Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.



Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

 

Теория Автор Метод Факты Теоретические взгляды Сильные стороны Слабые стороны
1. Рекапиту-ляции С. Холл Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей. Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает. 1) детские страхи, не имеющие реальных оснований; 2) схематизм рисунков, алогичность мышления, анимизм, трансдукция.. Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последовательность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жизнь в пещерах, охота, строительство, скотоводство, растениеводство, меновые отношения). Развитие определяется генетическими механизмами. -установил наличие закономерности в развитии ребенка; -классифицировал игры.   1) констатация закономерного, а не стихийного характера развития психики 2) построение периодизации развития психики 3) исторически первые исследования детских страхов и игры -использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность); -критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий; -критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого; -критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но неправильно отождествлять эти процессы.
2. Трех ступенчатого развития К. Бюллер Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки. Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий). Стадии развития ребенка сопоставимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет). Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития). Единая схема развития психики у животных и человека (3 стадии: инстинкт-навык-интеллект). Механизм р-я – созревание нервной системы в условиях общения с людьми -ввел эксперимент; -наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения). 1) рассматривал поведение в целом, а не его отдельные формы 2) выделил в онтогенезе смены поведения в целом - первая завершенная периодизация 3)ввел эксперимент как метод исследования 4) отмечал важность развития НС в развитии психики и поведения 5) пытался объяснить мотивацию игры 6) создал теорию речи -перенес зоологический эксперимент на исследование человека; -навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком); ·не учел роль активности субъекта в развитии; -полностью исключено средовое влияние.
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции). Л. Гезелл, Л. Термен. Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики. Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов подобие плато, а к старости- регрессивные изменения (закон затухания) Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания. 1) Механизм развития – созревание. Основной тезис – уровень физического, речевого и социального развития ребенка должен соответствовать некоторой статистической возрастной норме. развитие заканчивается к 18 годам (все параметры стабилизируются) ·первыми использовали близнецовый метод, технические (зеркало, фотографии) и тестовые методики; ·разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка; ·положили начало детской психологии как нормативной дисциплины; ·учитывали пол и порядок рождения ребенка; ·все объективные изменения фиксировались вместе (психическое и физическое, смешанное развитие); ·представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни; ·исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне); ·небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
4. «Чистой доски» Скиннер, Торндайк Лабораторный (обучающий) эксперимент. Законы научения: · готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании); · повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление); · эффекта (каждое действие имеет определенный эффект). После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций. ·естественнонаучный подход; ·учет влияния среды на развитие. ·игнорирование активной позиции ребенка; ·научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
5. Конвергенции двух факторов В. Штерн Наблюдение, биографический метод. Способности детей повторяют способности родителей. Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. -учет влияния и средовых и генетических факторов   1) «оптимизация» соотношения средового и социального факторов в развитии ребенка по сравнению с предыдущими теориями 2) Разрабатывает теорию способностей. Роль задатков в развитии способностей ·потребность в самосохранении является основой для психического развития. ·социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации); ·роль наследственности ведущая.
6. Психодинамическая концепция развития личности З. Фрейд А. Фрейд Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий). · наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др. В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности), оно (неосознаваемые потребности), сверх- Я (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). Сверх-Я считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне. -первая концепция личностного развития; -открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке; -формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими; -разработка проблемы защитных механизмов; -сведение побудительных сил развития к телесным; -ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу; -периодизация получена на клиническом материале (неврозы);  
7. Эпигенетическая концепция Э. Эриксон Анализ биографий, кросс-культурные сравнения, анализ современного ему общества с выделением его специфики. Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества. Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную периодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эго-идентичности и в групповой принадлежности. -единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека; -человек сам определяет свою судьбу -социальное начало-двигатель развития; -период старости не имеет негативного значения;   -не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах); -нет определения критерия перехода от стадии к стадии; -человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
8. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже Клиническая беседа Особенности детского мышления: ·эгоцентризм; ·реализм; ·артифициализм; ·алогизм; ·трансдукция. Интеллект, общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знаниям которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперационная стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.) Механизм развития – преодоление кризисов развития в течение всей жизни описываемое как решение задач. Результат кризиса – достижение психосоциальной идентичности (создание и принятие целостного образа себя в единстве с социальными связями) -введение метода клинической беседы; -интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе; -развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью; -отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;   -использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта; ·игнорировал влияние обучения на развитие; -ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
9. Культурноисторическая Л. Выготский Эксперимент (развитие понятий)   Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие -культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды, сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). Механизм р-я – социализация, кот. рассматривается как способ преодоления эгоцентризма ребенка. основные характеристики дет. мышления: - эгоцентризм (перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей) - магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) - анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей) - артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей) - реализм (не может фантазировать и представить что-то, если никогда этого не видел); - трансдукция (нет дедуктивного мышления, обобщения). Мех-м развития - развитие действий. Концепция развития психики ребенка как трансформация совершаемых им действий (операций) и развития интеллекта через развитие операций. Действия, первоначально единые с мышлением (сенсомоторная стадия р-я интеллекта) приобретают особые признаки и превращаются в операции. Сенсомоторная и доооперациональная стадии сменяются операциональной. От стадии конкретных операций мышление переходит на стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам. Исходя из этого, Пиаже разработал особое направление исследований – генетическая эпистемология. -введение понятия ВПФ, как содержания психического развития; -среда -источник развития; -ввел представление о смысловом строении сознания; -для развития необходима активность ребенка.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.