Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рубинштейн А. Г. 4 страница



Что предпочтительнее в художественном произведении: правда без возвышенности или возвышенность без правды? Я предпочитаю последнее, потому что она действует на мое воображение, тогда как первое оставляет его без возбуждения.

Казалось бы, что вопрос о предании тела земле после смерти или о сожжении должен был быть безразличным, а между тем он представляется спорным. Не является ли тут руководствующей мыслью воскресение из мертвых? Это по-детски, но как же объяснить это иначе?..

Если кто желает, чтобы какой-либо из его поступков остался незамеченным современниками, то он должен громко высказать свое намерение совершить этот поступок. Если же он сделает из него тайну, то это возбудит любопытство, подозрения, искажения и сделается злобою дня.

Русский напивается из душевной потребности (в самом узком смысле этого слова), другие нации - из задора. Оттого русский в пьяном состоянии обыкновенно нежен, весел, плаксив. Люди других наций обыкновенно задорны и грубы.

При известном чувстве стыда женщины мне непонятен дамский портной. Условность - понятие для дам, допускающее все. Так, например, разнообразные вырезы платья при бальном туалете, допущение обнимать себя мужчине во время танцев, предоставление своей головы в распоряжение парикмахера при самом откровенном неглиже и еще разные особенные требования моды! Все это понятно вследствие условности. Но в одном чувство стыдливости женщины преобладает над условностью - это в постоянном, все громче раздающемся требовании женщин-врачей для лечения женских болезней.

Воспитание детей - это большая ответственность как перед обществом, так и перед государством. Это недостаточно сознают теперь родители. Оно не столько основано на образовании детей, сколько на развитии в них необходимых черт характера. Древние спартанцы в этом отношении имели, если не в принципах, то в основных понятиях правильное чувство этой ответственности.

Тот факт, что при каждом тоне естественно звучит септима, доказывает, что и в самой природе существует диссонанс - смерть.

Я не сержусь, если меня беспокоят во время работы, считая, что этим делают одолжение человечеству.

Когда я ем устрицы, мне всегда приходит на мысль: каким образом первому, кто их ел, вздумалось проглотить устрицу, чтобы сказать нам, что это вкусное блюдо? То же, впрочем, можно сказать и про другое съедобное.

Когда я наблюдаю за производством выборов (избрания депутатов и др.), то я прихожу к сознанию, что люди не заслуживают никакой другой формы правления, как только деспотической.

Я считаю не вполне зрелыми по культуре те нации Европы, у которых высшее общество придает большое значение своему национальному костюму.

Человеку необходимо иметь сознание долга, который он должен исполнять во что бы то ни стало. В противном случае он теряет смысл своего существования.

Если вспомнить, что теперь еще находятся матери, которые делают своим детям (девочкам) дырки в ушах, чтобы они могли носить серьги, то можно задать себе вопрос: неужели цивилизация отличает европейских женщин от диких только тем, что первые не носят колец в носу, как последние.

Европа интересна своим прошлым, Америка - будущим. Во всяком случае настоящее в этих обеих частях света мало утешительно.

Девятнадцатое столетие, кроме многого другого, отличается еще тем, что оно потрясло все до сих пор считавшиеся непоколебимыми институты и доказало человечеству их несостоятельность. Так что теперь уже не является невозможным предугадать дальнейший путь человечества (понятно, не принимая в соображение продолжительность времени). Едва ли возможно ожидать чего-либо абсолютно нового. Вероятнее всего, человечество будет вертеться в колесе все того же старого. Европа идет мало-помалу навстречу федеративной республике, Америка - монархии, с тем чтобы опять вернуться: Европе - к монархии, Америке - к республике, постоянно восстановляя между этими двумя крайностями конституцию в виде переходной ступени. Европе предстоит великая борьба рас, после которой народы опять образуют нации, затем общины и, позднее, семейства. Следовательно, произойдет обратное шествие истории, по которому человечество когда-то уже прошло. И по отношению к религии можно ожидать того же: люди опять обратятся к многобожию, чтобы вновь вернуться к одному Богу. Возможно, что человечество, наконец, придет к золотому веку и сделается человечеством братьев одного семейства, с одной общей религией, единственной общей формой правления, без войн, социализма, без золотого тельца и т. д. Но это случится, вероятно, лишь тогда, когда будет предстоять в самом близком времени конец мира.

