Обработка результатов
Подсчитайте общее количество баллов.
От 3 до 5 баллов — относится к себе адекватно и позитивно.
Больше 5 баллов — завышенная самооценка.
От 0 до 3 баллов — заниженная самооценка.
Меньше 0 (отрицательный результат) — относится к себе негативно, возможно, полное неприятие себя.
3. Оцените, как расположен «автопортрет» на листе.
Критерий | Балл |
Занимает весь лист и расположен в анфас | +3 |
Очень большой и занимает почти весь лист | +2 |
В центре листа или чуть выше | +1 |
Внизу страницы | -1 |
Внизу страницы и очень маленький | -2 |
В нижних углах, в профиль, как будто стремится убежать | -3 |
Если ребенок изобразил себя внизу маленькой фигуркой — это свидетельствует о его депрессивном состоянии, чувстве неполноценности.
Обработка данных
Проанализируйте данные, которые вы получили, и определите уровень развития гендерной идентичности мальчика или девочки.
Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем (будет мамой, папой); называет признаки феминных и маскулинных качеств личности мальчика и девочки; осознает необратимость своего пола; выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к этому полу и выполнением социально требуемых полоролевых функций); проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой); обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола; постоянно демонстрирует мужские (женские) способы поведения в различных ситуациях.
Средний уровень: ребенок знает свой пол, но с трудом называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет нечеткое представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем; называет лишь 2–3 качества мальчика или девочки; осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но легко соглашается на воображаемое изменение пола; предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к полу, так и к соответствию качествам мальчика или девочки; обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола: нестабилен в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.
Низкий уровень: ребенок знает свой пол и некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки; обнаруживает неустойчивое представление о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие знаний о них в будущем; не знает качеств мальчиков или девочек и соответствующих им способов поведения; допускает возможность изменения пола; нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки; проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола; крайне неустойчив в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.
Книжка «Я — был. Я — есть. Я — буду»
Книжка «Я — был. Я — есть. Я — буду» — модификация методики М.М. Кончаловской.
Цель: исследовать, как видит себя ребенок в прошлом, настоящем и будущем, с какими прошлыми событиями своей жизни и ожиданиями в будущем связан его образ «Я».
Информация имеет ценность в ходе диагностики детско-родительских отношений, в дошкольной профориентационной работе.
Материалы: лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, цветные карандаши, зеркало.
Инструкция. Первую страницу оставьте чистой — в ходе работы записывайте на ней сведения о ребенке. На второй страничке вверху напишите «Я — был» («Каким я был раньше»), на третьей — «Я — есть» («Какой я сейчас») и на четвертой — «Я — буду» («Каким я буду»).
Педагог-психолог: Здравствуй! Мне нравятся книжки. А тебе? Сегодня мы с тобой будем рисовать картинки в необычной книжке. Открой первую страничку. Вспомни, каким ты был раньше, и нарисуй себя. (Ребенок рисует.)
А теперь осмотри себя, можешь взглянуть в зеркало. Нарисуй себя, какой ты сейчас. (Ребенок рисует.)
Представь, каким ты будешь, каким ты станешь, и нарисуй.
Вопросы к каждому рисунку:
· Что здесь нарисовано?
· Что происходит на рисунке?
· Сколько тебе здесь лет?
· Какой ты здесь?
Обработка данных. Ответы относят к категории объективной или субъективной. Объективная категория содержит социальную идентичность, как ребенок относит себя к группе, где границы и условия общения знают все.
Субъективная категория включает самоописания, которые связаны с чертами характера, состояниями или другими моментами. Чтобы что-то в них выяснить, нужны указания самого испытуемого, как он соотносит себя с другими людьми. Вывод об идентичности ребенка можно сделать на основе количества самоопределений и их содержания.
Книжка «Это я»
Книжка «Это я» — модификация одноименной методики.
Цель: познакомить с названиями частей лица, головы, сформировать образ «Я».
Вариант первый
Материалы: книжка-ракладушка из плотной бумаги или картона (на каждую страницу наклейте овал лица из розовой или бежевой бумаги); детали лица (глаза, уши, губы и др.) из разных материалов, бумаги, картона, поролона, обрезков ткани (вельвета, бархата, шелка, драпа), макаронных изделий, ракушек; зеркало.
Педагог-психолог: Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, что я тебе принесла. (Покажите ребенку заготовку книжки с приклеенными на страницах овалами лица.) Как ты думаешь, на что это похоже? Правильно, это похоже на лицо. Чего не хватает на лице? (Если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему посмотреть в зеркало.) Да, не хватает глаз. Это мои глаза. Покажи мне, где у тебя глаза. Давай мы приклеим глаза. (Ребенок приклеивает на страницу только глаза. Внизу крупными печатными буквами напишите «ГЛАЗА».) Давай вместе повторим: «глаза». (Четкая подпись под рисунком помогает ребенку освоить чтение.)
