Шри Кришнамачарья – 1 страница
Шри Кришнамачарья –
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Любой, кто сегодня более-менее глубоко интересуется йогой, не мог пройти мимо информации о двух наиболее распространенных в современном мире школ йогической практики - йоги господина Б. К. С. Айенгара и аштанга-виньяса-йоги Шри Паттабхи Джойса. И, конечно же, каждый, кто знаком с их практикой и теорией, знает, что в основе обеих школ - один и тот же практический подход, подаренный миру одним из величайших Мастеров Йоги, живших в нынешнем столетии, - профессором Шри Кришнамачарьей. Шри Кришнамачарья был учителем как господина Айенгара, так и Паттабхи Джойса. Однако прямым наследником самого Кришнамачарьи является его сын - Три Т. К. В. Десикачар. Винийога господина Десикачара является третьей современной ветвью учения великого Мастера. В своей деятельности по развитию практики и теории йоги Шри Т. К. В. Десикачар опирается на изначальные трактовки, сформулированные самим Кришнамачарьей, одним из центральных элементов которых является его интерпретация бессмертных "Йога-Сутр" Патанджали. Мы полагаем, что без "Йога-Сутр" в трактовке Кришнамачарьи серия "Антология йоги" была бы неполноценной, и поэтому с радостью представляем читателю работу Шри Т. К. В. Десикачара, в которой он интепретирует "Йога-Сутры" Патанджали и комментирует их в строгом соответствии с тем, как это делал его отец. Право первого издания этой работы на русском языке было предоставлено мне лично господином Десикачаром в январе 1995 года. Возможно, некоторые из интерпретаций господина Десикачара покажутся спорными знатокам санскрита. Это естественно, ведь сама по себе сутра - способ подачи информации, допускающий множество различных толкований... Тем не менее, ни в коем случае не отказываясь от трезвого критического подхода к анализу представленного материала, читателю имеет смысл помнить о том, что в основе интепретаций, данных Кришнамачарьей, лежит проверенная многими поколениями мастеров надежная эффективная практика.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Я посвящаю это издание профессору Вильяму Скелтону из Колгейтского университета, выразившему духовную суть определения йоги на основании текстов Бхагават Гиты как способности действовать с высшим мастерством, а не ради собственной корысти.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Многие из моих друзей внесли свой вклад в этот проект, но нескольким я хочу выразить особо глубокую признательность за их неоценимую помощь и назвать их поименно: Мари Луизу Скелтон, за руководство проектом и помощь в редактировании; фонд изучения Великих Религий Мира при Колгейтском университете и его директора профессора Джона Росса Картера, за щедрую поддержку; Майкла Смита и Билла Харвея за помощь в редактировании; Р. Брабхакара за просмотр публикуемых подробностей; С. Шидхарана за помощь в подготовке отпечатанной рукописи.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Веды, источник индийской мысли, вдохновили великих мудрецов прошлого представить шесть философских школ, известных как даршаны. Даршана означает зеркало, которое может отразить чью-либо жизнь в целом. Каждая из шести даршан рассматривает жизнь с определенной точки зрения: ее происхождение; ее страдания; средства достижения высшего счастья и достижение высшего знания. Йога является одной из даршан. Ее автор - Патанджали, о котором мало что известно. Есть люди, верящие в то, что он являлся инкарнацией божественного змея Ананты, на котором покоится вселенная. Другие идентифицируют его с грамматистом Патанджали, жившим во втором столетии до нашей эры. Патанджали представил свою работу в стиле, именуемом сутра. Сутра определяется как произведение, содержащее небольшое количество слов, свободное от амбициозности, содержательное, и утвердительное по форме. Слова сутры, собранные вместе, не формируют даже полного предложения. Сутра связывает учителя и учение, но сама по себе она не может объяснить каждое положение. Ее стиль настолько лаконичен, что ее можно легко выучить на память. И действительно, первым шагом ученика является зазубривание сутры. Длительное время Учитель заставляет ученика декламировать сутру в точном соответствии с