Люди совершают свои действия и поступки, обыкновенно, с мыслью о Боге. Если бы они, при всех своих поступках, имели в виду мысль о человечестве, они действовали бы менее легкомысленно, ибо Бог милостив, но не люди.

Себялюбие - обыкновенно и всеобще. Самопомощь - трудна, но встречается. Самокритика - очень тяжела и встречается редко. Самоубийство исключение, потому что оно - "ultima ratio"*.

Есть и питаться - слова, которые кажутся синонимами, но в общеупотребительном смысле это весьма различные понятия: богатый - ест, бедный - питается.

Писание - удовлетворение, печатание - ответственность.

"Les extremes se touchent"**. Следовательно, Россия и Франция могут заключить союз.

Для евреев я христианин, для христиан - еврей. Для русских я немец, для немцев - русский. Для классиков я будущник, будущникам - ретроград, и т. д. Вывод: ни рыба ни мясо, существо, достойное сожаления.

Меня упрекают в том, что я мало двигаюсь, но я могу думать только сидя и лежа. Если мне во время ходьбы придет какая-либо мысль, я должен остановиться, чтобы подумать над этой мыслью и развить ее. Хождение мешает размышлению. Во время ходьбы мысли тоже движутся, они даже перегоняют друг друга. Гигиеническое же хождение без мысли я охотно предоставляю любителям прогулок.

Самое ужасное, что можно себе представить - это анархист. Ибо это животное в человеческом образе, и даже животное не в нормальном состоянии, а в бешенстве.

Оперный композитор не должен бояться "слишком многого", "слишком длинного", "слишком широкого" в своем сочинении. Это достояние капельмейстера, который счел бы себя оскорбленным в своем достоинстве, если бы в каком-нибудь сочинении не имел возможности чего-нибудь сократить, "похерить", урезать. Иначе композитор рискует, что ему урежут в сочинении его самое главное и самое лучшее, так как сокращение должно непременно быть. Это - "con-ditio sine qua nоn"* принятия чего-нибудь к постановке.

От выдающегося артиста можно было бы ждать, кроме его творчества, жизненного совета или указания для жаждущего научиться его искусству. А публика и дамы в особенности требуют от него уроков, как от любого профессионала.

Незнание языков ведет к взаимному недоразумению народов между собой. Если друг друга понимаешь и можешь разговориться - судишь совсем иначе.

Величайшее данное человеку благо - это солнечный свет. О, свет солнца! Мне непостижимо, как могут люди, живующие под голубым солнечным небом, иметь те же политические и социальные недовольства, как те, которые приговорены к жизни под серыми облаками и в тумане.

Досадна дерзость музыкальных рецензентов, когда они, прослушав всего один раз какое-нибудь произведение, не чувствуют никакой ответственности, решая категорически и безапелляционно, что "это хорошо, а то дурно". Самый крупный музыкант не решится окончательно судить об опере, оратории, симфонии и т. д. после первого исполнения, ибо как часто вещь после нескольких исполнений нравится нам больше, чем в первый раз, а иногда и наоборот. Но я еще никогда не читал отчета рецензента, в котором после того, как он однажды порицал какую-нибудь вещь, было бы сказано: "На этот раз эта вещь мне больше понравилась", или если он ее похвалил: "На этот раз вещь эта мне меньше понравилась".

Публика не всегда бывает многоголовой гидрой. Она часто бывает и многоглавым, весьма добродушным, существом. Я прихожу к этому убеждению при посещении театров. В большинстве этих великолепных зданий, возведенных за последнее время во многих больших городах, всю сцену, все происходящее на сцене видит лишь одна часть публики, другая же часть видит лишь половину сцены, а третья часть публики ровно ничего не видит.

