|
|||
Ориентировка в схеме собственного тела.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Пространственно-временные представления включают в себя величины, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела, представления о последовательности смены явлений и состояний материи, а именно о смене времени суток, времен года, дней недели. Пространственные ориентировки включают два вида ориентировок, тесно связанных между собой: 1. Ориентировка в собственном теле; 2. Ориентировка в окружающем пространстве. Дети дошкольного возраста практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое – левое» Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.
При наличии детей – левшей следует доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить. Далее предлагается: - Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога, рука). - Соотнести части тела с левой рукой, назвать их (левое колено, локоть). - По инструкции показать, например, правую бровь, левый локоть и т.д. -На схеме (лист с обведенными кистями рук) приложить кисть, определить и назвать руку, - на схеме (лист с обведенными следами обуви) приложить, определить и назвать ногу, - найти ботинок для левой (правой) ноги, - найти варежку для левой (правой) руки. Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Задание 1. «Сколько у одного человека и у трех человек?» (голов, носов, рук, ног, ушей, глаз) Задание 2. «Что лишнее и почему?» Рука, человек, нога (человек, т.к. это целое, а рука, нога –части его тела). Хлеб, язык, зубы (хлеб, т.к. это еда, а язык и зубы то, чем мы едим). Задание 3. «Чем мы»: смотрим – глазами, слушаем - …,Хлопаем -…, жуем -., -Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе. 1. Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны. 2. Аналогично – слева. 3. Повернуть голову влево, вправо. Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу. Ориентировка в "схеме собственного тела". 1. Покажи свою левую руку. . Покажи свою правую ногу. . Покажи свой левый глаз. . Покажи своё левое ухо. . Левой рукой дотронься до правой ноги. . Правой рукой дотронься до левого уха. . Правой рукой дотронься до левого плеча. . Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону. . Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка). . Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка). . Скажи, какая это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка). . Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?
|
|||
|