оригиналом. (Мы должны помнить, что в то время превалировали устные наставления.) И только после этого учитель начинает истолковывать ее смысл. Йога не является оригинальным изобретением Патанджали, да он этого и не утверждает. Йога - как слово и как идея - упоминается в Ведах, Упанишадах и других индийских текстах. Существуют различные по смыслу значения этого слова. Патанджали с присущей ему гениальностью сформулировал понятие йоги, связав ее с умственной деятельностью. Определение йоги, данное Патанджали, звучит следующим образом: "Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь" (Сутра 1.2). До тех пор пока это состояние не будет реализовано, человек не сможет полностью связать себя с Богом. Уникальное определение йоги, данное Патанджали, - это только первый его вклад в проблему мышления. Он анализирует функционирование разума и упоминает бесчисленные средства, помогающие привести в порядок возмущенное сознание. Наличие стабильного ума в здоровом деле является целью йоги Патанджали. Он не настаивает на вере в Бога. Он не ссылается на толкование Бога в Ведах. Его Бог не Хозяин мира, а Учитель. Именно из-за такого подхода он поддавался критике со стороны Вьясы, Шанкары и Рамануи, когда они комментировали его методы стабилизации мышления. Эта публикация основана на мудрости Шри Т. Кришнамачарьи, уникального Мастера, известного своими познаниями во всех школах Веды и совершенствующегося в йоге более шестидесяти лет. Сопереживание, присущее ему как целителю больных, его ораторское искусство и глубина знания санскрита, его анализ роли занятий йогой для людей всех верований и национальностей сделали его всеобщим учителем. Но эта публикация не должна восприниматься новичками в качестве полного изложения учения Кришнамачарьи.
ГЛАВА 1
SAMADHIPADAH Сутры Патанджали представлены в четырех главах. Первая глава названа Самадхипада (глава о самадхи). Эта глава определяет йогу и ее характеристики. В ней обсуждаются проблемы, связанные с достижением состояния йоги, а также способы разрешения этих проблем.
1-1
atha yoganusasanam
Первая сутра вводит в существо рассматриваемого вопроса, как это и положено в соответствии с устными традициями. В древней санскритской литературе принято, что первое слово, атха, служит дополнением к молитве, обеспечивая благоприятное начало и успешное завершение предстоящей работы. С этого начинается авторитетное наставление по йоге. Патанджали отмечает, что рассматриваемый предмет имеет древнюю предысторию и сам он не является его основоположником. Но, изучив сей предмет до необходимой глубины под руководством наставника, он стал достаточно компетентным, чтобы разделить постигнутое со своими последователями. Избранный им стиль вполне подходит для последующей передачи новым ученикам в традиционной устной манере.
1-2
yogasgcitta vrttinirodhah
Что такое йога? У этого слова много интерпретаций, и оно многому соответствует. Патанджали приводит свое определение данного слова. Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь. Объект наблюдения может быть как внешним по отношению к нам, так и внутренним - частью нас самих. Но это может быть и область интересов, концепция или что-то, находящееся выше уровня человеческих ощущений, скажем, Бог.
1-3
tada drastub svarupe 'vasthanam
Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно. В состоянии йоги появляется способность контролировать всевозможные предубеждения и вымышленные элементы. Их влияние уменьшается или исключается вовсе. Убираются все препятствия к обновленному постижению.
1-4
vrttisarupyamitaratra
При отсутствии состояния ума, называемого йогой, Способность понимания объекта либо замещается его ментальной концепцией, либо попросту отсутствует как таковая. Возбужденный разум редко выдерживает одно направление. Даже если он это делает, понимание объекта будет ложным.
1-5
vrttayah pancatayyah klistaklistah
Что такое разум? Патанджали определяет его через присущие ему проявления*. Разум не может быть воспринят иначе, как посредством этих проявлений. Существуют пять проявлений разума. Каждое из них может принести пользу и каждое может принести вред. Будут ли эти проявления полезны или вредны, сразу не ясно. Только время определит их воздействие.