Крайние принципы недопустимы. Золотая середина обычно бывает правильной, но она остается без внимания. Потому, что если человеку преподать какое-либо правило и заметить при этом, что допускается то или другое исключение, - он с особою любовью будет руководствоваться исключением.

Республиканское правление требует от нации полной политической зрелости. Франция теперь - республика и потому имеет право ставить себя во главе всех европейских государств. Хотя в ней еще надолго останутся анархические проявления, легитимистские брожения и клерикальные происки. Швейцарию нельзя считать, потому что она имеет мало политического значения и ведет скорее пассивное существование, будучи в своей неприкосновенности охраняема договорами.

Лучше если приношение делается от имени неизвестного (анонимно). Дружеский же подарок приятнее, когда его украшает имя.

Детские голоса имеют ничем не заменимую прелесть, в особенности при многоголосии, которое у детей еще эффектнее, чем унисон.

Музыка для своего выражения так же мало нуждается в словах, как и архитектура, скульптура или живопись. Так же как и поэзия мало нуждается в музыке. Нельзя предположить, чтобы первое пение человека было со словами (человеческий голос как инструмент - следовательно, без слов, для обогащения звуков в оркестре - был бы даже логичен). Лишь впоследствии дошло до того, что пение выработалось в особый род искусства, который, однако, надо считать второстепенным, если чувствовать и понимать музыку в ее высшем значении.

Нынешнее творчество во всех областях, за исключением наук, напоминает мне электричество - яркий свет без огня.

Реализм на сцене пугает нас не столько из-за реальности действия, сколько потому, что он предстает перед нами в современном облике, и поэтому мы его воспринимаем как будто он относится к нам самим. Если бы нам представляли его в облике прошедших времен, мы не признавали бы его таковым и смотрели бы на него как на зрелище.

Наше нынешнее творчество во всех областях искусства реально, тенденциозно, программно, а потому лишено абсолютного художественного характера, так как вызывает рассуждение. Искусство для нас уже не является выраженным стремлением к бессознательному - оно является выражением сознаваемого. Многие считают это более правильным, мне же это кажется умалением значения искусств - это отнимает у них мистический, мифологический характер.

Германия обязана своим объединением и нынешним удивительным могуществом отчасти делом нейтралитета России в 1870 году. Доказательством того, что Германия это сознает и видит в России "deus ex machina"* политической будущности, является гениальный политический шахматный ход, создавший Тройственный союз (Германия, Австрия и Италия). Но вызванный им Двойственный союз (Россия и Франция) может оказаться матом для Германии.

Народная масса в гневе подобна стихиям - она ужасна, непобедима, разрушительна, безжалостна и невменяема.

Концертное пение как специальность стало цениться только со второй половины нашего столетия. Мне это понятно только в случае, если кто-либо не идет на сцену вследствие отсутствия драматического таланта или по семейным обстоятельствам. В противном же случае кажется, как будто такой артист сам себе дает "testimonium paupertatis"*. Артист в своем искусстве должен уметь все. Он может в одном роде быть более искусным, чем в другом, но он не должен избирать себе как жизненное призвание только один род этого искусства. Это было бы похоже на то, если бы музыкант посвятил себя исключительно исполнению одних ноктюрнов, этюдов или сонат. В прежние времена публика предъявляла к вокальным артистам гораздо более строгие требования, чем теперь. Даже на спецификацию характера голоса прежде обращали гораздо меньше внимания, чем сейчас: Рубини один вечер пел в "Сомнамбуле", другой - в "Отелло". Не говоря уже о Лаблаше, который был одинаково велик как в комическом жанре, так и в трагическом. Романс, пожалуй, единственный жанр, требующий особого положения. Великий артист сумеет приобрести навык и в этом жанре. Но с тех пор, как романс фигурирует в симфонических концертах, он много потерял в своей оригинальности. Во всяком случае, слабые требования публики виноваты в распространении концертных певцов и певиц.

