretaradhyasats- Патанджали выбирает для самъямы процесс коммуникации. Для связи с другими людьми существует множество символов и языков. Языки служат для объяснения чего-либо такого, что уже пережито, переживается или будет пережито. 3-18 samskarasaksatkaranatpurvajatijnanam Во всех областях человеческой деятельности существует скрытая возможность развития индивидуальных привычек и склонностей. Некоторые из них более очевидны, чем другие. 3-19 pratyayasya paracittajnanam Каждое ментальное проявление производит явный физический эффект. Например, физическое состояние нашего тела, наша осанка, наше дыхание различны в зависимости от того, спим мы или сердимся. 3-20 na са tatsalambanam tasyavisayibhutatvat Но можем ли мы разглядеть за этими признаками источник текущего состояния ума? 3-21 kayarupasamyamattadgrahyasaktistambhe Физические характеристики конкретной индивидуальности различимы из-за их непохожести на окружение. Точно так же белое пятно очевидно на фоне , черной стены, но черное пятно на этой же стене уже не будет таким очевидным. Это похоже на принципы маскировки, используемые хамелеонами и другими дикими животными. Так опытный охотник может растворить свою человеческую форму в окружающей среде, развив сверхосторожность и наблюдательность, тщательно выбирая места и используя правильные движения. 3-22 sopakramam nirupakramam ca karma На наши действия влияет цель самого действия, состояние ума исполнителя, ясность, которой мы обладаем, и обстоятельства. 3-23 maitryadisu balani Различные качества, такие, как дружелюбие, сочувствие, удовлетворенность, могут быть исследованы самъямой. Это позволяет узнать, как укрепить выбранное качество. Точно так же можно получить какое-нибудь специфическое физическое или ментальное мастерство. 3-24 balesu hastibaladmi Например, 3-25 pravrttyalokanyasatsuksmavyavahitaviprakrstajnanam Направление разума на исследование самой жизненной силы посредством самьямы и удержание этого направления дает возможность постигать тонкие различия и понимать, что мешает глубокому изучению. 3-26 bhuvanajnanam surye samyamat Самьяма может быть направлена на космос. Ниже даются несколько примеров: 3-27 candre taravyuhajnanam Исследование самъямой луны дает глубокое знание положения звезд в различное время. 3-28 dhruve tadgatijnanam Нам на земле кажется, что звездный небосвод вращается вокруг Полярной звезды, поэтому 3-29 nabhicakre kayavyuhajnanam Даже различные части тела могут быть объектом самьямы. 3-30 kanthakupe ksutpipasanivrttih Исследование самъямой горла дает понимание причин возникновения жажды и голода. Это позволяет контролировать проявление их крайних симптомов. 3-31 kurmanadyam sthairyam Исследование самъямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, дает средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях. 3-32 murdhajyotisi siddhadarsanam Исследование самьямой источника высших умственных способностей индивидуума может развить сверхнормальные способности. 3-33 pratibhadva sarvam Все может быть понято. После каждой попытки возникает новое, спонтанное понимание. 3-34 hrdaye cittasamvit Сердце считается местонахождением разума. 3-35 sattvapurusayoratyantasankinayoh pratyayvisesobhogah Разум, который изменяется, и Воспринимающий, который не изменяется, схожи, но имеют разный и различимый характер. Когда разум направлен вовне и машинально реагирует на объекты, возникает либо удовольствие, либо боль. Однако когда в определенный момент индивидуум начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, разум отсоединяется от внешних объектов, и тогда возрастает понимание самого Воспринимающего.
|
|||
|