1-6
pramana viparyayavikalpanidrasmrta yah
Пять проявлений - это постижение, превратное понимание, воображение, глубокий сон и память. Каждое ментальное проявление обладает своими характеристиками. Они не всегда очевидны, но могут быть распознаны. Их влияние (в различных комбинациях) и воздействие на наше поведение определяют нашу индивидуальность.
1-7
pratyaksanumanagamah pramanani
Каждое из проявлений имеет ярко выраженный характер. Постижение базируется на прямом наблюдении за объектом, умозаключении и информации из авторитетных источников. Разум регистрирует объект посредством своих ощущений. Но если доступная информация неадекватна или недостаточна для чувственного восприятия, другие способности, типа логического мышления и памяти, обеспечивают более полное постижение объекта, о котором делается умозаключение. Подобным образом, мы воспринимаем места, людей и концепции, находящиеся вне нашего прямого наблюдения. Но постижение в состоянии йоги отличается от всех описанных выше вариантов постижения. В этом состоянии оно в большей степени соответствует истинной природе объекта.
1-8
viparyayo mithyajnanamatadrupa pratistham
Превратное понимание - это такое понимание, которое воспринимается как правильное до тек пор, пока более благоприятные условия не откроют истинную природу объекта. Превратное понимание обусловлено ошибочным наблюдением или неправильной интерпретацией увиденного. Причиной является наша неспособность к глубокому пониманию увиденного, возникающая из-за влияния прошлого опыта и изменившихся условий. Ошибка может быть распознана позднее, а может и никогда. Цель практики йоги - распознавать и контролировать случаи неправильного постижения (см. главу 2).
1-9
sabdajnananupati vastusunyo vikalpab
Воображение - это постижение объекта, основанное только на словах и выражениях. Даже при отсутствии объекта. Это происходит при отсутствии прямого восприятия. Использование ссылок на значения и побочные толкования, ассоциативные образы, связанные с описывающими словами, приводит воображение к постижению. Дополнительную помощь оказывает использование поэзии или ораторского искусства. Постижение возможно также благодаря снам, чувствам и эмоциям. Прошлый опыт, сохраненный в памяти, достаточно часто благоприятствует этому ментальному проявлению.
1-10
abhavapratyayalambana tamovrttirnidra
Глубокий сон происходит тогда, когда разум переполнен инертностью и отсутствуют другие проявления. Сон - это всеобщее и регулярно повторяющееся проявление* разума. Инертность может наступить из-за скуки или истощения и привести ко сну. Сон - это нормальное состояние для всех живущих существ.
1-11
anubhutavisa yasampramosah smrtih
Память - это ментальное сохранение сознательного опыта. Весь сознательный опыт запоминается в памяти. Невозможно сказать, является ли память истинной, ложной, реальной или воображаемой. Каждое из проявлений разума и все они вместе являются подтверждением существования этого разума. Каждое проявление может, в различное время и при различных обстоятельствах, быть и полезным, и вредным. Их воздействие может проявляться как прямо и немедленно, так и в виде опосредованных проявлений спустя длительное время.
1-12
abhyasavairagyabhyam tannirodhah
Как мы приходим к состоянию йоги? Что мы должны делать и чего не должны? Разум может достичь состояния йоги посредством упражнений и отрешенности.
1-13
tatra sthitau yatno 'bhyasah
Каковы основные черты этих упражнений? Несмотря на отсутствие описания используемых приемов, следующие две сутры указывают на их свойства. Упражнение, в основном, - это правильное усилие, требуемое для продвижения вперед, достижения и поддержания состояния йоги (см. 1-2). Выбранные упражнения должны быть корректно освоены под руководством наставника, знающего и понимающего обучаемого. Если подходящее упражнение для конкретного обучающегося не подобрано или не выполняется должным образом, вряд ли стоит рассчитывать на достижение успеха.