Артист не должен родиться в богатстве. Заботы о хлебе насущном даже полезны ему в первое время - они придают драматизм его творчеству. Но заботы эти не должны быть слишком продолжительны. Он должен, наконец, прийти к свободной от материальных забот жизни. В противном случае эти заботы о насущном хлебе могут уменьшить и даже совсем уничтожить силу его творчества.

Бывают художники (живописцы, скульпторы и др.), которые работают всю свою жизнь над одним произведением, чтобы довести его до совершенства. Бывают другие, которые всю свою жизнь создают бесконечное количество работ, которым, однако, далеко до совершенства. Последнее кажется мне более логичным. Абсолютного совершенства в человеческом произведении быть не может, но и в несовершенных произведениях может быть прекрасное и достойное внимания. Обилие произведений имеет в себе что-то симпатичное, потому что является наивным, между тем как мнение о возможности создать нечто совершенное носит на себе печать самомнения.

Наука ежедневно делает поразительные успехи; почти ежедневно являются такие изобретения, которые отнимают всякий смысл у чудес. Однако до сего дня ничего еще не изобретено против зубной боли и морской болезни. При этом мне хочется всегда воскликнуть в адрес изобретателей: "Зачем искать вдали, когда прекрасное лежит так близко!"

Каждый язык по своему духу является лучшей характеристикой народа.

Я мог бы объяснить себе бессмертие души только в том случае, если бы душа, покидая тело и оставляя на земле самые дорогие для нее существа, вступила с ними с того света в какие-либо сношения. Но допустить оставление душой земли с тем, чтобы существовать в других мирах и служить совсем чуждым интересам, не имеющим ничего общего с оставленными ею на земле, этого я не могу допустить.

Часто случается, что старые мужчины влюбляются в молодых девушек, привлекаемые их неопытностью. Но часто случается, что и молодые девушки влюбляются в старых мужчин - их привлекает опытность.

Аристократия - это искони существующее в человеческом обществе зло мыслима только тогда, когда она богата и могущественна. Поэтому устройство ее в Англии хотя и бесчеловечное, но единственно правильное. Противоположность тому - Россия, где сыновья князя, - сколько бы он их ни имел, - тоже все князья, и после смерти главы рода состояние его должно разделиться между всеми сыновьями равномерно. В России существует только фамильная аристократия, которая в государстве и в обществе имеет лишь такое значение, насколько высокий ранг она занимает в служебной иepapxии. Другого значения она не имеет никакого. Понятно, что в человеческом смысле единственно это логично, но в смысле института - это абсурд. Отсюда заметна за послед-нее время тенденция к английской системе посредством устройства майоратов и т. п.

Усилившееся в настоящее время занятие спиритизмом указывает на увеличивающееся стремление к открытию того, что над нами, до и после нас, так что даже намек на все это является желанным. О люди! Несчастные существа! Вечные вопрошатели, которые никогда не до-ждутся ответа!

Как у военных можно узнать чин по наружным отличиям на мундире, точно так надо было бы ввести такие же отличительные признаки и на штатских платьях - это во многом облегчило бы общественные сношения. Так как всесветный фрак и белый галстук делают то, что часто можно действительного тайного советника принять за лакея, и наоборот.

Камин относится к печи так же, как ухаживание - к любви.

Я живу в постоянном противоречии с самим собой, то есть я думаю иначе, чем чувствую. В церковно-религиозном смысле я - атеист, но убежден, что было бы несчастьем, если бы люди не имели никакой религии, никакой церкви, никакого Бога. Я - республиканец, но убежден, что единственно правильная форма правления для людей, подходящая их собственному существу, - строго монархическая. Я люблю своего ближнего, как самого себя, но убежден, что люди едва ли заслуживают лучшего, чем неуважения и т. д. И все это относится не к бескультурным, а к культурным и даже выдающимся людям. Эти противоречия отравляют мне жизнь, ибо логично, что человек так думает, как чувствует, и так чувствует, как мыслит. Неужели я в самом деле ненормальный?