Чего еще не хватает на лице? Да, не хватает носа. Это мой нос. Покажи мне, где твой нос. Давай мы приклеим нос. (Ребенок приклеивает на страницу только нос. Внизу крупными печатными буквами напишите «НОС».) Давай вместе повторим: «нос».
Примечание: Остальные детали лица обсудите и приклейте с ребенком по такой же схеме. На последней странице книжки изобразите голову со всеми деталями, которые ребенок приклеивал ранее.
Вариант второй
Материалы: книжка из ткани (фланели), на каждую страницу приклейте овал лица из розовой или бежевой ткани, детали лица (наклейте на липучку).
Ребенок сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно «составляет» лицо: прикрепляет детали на контур головы. Если у него не все получается, на одной из страниц заготовьте образец: наклейте на контур необходимые детали, а на соседней странице попросите ребенка создать такое же изображение.
Усложните задание, прикрепите к контуру, например, сразу три глаза или только одно ухо или два носа и спросите ребенка, все ли на картинке правильно.
Вариант третий
Материалы: книжка из ткани (фланели), на каждую страницу приклейте овал лица из розовой или бежевой ткани со всеми деталями, кроме рта и бровей; детали рта и бровей, которые отражают разные эмоциональные состояния, приклейте на липучки; листочки с надписями эмоциональных состояний лежат на столе, перевернутые вверх рубашкой.
Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой поиграем с необычной книжкой. На каждой страничке этой книжки нарисовано лицо. Но у лица нет рта и бровей. Мы будем приклеивать брови и рот в зависимости от настроения. А настроение «спрятано» в этих листочках. Возьми листочек, который тебе нравится. На листочке написано «ВЕСЕЛЫЙ». Как ты думаешь, какой у веселого человека рот? Да, он улыбается. Давай приклеим подходящие веселому человеку рот и брови.
Примечание: Ребенок прикрепляет ротики и брови к другим нарисованным лицам, проговаривая, какой получается человек: веселый, грустный, сердитый и др.
Книжка «Моя семья»
Авторы методики «Моя семья» В. Васильева, В. Юнихина, Е. Роднева, Н. Захарова, Р. Погорелова.
Цель: облегчить период адаптации к условиям детского сада.
Материалы: книжка-раскладушка (в виде домика) маленького размера, чтобы помещалась в кармашке рубашки (платья, брючек); фотографии членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры), фотографии домашних животных — любимцев ребенка; клей. Для оформления книжки используйте мягкие, приятные на ощупь материалы: фетр, мягкий пластик, бархатная бумага, шерсть.
Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, на что похожа наша с тобой книжка? Правильно, на домик. Мы поселим в этот домик твою семью. (Покажите фотографии близких ребенку людей.) Пусть у каждого будет своя комнатка — страничка. Кого мы поселим в домик первым? Маму? Хорошо, поселим маму. (Ребенок приклеивает фотографию мамы в домик. Если нет под рукой фотографий, нарисуйте каждого члена семьи.) Кто еще будет жить в твоем домике? Папа? Хорошо, поселим папу. (Ребенок приклеивает фотографию папы в домик. На последней странице вклейте фотографию всей семьи дошкольника.)
Наша замечательная книжка готова. Ты можешь взять ее с собой и положить в кармашек. Если тебе станет грустно, ты заскучаешь по маме или папе, ты можешь достать книжку и полистать ее, называя по имени маму, папу и других членов семьи.
Примечание. Когда ребенок рассматривает книжку, он отвлекается от невеселых мыслей. А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал к тому, что ребенку требуется уделить внимание.
Книжка «Мой дом»
Цели: развить память, связанную речь, мышление и воображение; провести диагностику детско-родительских отношений.
Материалы: книжка в виде домика из плотной бумаги или картона, фигурка ребенка из картона. Каждая страница книжки — комната (прихожая, кухня, ванная, спальня, детская комната). Дверцы шкафов открываются; полочки сделаны так, что за них можно просовывать соответствующие предметы обихода: в коридоре — одежда; в ванной — зубные щетки, расческа, полотенце; в кухне — посуда; в детской — игрушки и книжки. Фигурки членов семьи и домашних животных из бумаги или пластмассы.
Примечание. Для детей младшего дошкольного возраста изготовьте и расрасьте книжку заранее. С детьми старшего дошкольного возраста оформите книжку совместно.
Педагог-психолог: Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, на что похожа наша с тобой книжка? Правильно, на домик. В этом домике будет жить семья. Как ты думаешь, кто будет здесь жить? Выбери фигурки. Расскажи, кто живет в твоем домике? Кто чем занимается? Давай поиграем с фигурками.
