Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логистические системы транспортного обслуживания



 Логистические системы транспортного обслуживания

 

В последнее время главным направлением развития и совер­шенствования транспортного обслуживания в сфере производства, распределения и потребления продукции в зарубежных странах является логистика.

Целью логистики на транспорте является доставка грузов "just in time" – точно в срок при минимальных затратах трудовых и ма­териальных ресурсов Поставка материалов, сырья, готовой про­дукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функ­ционирование всей экономической системы, позволяет существен­но сократить запасы на складах промышленных предприятий. Ло­гистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому счита­ют, что реализация функций сбыта в сфере логистики осуществ­ляется через посредство "6 richtig" – соблюдение шести условий: груз, качество, количество, время, затраты и пункт назначения.

Для достижения таких результатов оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе пакетизации и контейнеризации перевозок, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины заказов и уровня запасов, планирования наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами на магистральном транспорте.

Основой для планирования логистики является использование так называемого системного подхода, при котором различные функ­ции логистики (транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, управление запасами, складирование и обработка зака­зов) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействую­щие элементы системы. Работа одних элементов системы логи­стики влияет на работу и эффективность других ее элементов. Системный подход предполагает оптимизацию всей системы, а не каких-либо отдельных ее частей.

Роль транспорта существенно меняется в логистических сис­темах. В рамках логистических технологий дисциплина транспорт­ного обслуживания определяется не заявкой отдельного отправи­теля или получателя на перевозку, а оптимальным соотношением затрат и прибыли на цикл "производство-потребление". В литературе [15] приведена следующая общая схема  логистической системы (рисунок 9.1).

 

На приведенной схеме отражены основные варианты транспортных связей, определяющих сумму технологий, которые используются в систе­ме разработки. Штриховыми линиями показаны связи управления.

Выделим следующие признаки классификации транспортных логистических систем. Вид доставки от производителя к потребителю: прямая, с переработкой на транспортных терминалах, с перера­боткой и хранением в распределительном центре (РЦ). Вид дисциплины обслуживания: со склада поставщика или РЦ на склад потребителя или РЦ; со склада поставщика или РЦ непосредственно потребителю; с про­изводства поставщика на производство потребителя без склад­ского хранения и переработки (система типа "точно в срок"). Вид транспортного сообщения: смешанное (автомобильно-железнодорожное и др.); прямое (ав­томобильное, железнодорожное, воздушное, водное, морское).

Логистические системы обеспечивают материало- и товародви­жение, как правило, грузов высокой стоимости и большой номенк­латуры. Первоочередное внимание таким грузам обусловлено их исключительно важной ролью в экономике развитых в материаль­ном отношении стран. Повышение эффективности материало- и товародвижения достигается за счет унификации и укрупнения грузовых единиц. При прямом сообщении грузы, как правило, пе­ревозятся пакетами, а в смешанном сообщении – контейнерами и трейлерами.

Следует отметить, что транспорт, как элемент инфраструк­туры, все чаще берет на себя нетранспортные функции по хране­нию и распределению продукции, освобождая потребителя от сбы­товых и распределительных функций. Таким образом, транс­порт перестает быть обособленной отраслью экономики, продаю­щей услуги по перемещению продукции. Он выступает как произ­водитель широкого круга логистических услуг, готовый осуществлять комплексное обслуживание.

Рассмотрим несколько современных логистических систем, раз­работанных в США и Японии и получивших широкое распростра­нение в Западной Европе.

В США разработана и нашла достаточно широкое распростра­нение система МДП. В этой системе формируются планы произ­водства продукции по номенклатуре и количеству в соответствии с прогнозами рыночной конъюнктуры. Система МДП предусматрива­ет создание текущих и страховых запасов, что целесообразно в ус­ловиях многономенклатурного производства.

Для принятия решения в этой системе применяют разнообраз­ный математический инструментарий теории исследования опе­раций. Наиболее важной функцией системы МДП является пла­нирование потребности материалов. Эта функция предполагает решение ряда задач, в их числе прогнозирование, управление за­пасами и закупками, транспортное обеспечение поста­вок и т. д.

Система "Канбан", разработанная фирмой "Тойота" (Япония), по­зволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными затратами. Эту систему в отличие от МДП специалисты назвали «тянущей», так как участки последующих этапов производства вы­тягивают необходимую им продукцию с участков предыдущих эта­пов. При этом «тянущая» система противопоставляется «толкающей» МДП, когда изделия с предыдущих участков производствен­ного цикла выталкиваются на последующие независимо от того, нужны ли они там в данный момент или нет.

Сущность системы "Канбан" в том, что на все производствен­ные участки завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих, которое действительно необходимо для ритмич­ного выпуска точно определенного объема продукции.

Наиболее ощутимо преимущество системы "Канбан" в автомо­бильных фирмах Японии. Стоимость запасов деталей на каждый выпускаемый автомобиль американских фирм достигает 500 дол­ларов, а у "Тойоты" – 77 долларов.

Разновидностью японского варианта системы "Канбан", нашед­шей достаточно широкое применение в Западной Европе, являет­ся система "точно в срок" (ЛТ).

Одним из основных условий успешной работы системы ЛТ яв­ляется координация работы транспорта. Удаленные друг от друга поставщики могут успешно использовать системы логистики ЛТ пу­тем взаимодействия между собой и планирования партий грузов. Такие поставки получают все большее распространение и позво­ляют осуществлять экономичные ежедневные грузовые перевозки. Например, в Германии получили распространение системы дос­тавки контейнеров, мелких отправок, тяжеловесных и других гру­зов "за ночь". В эту систему включены одиннадцать экономических районов, которые принимают и отправляют перечисленные грузы.

Логистика находит широкое применение при срочной доставке грузов. Например, при перевозке замороженных грузов и грузов с регулируемой температурой, доставке хлеба и молочных продуктов.

По мере развития рыночных отношений, международного раз­деления труда наблюдается тенденция перехода от региональных к национальным и глобальным логистическим системам.

Дальнейшее совершенствование систем логистики связано с внедрением информационной технологии, обеспечивающей элек­тронный обмен данными (ЭОД) между участниками перевозочного процесса. Главной целью использования ЭОД является устране­ние бумажной документации и облегчение обмена информацией.

Обмен накладными на отправку грузов на основе электронной техники – это вид использования ЭОД, обеспечивающий передачу данных по накладным на отправленные грузы от компьютера гру­зоотправителя на компьютер экспедитора или транспортной фирмы. Целями такой передачи являются точная передача информации, сокращение до минимума письменных работ в пункте отправки гру­зов, ускорение перемещения грузов, увеличение производительно­сти грузоотправителя и транспортной фирмы.

Сообщение о местонахождении груза – это наиболее важная область применения ЭОД на транспорте, позволяющая улучшить обслуживание заказчика. Возможность получения информации о местонахождении всех грузов и ее обработка с помощью системы ЭВМ представляют значительную ценность для грузоотправителя. Имея постоянный доступ ко всей информации о местонахождении грузов, грузоотправитель имеет возможность улучшить обслужива­ние заказчика без дополнительных трудовых затрат.

Процесс передачи заказчику данных о местонахождении гру­зов, осуществляемый ежедневно со дня вывоза до самой достав­ки груза, позволяет использовать эти данные для реализации про­грамм производства и обслуживания по принципу "точно в срок".


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.