Благодаря путешественникам, описывающим и иллюстрирующим нам жизнь народов и стран, мы приобретаем о них более правильное понятие, чем то, которое себе составили вследствие незнания или предубеждения. Только по отношению к России и ее народу нельзя этого констатировать. Наиболее меня это удивляет со стороны артистов (немцев, французов, итальянцев), которые всегда являлись в Poccию массами, видели самый блестящий, сердечный и прибыльный прием со стороны двора, публики и частных лиц и по возвращении на родину - за весьма малыми исключениями - не считали даже нужным и вообще не желали исправить существующее ложное мнение об этой стране. Неблагодарность - самое мягкое выражение для такого образа действий!

До нашего дня удержались некоторые абсурдные музыкальные понятия прошлого, например: увертюра к опере и антрактная музыка в драматическом представлении. С чисто музыкальной точки зрения и то и другое - ерунда, ибо если дело идет только о том, чтобы дать публике время занять места, то с одинаковым успехом можно до начала оперы "Фиделио" играть "Ах, мой милый Августин". Если же увертюра написана в форме попурри, то спрашивается, зачем нужно вперед заставлять публику прослушивать мотивы, которые впоследствии будут пропеты? Если же это предварительная инструментальная передача действия, то опять, спрашивается, зачем? Она должна пробуждать настроение публики? Но настроение создается лишь самим действием. Следовательно, увертюра - не что иное, как лишнее бренчание. А между тем именно в этой области было сотворено столько удивительно прекрасного! Поэтому самым подходящим местом для этих вещей будет концертная программа. Например: "Егмонт", "Сон в летнюю ночь" и другие увертюры - "Леонора № З", "Волшебная флейта", "Волшебный стрелок" - просто как музыкальные вещи такой формы, а отнюдь не как пьесы для исполнения в театре перед представлением.

Строго говоря, человеку должно было быть "ubi bene ibi patria"*. Однако это совсем не так: любовь к родине развита в нем так сильно, что будь это Сибирь или Сицилия, цивилизованная или дикая страна - он всегда тоскует по своей родине, если судьба занесет его вдаль от нее. Космополитизм может привиться, патриотизм - прирожден.

Между птицами один соловей является певцом, а щебетанье остальных птиц, по-видимому, не что иное как болтовня.

"Интервью" сделалось теперь общепринятым, но оно не что иное как скверный обычай, импортированный в Европу из Америки вместе со страстью к автографам. В политических вопросах оно, быть может, имеет еще какой-нибудь смысл, так как таким путем государственный человек может иногда высказать то, что должны узнать его противники и другие нации. Но для чего интервью артисту? Говорить откровенно о своих коллегах он не посмеет. Что касается его артистических взглядов, то он их и так не скрывает. Влияние же на публику он приобретает своим исполнением. Наконец, едва ли он чувствует потребность публично объявлять о своих частных и семейных обстоятельствах. Следовательно, к чему это? Но опять, если попробовать уклониться от этой тягости, то это значит - действовать прямо себе во вред, давая пищу клевете. "O tempora, o mores!"*

Когда я наблюдаю теперь современных греков и римлян, то мне каждый раз приходит на ум вопрос: неужели это в самом деле потомки древних греков и римлян, или же это только переселившиеся на эту классическую почву чужеземцы? Потому что они так удивительно не похожи на то, чему нас учили относительно их предков. Неужели же эти древние народы окончательно исчезли? И если нет, то где же они? Если их вытеснило великое переселение народов или ислам, то куда они попали? Если же современные греки и римляне, тем не менее, оказываются потомками своих предполагаемых предков, то остается только сожалеть о том, насколько добродетель и качества у народа могут измениться и даже совсем исчезнуть!

Театр потерял свое художественное значение вследствие ежедневных представлений (опера, драма и прочее). Публика уже больше не находит в нем необыкновенного художественного наслаждения. Артисты делаются чуть ли не поденщиками и все вообще получает спекулятивный характер предприятия, в котором искусство является только средством для унизительной цели добычи денег. В особенности с тех пор, как и придворные театры стали ежедневно давать представления. Насколько было бы лучше, если бы, в особенности за придворными театрами, осталось нечто торжественное, некий ореол чего-то необыденного и что так подобает искусству, - если бы представление в придворном театре было праздником для публики, художественной задачей для артистов, вопросом чести для дирекции! Ведь были же времена, когда это было именно так. Неужели же нынешнее положение вещей может считаться прогрессом?