Примечание. Анализ и интерпретацию игры ребенка проводите аналогично анализу психологического рисуночного теста «Моя семья». Обсуждая с ребенком игру, пользуйтесь не прямыми вопросами, а проективными. Например, вместо: «Кого ты не выбрал из твоей настоящей семьи?», узнайте: «Если вместо кошечки ты выбрал бы человека, то кто это мог бы быть?». Задайте ребенку вопросы, которые помогут определить то, как ребенок относится к членам своей семьи.
Вопросы, которые выявляют позитивное отношение:
1. У тебя есть 2 билета в кино, один из них твой. Кому из членов семьи ты предложишь второй?
2. Ты делаешь поделку, но у тебя что-то не получается. Кого позовешь на помощь?
3. Если ты будешь жить на необитаемом острове, то кого бы ты захотел взять с собой?
Вопросы, которые выявляют негативное отношение:
1. У тебя есть … билетов в цирк (на один меньше количества людей в семье). Кто не пойдет с вами и останется дома?
2. Вся семья собралась идти в гости, но один из вас заболел… Кто останется дома?
3. Если вы всей семьей сядете играть в настольную игру, но для одного из вас не хватит карточек, как ты думаешь, кто это будет?
Книжка-сказка (истории)
Цель: корректировать и предупредить эмоциональные и поведенческие нарушения.
Материалы: книжка-раскладушка из плотной бумаги или тонкого картона, изобразительные материалы (фломастеры, карандаши, восковые мелки, пастель).
Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Тебе нравятся книжки? Мне нравятся. Сейчас я буду тебе рассказывать сказку, и мы вместе с тобой будем делать рисунки к нашей истории. Хорошо? Ну, тогда начнем.
Примечание. Расскажите ребенку сказку (историю), в которой находит свое отражение его проблема (например, различные страхи, развод родителей, рождение еще одного ребенка в семье, травматические переживания). В ходе чтения сказки (истории)вместе с ребенком нарисуйте иллюстрации к тексту.
Сказка «Слоненок, который боялся темноты»
Автор сказки «Слоненок, который боялся темноты» О.В. Хухлаева.
Цель: скорректировать страх темноты и одиночества, повышенную тревожность, общую боязливость у детей от 4 лет.
«На далекой планете, в самом центре сияющей пустоты, которую взрослые называют Галактикой, жил-был Слоненок.» Давай мы с тобой нарисуем Слоненка.
«Слоненок очень боялся темноты. Когда он оставался один в своей комнате, он зажигал свечку и садился на кровать, зорко всматриваясь в ночь. В эти минуты он думал над тем, как все-таки несправедливо устроен мир: почему-то надо беспрекословно слушаться взрослых, даже если они не правы: нельзя лазить руками в тарелку, когда ешь, надо каждое утро умываться и чистить зубы, с лучшим другом на прогулке нельзя бегать по лужам. А по ночам… Тут Слоненок тяжело вздохнул: надо сказать, что он очень боялся темноты. Ничего и никого в жизни Слоненок не боялся так, как этой черной пустоты, которая расползалась вокруг него по ночам.» Сейчас мы нарисуем с тобой темную комнату и кровать Слоненка.
«Вот и сегодня ночью он сидел, обхватив себя, боясь пошевелиться. Он не отрывал взгляда от Огонька, мирно подрагивающего в ночной тиши, зная, что как только он оторвет от него взгляд, со всех сторон тут же к нему потянут руки всякие ночные страшилища.» Нарисуем Огонек в темноте.
«Огонек вдруг покачнулся и спрыгнул на стол рядом со Слоненком.
— Привет, Слоненок! Я давно за тобой наблюдаю, и ты мне очень нравишься… Давай станем друзьями?
— Друзьями? С тобой? А как же мы сможем дружить? Ведь я такой большой, а ты — маленький.
— Ну и что? Главное, чтобы вместе нам было бы интересно!
— Ну, хорошо, попробуем. А что мы будем делать?
— Как что — играть! В догонялки! Води!
И Огонек со Слоненком стали играть.» А давай нарисуем, как Огонек и Слоненок играют.
«Заигравшись, они выбежали на улицу и оказались на лугу, среди ночных цветов, под звездным небом. И тут Слоненок испугался: он еще никогда не был один среди такого большого тумана темноты.» Нарисуем с тобой Слоненка и Огонек на улице под звездным небом.
«- Ну что же ты, Слоненок? — спросил его Огонек, тряхнув рыжей шевелюрой.
— Я боюсь, — прошептал Слоненок. — Здесь так много всего страшного: посмотри, какие чудища глядят на нас! — и он зажмурился.
