Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модификации теории Фрейда



Модификации теории Фрейда

Свою теорию Фрейд совершенствовал всю жизнь. Например, почти в конце карьеры он полностью пересмотрел свою теорию тревожности. Теорию Фрейда развивала далее его дочь Анна, которая сыграла особенно важную роль в прояснении механизмов защиты (1946/1967) и в применении психоаналитической теории в детской психиатрии (1958).

Но если для новых данных Фрейд был открыт, то он был эмпатически не открыт для мнений, расходящихся с его убеждениями. Он был особенно несокрушим, требуя, чтобы коллеги и последователи не ставили под сомнение теорию либидо и центральную роль сексуальных мотивов в функционировании личности. Такой догматизм привел Фрейда к разрыву со многими из наиболее блестящих его коллег, которые разрабатывали альтернативные теории, уделявшие большее внимание несексуальным мотивам. К этим бывшим коллегам принадлежали Карл Юнг и Альфред Адлер, а в более позднее время — Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Эрих Фромм.

К. Юнг (1875—1961), ближайший ученик, друг и последователь Фрейда, разработал свою концепцию психоанализа, которую в отличие от фрейдовской теории он назвал аналитической психологией.

В классическом психоанализе 3. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга есть немало общего, в частности — в учении о личном бессознательном и эго, но вместе с тем и много отличного. Последнее касается общего представления о бессознательном, роли сексуальности в управлении поведением человека, структуры личности, типологии личностей, трактовки вопроса о соотношении личности и общества и многого другого.

Юнг считал, что помимо личного бессознательного, описанного Фрейдом, существует коллективное бессознательное, часть сознания, разделяемая всеми людьми. Коллективное бессознательное состоит из первобытных образов, или архетипов, унаследованных нами от наших предков. К числу этих архетипов относятся архетипы матери, отца, солнца, героя, бога и смерти. Для нахождения свидетельств существования этих архетипов Юнг изучал сновидения, мифы и другие продукты культуры и отмечал, что определенные образы, такие как образ хищника, часто появляются в сновидениях, а также встречаются в религиозных писаниях и древних мифологиях, с которыми люди, которым снятся такие сны, незнакомы. Таким образом, хотя Юнг был согласен с Фрейдом по вопросу о существовании бессознательного, он считал, что теория Фрейда не в состоянии объяснить общераспространенные образы, или архетипы, присутствующие в бессознательной части психики всех людей.

Согласно К. Юнгу конечная жизненная цель человека — это полная реализация я, т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в данном направлении уникально и продолжается на протяжении всей его жизни. Оно включает в себя процесс, обозначаемый как иидивидуация. Она представляет собой динамический и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличност- ных сил и тенденций. В конечном выражении иидивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальности, полное развитие и выражение всех составляющих личности или того, что К. Юнг называет самостью.

Итог индивидуации — самореализация. Она достигается с трудом и доступна не всем личностям, а только способным и высокообразованным людям.

Личность, по К. Юнгу, включает в себя несколько составляющих: эго, персону, тень, аниму (у мужчин,), анимус (у женщин) и самость. Все они являются архетипами.

Эго в интерпретации К. Юнга — это центр сознания личности и вместе с тем один из главных архетипов. В понимании содержания данной подструктуры личности и ее отношений с бессознательным К. Юнг в основном солидаризируется с 3. Фрейдом.

Персона — это внешнее проявление того, чем на самом деле внутренне, психологически является человек, то, что он открывает и предъявляет миру. В состав персоны входят приемлемые, положительно оцениваемые черты характера, социальные роли, способы одобряемого публичного поведения и другое, что может восприниматься

Тень — это архетипическая форма, включающая содержание психики человека, которое подавлено его сознанием. В состав тени нередко входит то, что несовместимо с персоной, противоречит социальным, моральным и этическим нормам, принятым человеком. Тень включает в себя негативные тенденции, которые не приемлемы для человека в нем самом и по сути дела совпадают с тем, что 3. Фрейд называл бессознательным.

Анима или анимус — это, соответственно, некоторая бессознательная структура, которая выступает как составная часть персоны и по-разному представлена у мужчин и женщин.