1-14
sa tu dirghakalanairantaryasatkaradarasevito drdhabhumih
Только после длительного выполнения правильных упражнений, без перерывов, при наличии положительного к ним отношения и рвения, можно достичь желаемого. Обычным является стремление энергично, с энтузиазмом начать занятия и сразу получить результат. Но отвлекающее воздействие повседневной жизни и огромное сопротивление ума поощряют нас поддаться человеческой слабости. Все это понятно. Все мы склонны к подобному. Эта сутра подчеркивает необходимость подойти к упражнению трезво, возбудить в себе самодисциплину, положительное отношение к предстоящему труду и понимание длительности пути к конечному успеху.
1-15
drstanusravika visa yavitrsnasya vasikarasamjnavairagyam
По мере освоения упражнений мы обнаруживаем, как возрастает наша способность к самодисциплине и нейтрализации побочных воздействий. В конце концов мы можем достичь состояния отрешенности, когда. На высшем уровне отсутствует какое бы то ни было стремление как к высшим ощущениям, так и к экстраординарному опыту. Полезным результатом упражнений являются физическая сила и ловкость, повышенное осознание и чувствительность. Может появиться стремление использовать это новое умение для доказательства своего превосходства. Но все это случайные преимущества и отвлекающие стремления. И, если мы будем придавать им слишком большое значение, мы можем потерять из виду путь йоги.
1-16
tatparam purusakhyatergunavaitrsnyam
Далее Когда индивидуум достиг полного понимания своей истинной сути, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию, как изнутри, так и вне его. Отрешенность развивается по мере самопознания. Неизбежное желание отступить не сможет быть подавлено навсегда. И поскольку оно существует, оно, безусловно, вновь выйдет на поверхность.
1-17
vitaika vicaranandasmitarupanugamatsampra jnatah
Объект постепенно становится полностью понимаемым. Сначала на более поверхностном уровне. Со временем постижение становится более глубоким. И наконец оно становится всеобъемлющим. Достижение такой глубины понимания вызывает чистую радость. Индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает окружения. Такой уровень восприятия сути объекта возможен только в состоянии йоги. Часто мы способны понять поверхностные и наиболее очевидные элементы. Но постижение не будет полным до тех пор, пока мы не достигнем безошибочного восприятия самых глубинных слоев.
1-18
viramapratya yabhyasapurvah samskaraseso 'nyah
Если разум поднимается до состояния йоги и пребывает в нем, то Обычные ментальные возмущения отсутствуют. Однако память о прошлом остается. В этом состоянии "восприятие" - процесс мгновенный, а не постепенно развивающийся. Воспоминания остаются, помогая нам жить в повседневном мире не вызывая тревог.
1-19
bhavapratya yo videhaprakrtil ayanam
Неизбежно, из-за того что нас в мире многие миллионы, Будут такие, которые родятся в состоянии йоги. Им не нужны упражнения или самодисциплина. Но такие люди редкость и им не следует завидовать. В действительности, некоторые из них могут не устоять перед влиянием мирских искушений и потерять свои врожденные способности.
1-20
sraddhaviryasmrtisamadhiprajnapurvaka itaresam
Но как же с остальными из нас? Существует ли реальный шанс достичь этого состояния йоги? Благодаря вере, которая дает достаточно энергии для достижения успеха вопреки всем случайностям, направление будет выдержано. Реализация целей йоги - это вопрос времени. Целью является способность направлять разум на объект не отвлекаясь, что со временем даст результат в виде ясного и правильного понимания выбранного объекта. Вера - это несокрушимая убежденность в том, что мы достигнем цели. Мы не должны поддаваться самодовольству в случае успеха или разочаровываться при неудачах. Мы должны стойко и настойчиво преодолевать все, что отвлекает наше внимание, независимо от того, кажется оно нам хорошим или плохим.
1-21
tivrasamveganamasannah
Чем интенсивней вера и усилие, тем ближе цель.
1-22
mrdumadhyadhimatratva'ttato 'pi visesah
Обладаем ли мы (и можем ли обладать) одинаковыми возможностями? Глубина веры не одинакова для разных личностей. И она различна в разное время для одной и той же личности. Результаты будут отражать эти различия. Такие вариации являются продуктом культурной базы и способностей личности.
