|
|||||||||||||||||
Проект по окружающему миру (старший дошкольный возраст) на тему:Проект времена года (Осень)Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проект по окружающему миру (старший дошкольный возраст) на тему:Проект "времена года" (Осень) С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно еще дошкольник не может найти ответы на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно - иллюстрированным методом обучения, воспитатели и педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций,, экспериментирование, опытно- исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используют комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия таких занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о временах года, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит с разнообразием, красотой каждого времени года, на занятиях художественно - эстетического цикла – образами природы в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно- прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно - исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе дошкольного учреждения, начальной школы.
Из истории возникновения проектного метода После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально - педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.ХХ.Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». У.Х.Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя: - постановку проблемы; - составление плана ее реализации; - оценку ее выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении этих проблем оставалось за педагогом. У.Х.Кильпатрик выделял 4 вида проектов: Ø Созидательный (производительный); Ø Потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления); Ø Проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения); Ø Проект – упражнение.
Использование этих проектов, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончанию школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем. Примером обучения ребенка по «методу проектов» может служить выполнения задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ученика, вывести его на путь более серьезных интересов.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В.Игнатьева, В.Н.Шульгина, Н.К.Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Е.Г.Кагаровсчитал, что: - исходным пунктом обучения должно служить интересы сегодняшнего дня; - проект должен осуществляться поэтапно; - школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны; - ведущим становится принцип самодеятельности: учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим; - проект – есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М.В.Крупенинаполагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. По М.В.Крупениной проектный метод состоит из 5- ти этапов: - постановка цели; - разработка самого проекта принятого задания; - организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии; - непосредственно трудовая деятельность; - учет проделанной работы Российские ученые в 20-х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты: - по составу участников – коллективные и индивидуальные; - по целевой установке – игровые, общественно- полезные и производственные; - по срокам реализации – большие и малые.
В 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно- урочная система, не выполнялась программа обучения).
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое взаимодействие в совместной с ребенком деятельности, опираясь на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Проект –это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личности программы.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить слишком отдаленные задачи, требовать охватывать одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой). Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации. План работы воспитателя над проектом «Времена года»
Выбранный нами проект можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Цель проекта –развитие свободной творческой личности ребенка, через обеспечение психологического благополучия и здоровья ребенка. Задачи: Ø Развитие познавательных способностей; Ø Развитие творческого воображения; Ø Развитие творческого мышления; Ø Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности: (для младшего возраста) – вхождение детей в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом; - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). (для старшего дошкольного возраста) – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределилась следующим образом по этапам проекта:
Реализации проекта «Времена года» показал свою актуальность и эффективность. Он дал возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволило успешно закрепить полученные знания и реализовать их в практической деятельности.
|
|||||||||||||||||
|