Теория
| Автор
| Метод
| Факты
| Теоретические взгляды
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
1. Рекапиту-ляции
| С. Холл
| Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
| Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает. 1) детские страхи, не имеющие реальных оснований; 2) схематизм рисунков, алогичность мышления, анимизм, трансдукция..
| Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последовательность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жизнь в пещерах, охота, строительство, скотоводство, растениеводство, меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
| -установил наличие закономерности в развитии ребенка;
-классифицировал игры.
1) констатация закономерного, а не стихийного характера развития психики 2) построение периодизации развития психики 3) исторически первые исследования детских страхов и игры
| -использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
-критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
-критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
-критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но неправильно отождествлять эти процессы.
|
2. Трех ступенчатого развития
| К. Бюллер
| Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
| Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
| Стадии развития ребенка сопоставимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет). Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
Единая схема развития психики у животных и человека (3 стадии: инстинкт-навык-интеллект). Механизм р-я – созревание нервной системы в условиях общения с людьми
| -ввел эксперимент;
-наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
1) рассматривал поведение в целом, а не его отдельные формы 2) выделил в онтогенезе смены поведения в целом - первая завершенная периодизация 3)ввел эксперимент как метод исследования 4) отмечал важность развития НС в развитии психики и поведения 5) пытался объяснить мотивацию игры 6) создал теорию речи
| -перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
-навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
·не учел роль активности субъекта в развитии;
-полностью исключено средовое влияние.
|
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
| Л. Гезелл,
Л. Термен.
| Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
| Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов подобие плато, а к старости- регрессивные изменения (закон затухания)
| Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
1) Механизм развития – созревание. Основной тезис – уровень физического, речевого и социального развития ребенка должен соответствовать некоторой статистической возрастной норме. развитие заканчивается к 18 годам (все параметры стабилизируются)
| ·первыми использовали близнецовый метод, технические (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
·разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
·положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
·учитывали пол и порядок рождения ребенка;
| ·все объективные изменения фиксировались вместе (психическое и физическое, смешанное развитие);
·представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
·исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
·небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
|
4. «Чистой доски»
| Скиннер, Торндайк
| Лабораторный (обучающий) эксперимент.
| Законы научения:
· готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
· повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
· эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).
| После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
| ·естественнонаучный подход;
·учет влияния среды на развитие.
| ·игнорирование активной позиции ребенка;
·научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
|
5. Конвергенции двух факторов
| В. Штерн
| Наблюдение, биографический метод.
| Способности детей повторяют способности родителей.
| Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
| -учет влияния и средовых и генетических факторов
1) «оптимизация» соотношения средового и социального факторов в развитии ребенка по сравнению с предыдущими теориями 2) Разрабатывает теорию способностей. Роль задатков в развитии способностей
| ·потребность в самосохранении является основой для психического развития.
·социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
·роль наследственности ведущая.
|
6. Психодинамическая концепция развития личности
| З. Фрейд
А. Фрейд
| Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
| · наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
| В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности),
оно (неосознаваемые потребности),
сверх- Я (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). Сверх-Я считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
| -первая концепция личностного развития;
-открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
-формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
-разработка проблемы защитных механизмов;
| -сведение побудительных сил развития к телесным;
-ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
-периодизация получена на клиническом материале (неврозы);
|
7. Эпигенетическая
концепция
| Э. Эриксон
| Анализ биографий, кросс-культурные сравнения, анализ современного ему общества с выделением его специфики.
| Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
| Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную периодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эго-идентичности и в групповой принадлежности.
| -единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
-человек сам определяет свою судьбу
-социальное начало-двигатель развития;
-период старости не имеет негативного значения;
| -не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
-нет определения критерия перехода от стадии к стадии;
-человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
|
8. Концепция развития интеллекта
| Ж. Пиаже
| Клиническая беседа
| Особенности детского мышления:
·эгоцентризм;
·реализм;
·артифициализм;
·алогизм;
·трансдукция.
| Интеллект, общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знаниям которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперационная стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
Механизм развития – преодоление кризисов развития в течение всей жизни описываемое как решение задач.
Результат кризиса – достижение психосоциальной идентичности (создание и принятие целостного образа себя в единстве с социальными связями)
| -введение метода клинической беседы;
-интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
-развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
-отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
| -использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
·игнорировал влияние обучения на развитие;
-ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
|
9. Культурноисторическая
| Л. Выготский
| Эксперимент (развитие понятий)
|
| Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие -культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды, сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая.
2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
Механизм р-я – социализация, кот. рассматривается как способ преодоления эгоцентризма ребенка. основные характеристики дет. мышления: - эгоцентризм (перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей) - магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) - анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей) - артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей) - реализм (не может фантазировать и представить что-то, если никогда этого не видел); - трансдукция (нет дедуктивного мышления, обобщения).
Мех-м развития - развитие действий. Концепция развития психики ребенка как трансформация совершаемых им действий (операций) и развития интеллекта через развитие операций. Действия, первоначально единые с мышлением (сенсомоторная стадия р-я интеллекта) приобретают особые признаки и превращаются в операции. Сенсомоторная и доооперациональная стадии сменяются операциональной. От стадии конкретных операций мышление переходит на стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам. Исходя из этого, Пиаже разработал особое направление исследований – генетическая эпистемология.
| -введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
-среда -источник развития;
-ввел представление о смысловом строении сознания;
-для развития необходима активность ребенка.
|
|