1-23
Isvarapranidhanadva
Патанджали признает, что попытки изменить состояние нашего разума в сторону йоги наталкиваются на препятствия, которые различны по своей силе. Но тот, кто обладает врожденной верой в Бога, наверняка способен преодолеть все эти препятствия.
Тот, кто возносит регулярные молитвы к Богу с чувством смирения перед его мощью, безусловно обретет возможность достичь состояния йоги. В следующих сутрах Патанджали дает свое определение Бога.
1-24
klesakarma vipakasa yairaparamrstah purusavisesa isvarah
Бог - это Высшее Существо, чьи действия никогда не основаны на неправильном постижении.
1-25
tatra niratisayam sarvajnabijam Как Бог может быть таким необычным? Он знает все, что следует знать. Его постижение выше понимания человека.
1-26
tatra niratisayam sarvajnabijam
Является ли Бог, согласно Патанджали, ограниченным во времени или же он не подвластен времени? Бог вечен. В действительности он перво-учитель. Он источник Руководства для всех учителей прошлого, настоящего и будущего.
1-27
tasya vacakah pranavah
Как мы должны относиться к Богу? Как нам к нему обращаться? Способом, наиболее соответствующим Его качествам. В различных культурах и различных религиях используются различные слова для описания Бога. Но, вне зависимости от исповедуемой религии, единственно важным является то, что мы выражаем Богу свое наивысшее уважение и делаем это безо всяких внутренних противоречий.
1-28
tajjapastadarthabhavanam
Как мы устанавливаем связь с Богом? Для того чтобы связаться с Богом, необходимо регулярно и правильно обращаться к Нему и размышлять о Его качествах. Патанджали считает необходимым постоянно размышлять о достоинствах Бога. К этому можно добавить постоянное повторение Его имени с молитвой и созерцанием. Но механическое повторение и молитва бесполезны, если они не сопровождаются осознанной мыслью, рассуждениями и глубоким уважением.
1-29
tatah pratyakcetanadhigamo 'pyantarayabhavasca
Тому, кто верит в Бога, такие размышления принесут несомненную пользу. Со временем человек постигнет свою истинную природу. Его не смутят никакие препятствия, которые могут возникнуть на его пути к состоянию йоги.
1-30
vyadhistyanasamsayapramadalasyavirati- bhrantidassanalabdhabhumikatvana- vasthitatvani citta viksepaste 'ntarayah
Что это за препятствия? Существует девять типов препятствий на пути к развитию ментальной ясности: болезнь, ментальная стагнация, сомнения, недостаточное предвидение, усталость, индульгирование*, иллюзии относительно реального состояния своего разума, недостаточное упорство и деградация. Они являются помехами, поскольку создают ментальные возмущения и способствуют отвлечению внимания.
1-31
duhkhadaurmanasyangamejayatvasvasaprasvasa viksepasahabhuvah
Можем ли мы определить, когда эти препятствия возникают и в чем проявляются? Появление всех этих препятствий выражается посредством одного или нескольких следующих симптомов: ментальный дискомфорт, негативное мышление, неспособность легко переносить различные позы тела, трудности при контроле дыхания. Любой из этих симптомов может иметь далеко идущие последствия. Следующие восемь сутр содержат рекомендации по преодолению препятствий и определению их симптомов. Эти рекомендации полезны как для глубоко верующих в Бога, так и для неверующих.
1-32
tatpratisedharthamekatattvabhyusah
Если вы сможете выбрать подходящее средство для успокоения разума и упражняться в его применении, несмотря ни на какие провокации, препятствия не смогут укорениться.
1-33
maitrikarunamuditopeksanam sukhaduhkhapunyapunya visa yanam bhavanatascittaprasadanam
В повседневной жизни мы видим вокруг себя людей более счастливых, чем мы, и людей менее счастливых. Некоторые из них совершают достойные поступки, другие создают проблемы. Каково бы ни было наше обычное отношение к таким людям и х поступкам, если мы сможем порадоваться за более счастливых и посочувствовать менее счастливым, возликовать вместе с создающими вещи, достойные восхищения, и остаться равнодушными к ошибкам других, наш разум станет уравновешенным.