— Где чудища? — спросил Огонек и тихонько приблизился к Слоненку, но, приближаясь, он наступил на головку колокольчика и тот мелодично зазвонил, разрывая черную пелену тьмы. Он перепрыгнул на другой цветок, и тот тоже издал звон. И вскоре все цветы вокруг Слоненка пели веселые песенки.» Давай нарисуем с тобой поляну цветов.
«Услышав удивительную мелодию, Слоненок приоткрыл глаза и не поверил: тьма рассеялась, а цветы дружно кивали головками и беседовали друг с другом. Весело прошла эта ночь. Слоненок играл и разговаривал со своим новым другом — Огоньком. А под утро он вернулся домой, лег в кровать и подумал, что теперь будет с нетерпением ожидать прихода следующего вечера, когда вновь появится его новый друг и они опять поиграют.» Нарисуем, как Слоненок спокойно спит в своей кроватке.
Сказка «Принцесса двух королевств»
Автор сказки «Принцесса двух королевств» Т.Н. Блинова.
Цель: снять тревожность у детей в ситуации развода родителей. Для детей от 4 лет.
«В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая принцесса.» Давай нарисуем семью принцессы.
«Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец, плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью, послушанием и благодарностью.» Нарисуем красивый дворец принцессы.
«По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В королевстве Бусинок уже давно не было короля. С тех пор как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее.» Сейчас нарисуем королевство Бусинок.
«Как-то Бусинки собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения.
Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать к Бусинкам. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница — маленькая принцесса и преданные слуги.» Давай нарисуем короля в королевстве Бусинок, и как там все наладилось.
«С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым, как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств.» А теперь нарисуем с тобой счастливую принцессу.
История о смелой Наташе
Цель: корректировать страх или нежелание играть с детьми на детской площадке.
Педагог-психолог: Давай нарисуем на первой странице твой портрет и подпишем «Это Наташа». На второй странице нарисуем детскую площадку. Вспомни, что есть на детской площадке. (Ребенок отвечает.) Да, правильно, там есть качели, песочница, лестница и др. Детей на площадке нет. Давай назовем еще раз то, что мы нарисовали с тобой. Это — качели. Наташа любит качаться на качелях, ей весело, когда она качается. Это песочница. Наташа любит играть с песком, строить домик и дорожки, лепить куличики. Это — лестница. Наташа любит лазать по лестнице. Ступеньки такие яркие. Наташа забирается наверх, оттуда все вокруг хорошо видно, и ветерок смешно щекотит шею. Это домик. Наташа любит играть в домике в дочки-матери и в королевство принцессы. (Помогайте ребенку участвовать в разговоре, вспоминать, как и во что он играл в песочнице, в детском домике и т. д.)
А теперь нарисуем девочку Катю, которая тоже любит играть на площадке. Вот Катя. (На следующей странице нарисуйте девочку.) Посмотри, какие у нее красивые глаза, она улыбается. Она любит играть с ребятами, а в руках у Кати мяч. (Изобразите на нескольких следующих страницах других детей, с которыми Наташа может встретиться на площадке.)
А теперь давай нарисуем всех ребят вместе. (На следующей странице рисуются несколько детей.) Они играют на площадке и зовут Наташу.
Давай нарисуем Наташу рядом с детьми, в руках у нее будет мяч. (Рисуете такую картинку.) Вот играют Наташа, Миша, Катя. Они играют в мяч. Они играют вместе. Им весело. Они улыбаются.
Примечание. Если Наташа не хочет играть вместе с другими детьми, взрослые читают ей эту книжку многократно, не обязательно всю сразу. Вместо картинок можно использовать фотографии.
Книжка «Руки в книге»
Автор методики «Руки в книге» С. Ершова.
Цель: сплотить детский коллектив.
Форма проведения: групповая.
Материалы: альбом, простой карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, дырокол, ленточка.
Педагог-психолог: Здравствуйте, мои друзья! Вам нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы все вместе сделаем необычную книжку. Каждый из вас сделает свою страничку. Возьмите листочки и простые карандаши. Для начала нужно обвести контур своей ладошки.
Теперь раскрасьте ладошку. Для этого возьмите цветные карандаши, фломастеры, мелки. (Дети проявляют фантазию: кто-то рисует героев сказок, цветы, узоры, кто-то делает из пальчиков разных персонажей.)
Молодцы! Возьмите ножницы и вырежьте ладошку, отступив от краев примерно 1 см. Приклейте вырезанную ладошку на цветную бумагу и снова вырежьте ее. Вот и получились странички для нашей книги.
Примечание. С обратной стороны на ладошки приклейте считалочки, стишки-мирилки. Подпишите каждую страничку-ладошку и прокалите дыроколом. Соедините все страницы ленточкой.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|