Самость — важный и наиболее трудный для точного понимания из выделяемых К. Юнгом архетипов. Сам К. Юнг называл самость главным архетипом, определяющим психологический строй и целостность личности. Он обеспечивает единство сознания и бессознательного.

Другим известным «неофрейдистом» был американский психолог Гарри Стек Салливан. Салливан разработал свою собственную теорию личности на базе своего психоаналитического опыта. В своей теории он сделал основной акцент на межличностных отношениях, утверждая, что личность «никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых человек живет и в которых находится его бытие» С точки зрения Салливана, реакции людей на межличностный опыт заставляют их вырабатывать персонификации — психические образы себя и других. Образы себя подразделяются на три категории: персонификация «хорошего я», «плохого я» и «не-я». Последняя категория содержит те аспекты «я», которые являются настолько угрожающими, что индивидуум отделяет их от своей я-системы и удерживает их в бессознательном. Данная концепция близка к концепции вытеснения Фрейда, поскольку утверждает, что требуется постоянное усилие для сдерживания этих аспектов в бессознательном.

Как и Фрейд, Салливан считал, что переживания раннего детства играют важную роль в развитии личности. Однако он полагал, что личность продолжает развиваться и после окончания периода детства. Он выделял семь стадий развития личности: младенчество, детство, подростковый возраст, предъюношеский возраст, ранняя юность, поздняя юность, зрелость, — и утверждал, что наступление каждой из стадий определяется преимущественно социальными факторами. Это означает, что хотя индивидуум может проходить через ту или иную стадию определенным образом в силу присущих ему биологических факторов, основное влияние на его развитие оказывают типичные ситуации, которые встречаются в его жизни в данном возрасте. Таким образом, взгляды Салливана на развитие личности существенно отличаются от биологической в своей основе теории Фрейда.

Все психологи, отошедшие от учения Фрейда, а также более поздних теоретиков психоанализа, придавали большое значение роли эго. Они полагали, что эго присутствует уже в момент рождения, развивается независимо от ид и выполняет иные функции помимо нахождения реалистичных путей удовлетворения импульсов ид, включающие умение справиться со своим окружением и придание смысла своему опыту. Удовлетворение запросов эго включает исследование, манипулирование и навыки выполнения стоящих перед индивидуумом задач. Данная концепция более тесно связывает эго с когнитивными процессами.

Современные представители психоаналитической теории считают, что эго выполняет и другие функции помимо поиска способов удовлетворения импульсов ид («оно»). Эти функции включают обучение тому, как совладать с окружающей средой и придать смысл своему опыту.

Важной составляющей нового подхода является теория объектных отношений, рассматривающая привязанности и взаимодействия индивидуума с другими людьми на протяжении жизни. Сторонники теории объектных отношений не отвергают концепции ид, как и значения биологических побуждений в мотивации поведения, однако они в равной степени проявляют интерес к таким вопросам, как уровень психологической независимости от родителей, глубина привязанности к другим людям и забота о них в противовес озабоченности лишь собственным Я, а также степень развития чувства самооценки и соперничества с другими.

Теория стадий развития Эрика Эриксона, является примером пересмотренной психоаналитической теории. Сам Эриксон учился психоанализу у Анны Фрейд, и свои собственные взгляды он считал развитием теории Фрейда, а не ее изменением. Он рассматривал этапы развития не как психосексуальные, а как психосоциальные стадии, включающие в основном процессы эго. Для Эриксона важной особенностью первого года жизни была не сосредоточенность на оральном удовлетворении, а то, что ребенок научается доверять (или не доверять) своему окружению как источнику удовлетворения потребностей. Важная особенность второго года жизни — не в сосредоточенности на анальных интересах, таких как хождение в туалет, а в том, что ребенок научается самостоятельности. Обучение туалету просто оказывается частой ареной конфликтов, на которой стремящийся к автономии ребенок сталкивается с новыми требованиями подчинения родителям. В теории Эриксона введены также еще несколько стадий, охватывающих весь период жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.