1-34
pracchardanavidharanabhyam va pranasya
Когда мы обнаруживаем препятствие или симптом препятствия, нам Может помочь выполнение дыхательных упражнений с использованием растянутого выдоха. Этим приемам желательно обучаться под руководством Гуру (учителя).
1-35
visa yavati va pravttirutpanna manasah sthitinibandhini
Зрение и слух играют существенную роль в получении информации для разума. Это двери восприятия, и мы часто являемся их рабами. Но не можем ли мы исследовать то, что является более мощным в нас, чем наши ощущения? Не можем ли мы обострить их и заставить служить нам? Регулярными исследованиями роли ощущений мы можем уменьшить ментальные искажения.
1-36
visoka va jyotismati
Одной из величайших тайн жизни является сама жизнь. Когда мы интересуемся, что есть жизнь и что сохраняет нас живыми, мы успокаеваем отвлекающие нас мысли. Рассмотрение вещей более великих, чем мы сами, помогает определить перспективу.
1-37
vitaraga visa yam va cittam
Когда мы сталкиваемся с проблемами, большую пользу может принести совет того, кто уже справился с подобными проблемами. Такой совет может быть получен либо напрямую от живого человека, либо посредством изучения опыта живого или уже умершего человека.
1-38
svapnanidrajnanalambanam va
Если мы уверены, что много знаем, мы увеличиваем риск стать самонадеянными в нашем знании. Последствия будут разрушительными. В действительности, даже наиболее привычные события не всегда нам ясны. Исследование грез и сна, а также опыт, полученный во время этих состояний, могут помочь прояснить некоторые из наших проблем. Как освежает хороший ночной сон! Какое беспокойство приносят кошмарные сны!
1-39
yathabhimatadhyanadva
Любое пробуждение интереса успокаивает разум. Зачастую исследование простых объектов (к примеру - первый крик новорожденного) может помочь успокоить ментальные возмущения. В других случаях помогает изучение более сложных объектов, типа математических гипотез. Но такие исследования не должны подменять основную цель - постепенное повышение состояния нашего мышления от рассеянного до направленного.
1-40
paramanuparamamahattvanto 'sya vasikarah
Каковы последствия развития этого состояния йоги? Когда человек достигает этого состояния, ничто не ускользает от постижения. Разум может отследить и помочь понять простое и сложное, безграничное и бесконечно малое, осознаваемое и неосознаваемое. Механизмы такого постижения объясняются ниже.
ksinavrtterabhijatasyeva manergrahitrgrahanagrahyesu tatsthatadanjanata samapattih
Когда разум свободен от возмущений, появляется возможность вовлечения всех ментальных процессов в исследование объекта. Оставаясь в таком состоянии, вы становитесь полностью погруженным в объект. Тогда разум, подобно отшлифованном алмазу, отражает только свойства объекта и ничего более.
Вначале все ментальные проявления, кроме сна, вовлекаются в постижение объекта. Но, постепенно, остаются только необходимые для правильного и безупречного постижения.
1-42
tatra sabdarthajnana vikalpaih sankirna savitarka samapattih
Это происходит не спонтанно, а постепенно. Вначале, из-за влияния прошлого опыта и старых идей наше понимание объекта искажено. Все услышанное, увиденное, прочитанное или прочувствованное вмешивается в наше восприятие. Некоторые из этих воздействий могут быть несущественными. Другие, наоборот, могут сильно искажать объект и мешать постижению.
1-43
smrtiparisuddhau svarupasunyevarthamatranirbhasa nirvitarka
Когда направление разума на объект будет длительным, идеи и воспоминания прошлого постепенно отступят. Разум становится кристально чистым и неотделимым от объекта. В этот момент нет ощущения себя. Остается только чистое восприятие.
|