"Хорошо" и "скверно" - эти понятия, столь относительные и растяжимые, подлежат столь разнообразным оттенкам и модификациям (в особенности в отношении к искусству и художественным произведениям), что их невозможно употреблять абсолютно. А между тем публика и даже пресса делают это весьма охотно. Отсюда столь большой успех посредственностей и столь частое непризнание талантов.

Мне снился однажды необычный сон: я видел храм, в котором были собраны разные инструменты оркестра. К этому храму подходит рояль и требует, чтобы его тоже приняли в их среду. Инструменты оркестра подвергают его экзамену и предлагают ему воспроизвести их разнообразные тембры и мелодии, но находят его исполнение неудовлетворительным. Вследствие этого рояль впадает в отчаяние и скорбь, но, встрепенувшись, дерзко объявляет себя самостоятельным оркестром и насмехается над другими инструментами. Те злобно доказывают ему, что именно он не мог воспроизвести и, наконец, выбрасывают его вон из храма. Я попробовал передать этот сон звуками (Третий фортепианный концерт, G Dur) и хотел даже приложить к нему программу, но потом оставил эту мысль, предполагая, что по предписанной программе один слушатель может в звуках найти одно, а другой - совсем иное.

Материнская любовь по своему происхождению материальна: ребенок - моя плоть и кровь. Любовь отца - более идеального свойства - мною созданный. Материнская любовь интенсивнее. Отеческая -более спокойная, сосредоточенная. Но любовь обоих - одинаково натуральная, родительская, потому что объект ее родился от взаимного притяжения. Во всем материальном есть частица идеального, как и всему идеальному присуща частица материального.

Поэзия творчества много теряет от того, что цветы можно вырастить в оранжереях и что цыпленка можно вывести искусственно (без курицы).

Публика предъявляет к актеру (и к концертанту) два главных требования: 1) чтобы он сам прочувствовал исполняемое им и 2) естественность в исполнении. Но оба эти требования только условно верны. Относительно первого пункта: артист за время своей карьеры должен сыграть ту же пьесу несколько сот раз. Возможно ли уже из одних соображений здоровья, чтобы он каждый раз переживал положение, им передаваемое? Следовательно, он должен довести свое мастерство до такой степени, чтобы во время своего исполнения уметь возбудить в зрителе (слушателе) иллюзию, будто он сам испытывает передаваемое, - тогда он выполнил свою задачу. Относительно второго пункта: уже одно то обстоятельство, что артист находится на сцене, следовательно, отдельно от зрителя, что он должен гримироваться, чтобы лицо его казалось натурального цвета, что шепот его должен быть совершенно ясно слышен тысячью людей и многое другое еще - все это доказывает, что естественность на сцене обусловливается разными особенностями, иначе она не может достигнуть цели. Действительный смех или плач на сцене исказили бы лицо и голос и вызвали бы у зрителей совершенно не то представление, какое требуется положением. Следовательно, приведенные выше требования сводятся к тому, чтобы артист: 1) исполнял свою роль в духе пьесы и 2) чтобы он не преувеличивал или шаржировал.

Человек настолько нуждается в признании и похвале, что если он их находит, то они редко его удовлетворяют. Если же он их не имеет, то впадает в самовосхваление.

Фотография относится к живописи, как относится клавираусцуг музыкального оркестрового или вокального произведения к партитуре.

Только жизнь незаменима, а кроме нее - все и всё.

