|
|||||
Логистические системы транспортного обслуживанияЛогистические системы транспортного обслуживания
В последнее время главным направлением развития и совершенствования транспортного обслуживания в сфере производства, распределения и потребления продукции в зарубежных странах является логистика. Целью логистики на транспорте является доставка грузов "just in time" – точно в срок при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить запасы на складах промышленных предприятий. Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функций сбыта в сфере логистики осуществляется через посредство "6 richtig" – соблюдение шести условий: груз, качество, количество, время, затраты и пункт назначения. Для достижения таких результатов оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе пакетизации и контейнеризации перевозок, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины заказов и уровня запасов, планирования наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами на магистральном транспорте. Основой для планирования логистики является использование так называемого системного подхода, при котором различные функции логистики (транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, управление запасами, складирование и обработка заказов) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы. Работа одних элементов системы логистики влияет на работу и эффективность других ее элементов. Системный подход предполагает оптимизацию всей системы, а не каких-либо отдельных ее частей. Роль транспорта существенно меняется в логистических системах. В рамках логистических технологий дисциплина транспортного обслуживания определяется не заявкой отдельного отправителя или получателя на перевозку, а оптимальным соотношением затрат и прибыли на цикл "производство-потребление". В литературе [15] приведена следующая общая схема логистической системы (рисунок 9.1). На приведенной схеме отражены основные варианты транспортных связей, определяющих сумму технологий, которые используются в системе разработки. Штриховыми линиями показаны связи управления. Выделим следующие признаки классификации транспортных логистических систем. Вид доставки от производителя к потребителю: прямая, с переработкой на транспортных терминалах, с переработкой и хранением в распределительном центре (РЦ). Вид дисциплины обслуживания: со склада поставщика или РЦ на склад потребителя или РЦ; со склада поставщика или РЦ непосредственно потребителю; с производства поставщика на производство потребителя без складского хранения и переработки (система типа "точно в срок"). Вид транспортного сообщения: смешанное (автомобильно-железнодорожное и др.); прямое (автомобильное, железнодорожное, воздушное, водное, морское). Логистические системы обеспечивают материало- и товародвижение, как правило, грузов высокой стоимости и большой номенклатуры. Первоочередное внимание таким грузам обусловлено их исключительно важной ролью в экономике развитых в материальном отношении стран. Повышение эффективности материало- и товародвижения достигается за счет унификации и укрупнения грузовых единиц. При прямом сообщении грузы, как правило, перевозятся пакетами, а в смешанном сообщении – контейнерами и трейлерами. Следует отметить, что транспорт, как элемент инфраструктуры, все чаще берет на себя нетранспортные функции по хранению и распределению продукции, освобождая потребителя от сбытовых и распределительных функций. Таким образом, транспорт перестает быть обособленной отраслью экономики, продающей услуги по перемещению продукции. Он выступает как производитель широкого круга логистических услуг, готовый осуществлять комплексное обслуживание. Рассмотрим несколько современных логистических систем, разработанных в США и Японии и получивших широкое распространение в Западной Европе. В США разработана и нашла достаточно широкое распространение система МДП. В этой системе формируются планы производства продукции по номенклатуре и количеству в соответствии с прогнозами рыночной конъюнктуры. Система МДП предусматривает создание текущих и страховых запасов, что целесообразно в условиях многономенклатурного производства. Для принятия решения в этой системе применяют разнообразный математический инструментарий теории исследования операций. Наиболее важной функцией системы МДП является планирование потребности материалов. Эта функция предполагает решение ряда задач, в их числе прогнозирование, управление запасами и закупками, транспортное обеспечение поставок и т. д. Система "Канбан", разработанная фирмой "Тойота" (Япония), позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными затратами. Эту систему в отличие от МДП специалисты назвали «тянущей», так как участки последующих этапов производства вытягивают необходимую им продукцию с участков предыдущих этапов. При этом «тянущая» система противопоставляется «толкающей» МДП, когда изделия с предыдущих участков производственного цикла выталкиваются на последующие независимо от того, нужны ли они там в данный момент или нет. Сущность системы "Канбан" в том, что на все производственные участки завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих, которое действительно необходимо для ритмичного выпуска точно определенного объема продукции. Наиболее ощутимо преимущество системы "Канбан" в автомобильных фирмах Японии. Стоимость запасов деталей на каждый выпускаемый автомобиль американских фирм достигает 500 долларов, а у "Тойоты" – 77 долларов. Разновидностью японского варианта системы "Канбан", нашедшей достаточно широкое применение в Западной Европе, является система "точно в срок" (ЛТ). Одним из основных условий успешной работы системы ЛТ является координация работы транспорта. Удаленные друг от друга поставщики могут успешно использовать системы логистики ЛТ путем взаимодействия между собой и планирования партий грузов. Такие поставки получают все большее распространение и позволяют осуществлять экономичные ежедневные грузовые перевозки. Например, в Германии получили распространение системы доставки контейнеров, мелких отправок, тяжеловесных и других грузов "за ночь". В эту систему включены одиннадцать экономических районов, которые принимают и отправляют перечисленные грузы. Логистика находит широкое применение при срочной доставке грузов. Например, при перевозке замороженных грузов и грузов с регулируемой температурой, доставке хлеба и молочных продуктов. По мере развития рыночных отношений, международного разделения труда наблюдается тенденция перехода от региональных к национальным и глобальным логистическим системам. Дальнейшее совершенствование систем логистики связано с внедрением информационной технологии, обеспечивающей электронный обмен данными (ЭОД) между участниками перевозочного процесса. Главной целью использования ЭОД является устранение бумажной документации и облегчение обмена информацией. Обмен накладными на отправку грузов на основе электронной техники – это вид использования ЭОД, обеспечивающий передачу данных по накладным на отправленные грузы от компьютера грузоотправителя на компьютер экспедитора или транспортной фирмы. Целями такой передачи являются точная передача информации, сокращение до минимума письменных работ в пункте отправки грузов, ускорение перемещения грузов, увеличение производительности грузоотправителя и транспортной фирмы. Сообщение о местонахождении груза – это наиболее важная область применения ЭОД на транспорте, позволяющая улучшить обслуживание заказчика. Возможность получения информации о местонахождении всех грузов и ее обработка с помощью системы ЭВМ представляют значительную ценность для грузоотправителя. Имея постоянный доступ ко всей информации о местонахождении грузов, грузоотправитель имеет возможность улучшить обслуживание заказчика без дополнительных трудовых затрат. Процесс передачи заказчику данных о местонахождении грузов, осуществляемый ежедневно со дня вывоза до самой доставки груза, позволяет использовать эти данные для реализации программ производства и обслуживания по принципу "точно в срок".
|
|||||
|