Выдающийся артист (артистка) не должен бракосочетаться. Его выдающееся общественное положение создает ему столь частые и столь разнообразные ловушки, что он должен был бы быть святым, чтобы устоять против всех соблазнов. Если же он хочет жениться, то должен найти жену, которая имела бы столько житейской мудрости, что могла бы отличить неверность от мгновенного заблуждения страстей. Он только тогда будет ей неверен, если он для другого существа забудет ее, себя самого и своих детей и отдаст этому другому существу все, что имеет. А пока он чувствует к этому существу только физическое влечение, жена его не должна отчаиваться, так как его "лучшее я" принадлежит, тем не менее, всецело ей - он только показал минутную слабость и на одно мгновение в нем взяло перевес животное чувство. Не спорю, что трудно найти жену, обладающую столь большой жизненной мудростью, и потому лучше совсем не жениться (или уже только по окончании артистической карьеры). Необходимо принять во внимание и такой вопрос: не потребует ли и жена от него той же мудрости?

Следует ли при чтении стихов больше обращать внимание на ударения и рифмы или на смысл фразы? Говорят, что в последнем случае, стихотворение превращается в прозу. Я не могу с этим согласиться, так как стихотворение создается не только рифмой, но и ритмическим изображением поэтических мыслей. Или, если смотреть на рифму как на одежду, нужно помнить, что "не платье красит человека".

Загадка - жизнь, разгадка - смерть.

Политическая гибель народа всегда возбуждает участие и жалость, например Польша. Но поляки являются наиболее католическим (папским) народом Европы, и если бы Пруссия и Россия были странами католическими - поляки гораздо меньше оплакивали бы свою несамостоятельность (возмущения их после третьего раздела были не столько политического, патриотического, сколько церковного, религиозного происхождения). Но со временем они придут к убеждению, что их географическое положение таково, что (пока Европа не сделается федеративной республикой) они, если бы и возродились благодаря каким-либо чрезвычайным обстоятельствам в отдельное государство, тем не менее, могли бы существовать лишь до тех пор, пока следующий политический переворот не привел бы их опять к настоящему их положению.

Короли всегда прежде имели при себе придворных шутов, т. е. кого-то, кто имел право говорить им правду. Но только для развлечения!

Человеческие свойства так специфичны и так мало имеют между собой общего, что, например, необразованный человек может быть разумным, ученый может делать глупости, гений - совершать в другой области абсурды, высокоморальный человек - быть слабохарактерным и т. п. Это, понятно, не исключает того, что один человек может иметь много качеств, но, во всяком случае, не все. "Es ist dafur gesorgt, dass die Baume nicht in den Himmel washsen sollen*".

При настоящем характерe войны она должна быть вовсе отменена, так как она сделалась теперь не чем иным, как убийством масс в самом широком смысле слова. Но нельзя отменить войну в ее древних проявлениях, как-то: единоборство, ссоры, драки, мщение и т. п. Этого нельзя отменить ни третей-скими судами, ни судами чести, ни моральными принципами, ни мирными конгрессами, так как в таком виде война присуща не только человеческой природе, но и всякому живому существу. Было бы только желательным, чтобы война всегда признавалась несчастием и была бы исключением.

"Jedes soll nach seiner Weise selig werden"* - мудрое изречение. Ведь в каждом человеке живет чувство, что над ним имеется нечто или некто ему невидимое и необъяснимое, но могущественное и окончательное, к чему он может обратиться в беде и печали, в радости и благодарности. Почитает ли он это в камне или животном, в естественном или сверхъестественном существе, в Иегове, Христе, Аллахе, Магомете, Будде, Ормузде, Аримане, Брахме или Вишну - безразлично. Лишь бы он при этом признавал мораль, которая его улучшает, направляет к добру. Следовательно, руководить им должна не религия, а мораль. Я могу понять проповедников и миссионеров только как учителей морали, но не как учителей религии. Я вообще не понимаю, почему все люди должны быть христианами, или евреями, или магометанами, а меньше всего почему католиками, православными или протестантами! Насколько спокойнее и счастливее были бы люди, если бы их наставляли так, чтобы они думали и поступали только в духе блага и пользы, в духе справедливости и любви к ближнему, и предоставляли им право верить и молиться, кому и чему им угодно, следовательно - не навязывали им религию. Пока этот принцип не будет признан, подлинный прогресс человечества будет оставаться под большим вопросом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.